Радует, что Кубанское войско уверенно лидирует среди казачества России. Не станем перечислять все наши достижения, о них и так написано немало. Одно лишь участие кубанцев в Параде Победы на Красной площади говорит о многом. И вот очередной шаг вперед — создание первой в современном мире казачьей дивизии. Да-да, это не оговорка. Как известно, казачество есть и в других странах, и не только в бывших советских республиках, но и в США, Австралии, Канаде. Инициатором создания первого столь крупного казачьего соединения стал атаман Таманского отдела Иван Васильевич БЕЗУГЛЫЙ. В минувшие выходные 1-я Таманская казачья дивизия получила Знамя. Отныне 19 сентября станет еще одной знаменательной датой таманцев.
Военные сборы — казачья работа
Пятница 18 сентября. Станица Раевская. Стрелка часов не успела перевалить отметку 9, а на подъезде к полигону 7-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии уже десятки автобусов и автомобилей. На развилке выставлен казачий патруль.
Казаки-дежурные показывают направление. Пяток минут и мы на полигоне. Мы — это помощник войскового атамана полковник Евгений Курбатов и спецкор «Вольной Кубани». Не успели выйти из машины, как тут же навстречу испытанные друзья, с которыми колесили по дорогам охваченного войной Донбасса, — Володя Сокуров, Женя Любогошин, Сергей Гричаненко. Тогда миссия по доставке гуманитарной помощи под Дебальцево была не увеселительной прогулкой. Три поездки в Донбасс, где в то время гремели выстрелы, сближают не слабее родственных отношений. Обнялись как родные...
Издалека слышен зычный голос атамана Таманского отдела Ивана Безуглого, (кстати, командовавшего группой сопровождения гуманитарки в Донбасс).
— Господин атаман! Хорунжий Капрелов на военно-полевые сборы прибыл!
— Емельяныч, рад тебя видеть, брат!
Неподалеку от командного пункта атаман Черноморского округа Сергей Савотин. И хотя его казаки провели военно-полевые сборы в Раевской раньше, не приехать к тем, с кем держал оборону в крымских степях, он, само собой, не мог. Приехал не с пустыми руками. Три бочки с квасом ой как выручили казаков!
Из автобусов на огневой рубеж следуют одна группа казаков за другой. Инструктаж — и первые стрелки занимают позиции. Перестук автоматных очередей смешивается с пулеметными и громкими выстрелами ручных противотанковых гранатометов. Становлюсь в шеренгу пулеметчиков. «Печенег», из которого уже доводилось стрелять раньше, не пулемет, а песня — за полтора километра (прицельная дальность) может смести все живое — как-никак 650 выстрелов в минуту. Жаль, лента из двадцати патронов быстро заканчивается. После него автомат АК-47 кажется каким-то несерьезным. Запах пороха для настоящего мужчины сродни доброй чарке: пьянит и возбуждает. Казачьи гены, что ни говори, дают о себе знать.
Отстрелявшись, наблюдаю за огнем офицеров штаба. Безуглый первой очередью из АКМ сбивает ростовую мишень, да и остальные не палят в белый свет. Хорошо!
В этом году казачат было, как никогда, много. По самым скромным прикидкам — человек двести. Некоторым из них по шесть-семь лет. От стола, где разложено оружие: (снайперские винтовки, автоматы различных модификаций, пистолеты, РПГ) их не оттащить. Впрочем, как и со стрельбища. Естественно, стреляют они под присмотром дедов, отцов или наставников. Кое-кто из казачьей детворы бьет в цель, как прирожденный снайпер. Из 20 выстрелов по десять-двенадцать попаданий. Восторг, одно слово.
— Жалко, патронов мало, — говорит Егор. — Была бы возможность, я бы целый день стрелял.
Обучение в Таманском отделе поставлено как положено. Группа за группой проходят каждое учебное место. Средства связи, минно-взрывное дело, медицинская подготовка. Офицеры-десантники доходчиво объясняют.
— А это что, ноутбук? — спросил один из казаков инструктора.
— С помощью этого программно-аппаратного комплекса командир роты может видеть, где находится каждый солдат или БМП, давать целеуказание снайперам и артиллеристам. При этом если сигнал глушится противником, то комплекс автоматически переходит на другие частоты.
Интерес к занятиям такой, что офицеры порой не успевают отвечать на вопросы. Особенно на учебном месте, где рассказывают и показывают ПЗРК «Игла». Естественно, стрельба из переносного зенитно-ракетного комплекса была не предусмотрена, но желающих подержать его, глядя в прицел, было немало.
...Час дня. На солнце градусов под сорок, но казаки стойко переносят жару. Только к водовозке бегают все больше и больше. На случай, если кому-то вдруг станет плохо, на полигоне дежурят машины скорой помощи. Все в Таманском отделе продумано до мелочей.
Евгений Курбатов, весь день контролировавший стрельбы, вернулся к машине с полуобгоревшим лицом. Еще бы, ведь стреляло почти две тысячи казаков. И ни одного ЧП!
