«Большой бедой, в том числе и гибелью людей, могут обернуться серьезные ошибки, сохраняющиеся в нормативных документах, гидрологических расчетах, не исправленные и после катастрофического наводнения 2012 года в Крымске».
Вода — не снаряд, в одну воронку попадает дважды…
«Большой бедой, в том числе и гибелью людей, могут обернуться серьезные ошибки, сохраняющиеся в нормативных документах, гидрологических расчетах, не исправленные и после катастрофического наводнения 2012 года в Крымске» — с такого тревожного заявления началось интервью «Труду» руководителя лаборатории дистанционного зондирования Земли из космоса Института географии РАН Льва Десинова.
Авторитетный ученый известен бескомпромиссностью в поисках научной истины. Лет десять назад он убедительно опроверг отправленные в высокие инстанции выводы межведомственной комиссии о причинах обрушения ледника Колка в Кармадонском ущелье. Тогда почти 20 миллионов тонн льда устремились вниз не потому, что, как утверждала комиссия, на Колку сверху упала другая глыба. Роковую роль, доказал Десинов, сыграл неспящий вулкан, разогревший горные поверхности и вызвавший интенсивное таяние.
А в прошлом году ученый сумел разгадать другую загадку, объяснив, каким образом возникла смертоносная семиметровая волна, накрывшая город Крымск...
Так вот сегодня Десинов предупреждает об опасности новых масштабных наводнений на юге России. Возможность подобных цунами подробно обсуждалась на прошедшем в Санкт-Петербурге VII Всероссийском гидрологическом съезде. Но услышат ли подаваемый учеными сигнал тревоги высокопоставленные чиновники? По мнению Десинова, из той масштабной трагедии в Крымске (где, напомню, погибли 155 человек, а число пострадавших превысило 60 тысяч) не извлечено должных уроков. В строительных нормах по-прежнему фигурируют заниженные цифры экстремальных водных потоков (ими должны руководствоваться проектировщики и строители мостов и гидротехнических сооружений). А ведь страшное наводнение в Крымске случилось во многом из-за того, что «неправильные» проемы между опорами, заполнившись ветками и прочим мусором, сыграли роль плотины... Почему опять наступаем на те же грабли?
«Прошлогоднее наводнение, — подчеркивает Лев Васильевич, — наглядно показало, как устарели наши представления об интенсивности дождей в ряде южных районов, о пиковом расходе воды в реках. Считалось, что в предгорных и горных районах Западного Кавказа, на территории Краснодарского края максимальное количество осадков не может превышать 100—120 мм в сутки.
Но в один из июльских дней 2012-го в Геленджике выпало 311 мм — трехкратное превышение! Этому есть объяснение. В последние 12—15 лет резко изменились природно-климатические условия. А мы оказались безоружными. Один лишь пример: до сих пор в горах от Туапсе до Анапы нет осадкомеров. Причем нужны современные приборы, использующие радары, определяющие типы осадков и замеряющие обширные поля. Планы есть, деньги предусмотрены, а приборов нет. Это зона ответственности Росгидромета. А без достоверных цифр невозможны и точные расчеты».
Мне возразят: такие приборы есть кое-где внизу, у подножия гор. Однако этого совершенно недостаточно для того, чтобы получить чрезвычайно важную информацию о приближающейся катастрофе хотя бы за несколько десятков минут, чтобы предупредить население и принять экстренные меры.
Вернемся к строительным нормам. При проектировании мостов через реки, принимающие горные стоки, необходимо ориентироваться на показатель наивысшего уровня воды, который может повторяться хотя бы один раз в 100 лет.
«В Крымске, — замечает мой собеседник, — лет десять назад полагали, что максимальный расход воды в реке может составить порядка 600 кубометров в секунду. Сейчас расчетная планка поднялась до 1040. Но и эта цифра устарела. К примеру, при наводнении 2012-го на юге Краснодарского края максимальный расход воды в реке Адагум был более 1,5 тысячи кубометров... Используемые заниженные нормы опасны тем, что и новые мосты окажутся не готовы к экстремальным наводнениям, да и старые нельзя будет реконструировать. Между тем только в одном Краснодарском крае, по моим расчетам, требуется заменить 30 мостов на федеральных трассах и еще около сотни на местных дорогах. А в целом по стране? Понятно, этот вопрос не решить без специальной федеральной программы, предусматривающей и ресурсы, и изменение строительных норм».
Проблема обеспечения безопасности жителей при наводнениях не ограничивается пропускной способностью гидротехнических сооружений. Не менее важно, по словам моего собеседника, разработать программу переселения граждан из тех речных долин, которые регулярно затопляются в половодье или во время паводков. Если река создала пойму, ее обязательно в определенные периоды будет накрывать вода. Нужна четкая система мер — административных, экономических, разъяснительных, чтобы труднейшее дело переселения граждан сдвинуть с мертвой точки. Иначе жертвы, разрушения и здесь будут повторяться.
А еще для своевременного оповещения жителей о приближающейся угрозе, мобилизации экстренных и коммунальных служб необходимо иметь упреждающую информацию. Однако об этом нечего и мечтать, если не будет хорошо организованного мониторинга, включающего помимо широкой сети наземных датчиков на равнинах и в горах еще и регулярно получаемые космические снимки с высоким разрешением. К сожалению, у нас нет пока таких снимков. Более того, Россия теряет мировой рынок, потому что законодательно у нас запрещено использовать фотографии Земли из космоса с разрешением более двух метров. А в Европе сегодня спокойно распространяются детальные снимки с точностью до 0,25 метра. Чрезвычайно злободневный вопрос. И его, считает Десинов, надо решать на федеральном уровне, причем безотлагательно.
«Хотел бы в заключение обратить внимание на странную, вредящую делу коммерциализацию близкой мне сферы, — завершает беседу Лев Васильевич. — Даже обычную метеогидрологическую информацию, которая, между прочим, собрана на бюджетные деньги, в России приходится покупать, в том числе и нашей лаборатории. А в Европе все это предоставляется бесплатно, в том числе и любым иностранным пользователям. Может быть, Росгидромет изменит свои правила, использует здесь зарубежный опыт? Ведь эта информация нужна для обеспечения безопасности граждан, поэтому ее следует открыть для широкого доступа».
В Краснодарском крае руководители региона, надо отдать им должное, немало делают для того, чтобы не повторилась трагедия Крымска. В нынешнем году начал претворяться в жизнь крупномасштабный, рассчитанный на несколько лет проект по предупреждению природных катастроф в предгорных районах. Планируется, в частности, установить несколько сотен датчиков, которые будут измерять количество выпавших осадков, уровень воды, насыщение влагой почвы, фиксировать сползание грунта на горных склонах. Речь идет о создании эффективной системы непрерывного наземного мониторинга. Но одному региону без помощи федерального центра не справиться со всеми задачами, включая и дорогостоящую замену мостов. Кроме того, проблема ведь актуальна для многих регионов. Значит, решать ее надо на государственном уровне.
Виталий ГОЛОВАЧЕВ.
Обозреватель «Труда».
(«Труд за 24.12.2013)
Фото: www.razruha.ru
311 миллиметров осадков выпало в один из июльских дней 2012-го в Геленджике. И это трехкратное превышение нормы!