Не останавливаться на достигнутом
Место в районе Абинска, где разбит полевой лагерь, — особенное: здесь проходили подготовку казаки до революции, во время Великой Отечественной войны и вот сейчас. Затрудняюсь назвать его точную площадь, скажу, что очень большая. Организация — четкая армейская! Около двух тысяч казаков размещены в палатках. Налажена работа полевых кухонь. Часовые и дневальные несут службу. Никто без дела не слоняется. Комендантский взвод, включающий службу контрразведки, проверяет каждый въезжающий автомобиль. Мало ли кому взбредет мысль устроить беспорядки или теракт. Тем же «правосекам», до которых не так уж и далеко. Все контрразведчики, кроме фонариков, вооружены ножами, нагайками, элетрошокерами, за поясами наручники для особо буйных. Тут не забалуешь...
В сумерках офицеры штаба во главе с атаманом отдела проводят обход.
— Батальон, смирно! — звучат команды по мере обхода лагеря. Безуглый интересуется, не подстыли ли часовые, пожимает руки дневальным, некоторым лет по пятнадцать, беседует с молодежью. Отец-командир, одним словом.
В штабе идет напряженная работа, отрабатываются и обсуждаются все детали, связанные с вручением Знамени дивизии: кто и где стоит, когда и как подходит — ритуал должен быть соблюден безукоризненно. Ведь вручение Знамени дивизии бывает лишь раз.
— Иван Васильевич, что послужило причиной создания Таманской дивизии? Чем не устраивала бригада?
— Во-первых, нельзя останавливаться на достигнутом. Когда мы более двадцати лет назад вышли на военно-полевые сборы в составе одного Таманского полка, нас было около шестисот казаков. Через два года, смотрю, стало собираться пятьсот человек — начался спад. Мы создали Таманскую бригаду в составе четырех полков — двух таманских и двух полтавских. На сборы приезжали почти полторы тысячи казаков. Прошло три года и — снова спад. Мы пошли дальше и решили создать дивизию. Пусть полки пока неполноценные, но они станут основой дивизии. Полки будут пополняться. Сегодня в полках 200–300 человек, в дальнейшем доведем их численность до шестисот. У нас появится новая цель. Ведь через пять лет, когда в очередной раз достигнем цели, нужно будет создавать еще одну дивизию — 2-ю Таманскую.
Во-вторых, известные события в Крыму в прошлом году многое показали. Мы были готовы перебросить туда всю бригаду, правда, этого не понадобилось. А если бы понадобилось, кого мы оставляем в хуторах и станицах? Начнись дома какая-то заваруха или случись наводнение, еще какой-либо природный катаклизм, кто придет на помощь? Значит, у нас должно быть больше полков, и если часть их будет решать какие-то задачи за пределами Таманского отдела, то оставшиеся смогут удержать любую нештатную ситуацию под контролем.
Логично. И безусловно, о создании более крупных казачьих соединений целесообразно задуматься и другим отделам.
Равнение на Знамя!
На следующий день жизнь лагеря шла по плану. Под руководством директора геленджикской казачьей спортивной школы «Баско» Сергея Тархова казаки отрабатывали приемы ножевого боя, Наташа Плотницкая гоняла и старых и малых, обучая приемам боевой акробатики. Ее подруга Аня Тюнькина учила казаков владению шашкой. Кстати, инструкторы снова приехали за свой счет. Почему-то ни правление Кубанского войска, ни власти Геленджика не обращают внимания на нуждающихся в поддержке участников казачьей спортивной школы. Странно?
Метание ножа, рукопашный бой, гиревой спорт, перетягивание каната, преодоление полосы препятствий — в общем, все были при деле.
Показательные выступления разведчиков, неуступающих спецподразделениям, произвели впечатление не только на казаков, но и на губернатора Вениамина Кондратьева. Задержание условных террористов, движущихся в автомашине, мастерская работа снайпера, поразившего мишени из винтовки для стрейкбола. Погрузка в кузов грузовика по спинам стоящих лесенкой двух казаков. И все это под разрывы петард и дымовую завесу. Зрелище, скажу вам, еще то!
Наступил торжественный момент вручения Знамени дивизии. Две тысячи казаков, выстроившихся на плацу по стойке смирно, знаменная группа, офицеры штаба. Войсковой атаман Николай Долуда зачитал грамоту о вручении Знамени Таманской дивизии — воинской реликвии, символизирующей доблесть и славу боевых традиций кубанских казаков. Атаман отдела Иван Безуглый, склонившись на одно колено, поцеловал стяг. Развевающееся Знамя казаки каждого полка встретили троекратным ура.
— Братья-казаки! — обратился Вениамин Кондратьев к таманцам, делегациям крымских и терских казаков, прибывшим на военно-полевые сборы отдела. Сегодня казаки — организованное сплоченное войско. На ваших плечах ответственность за эту землю и народ, который отплатит вам настоящим добром и доверием. Экономический рост края, благосостояние его жителей — важные вещи. Но грош цена росту экономики, если не будет роста нравственного самосознания. Это чувство нужно закладывать с рождения, чтобы у нас больше не было потерянных поколений...
Губернатор края пообещал выделить средства для создания в казачьем лагере стационарного центра подготовки молодежи. Представьте, сколько кадетов, учащихся классов казачьей направленности, да и просто детей и молодежи, тянущихся к военно-прикладным видам спорта, можно подготовить за лето. Армию!
...Уезжая с военно-полевых сборов Таманского отдела, вспомнил фразу: «Слава Богу, я казак!». Дай Бог, нас станет еще больше.
Сергей КАПРЕЛОВ.
Хорунжий Кубанского казачьего войска,
спецкор «Вольной Кубани».
Фото: автора.