Напомним, что 17 марта 2014 года на основании Декларации о независимости и результатов референдума, состоявшегося днем ранее, была провозглашена Республика Крым — как независимое и суверенное государство, в состав которого в качестве города с особым статусом вошел Севастополь. Республика Крым обратилась к Российской Федерации с предложением о принятии в состав России. В тот же день Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о признании Республики Крым в качестве независимого суверенного государства. А 18 марта 2014 года в Москве был подписан договор о принятии Крыма и Севастополя в состав России.
Сегодня, по прошествии двух лет с тех исторических событий, мы предлагаем вашему вниманию, уважаемые читатели, главы новой книги «Казачий авангард», которая вскоре выйдет в свет. В ней рассказывается о неоценимой помощи, оказанной Кубанским казачьим войском крымчанам в дни подготовки и проведения референдума. Именно кубанские казаки первыми протянули руку помощи нашим братьям, вместе с местными добровольцами, воинами Вооруженных Сил РФ не позволили киевской хунте сорвать проведение референдума.
Книга подготовлена под общей редакцией атамана Кубанского казачьего войска казачьего генерала Н. А. Долуды. В авторском коллективе — журналисты «Вольной Кубани» В. А. Ламейкин, С. Е. Капрелов, В. Г. Колесник, представители Кубанского войска К. Я. Перенижко, А. М. Щербакова. Отдельные разделы подготовлены постоянным автором «Вольной Кубани» публицистом С. В. Платоновым. Компьютерная верстка Г. В. Лучкиной, корректура Г. Г. Беловербенко.
В книге более сотни фотографий с мест событий февраля — марта 2014 года, представленных как их участниками, так и известными фотокорреспондентами.
Безусловно, книга станет еще одним документальным подтверждением правильности исторического выбора крымчан и той неоценимой помощи, какую им оказали два года назад кубанские казаки.
Главы новой книги "Казачий авангард"
Были сборы недолги…
Кубань, как и вся Россия, пристально следила все эти месяцы за событиями, нараставшими, словно огненный вал, в Киеве. Беснующийся Майдан в дыму горящих покрышек становился все агрессивнее. «Беркут» не справлялся с разраставшейся яростной толпой, подогреваемой явно извне. Президент Янукович не сумел или не захотел наводить порядок, законно применяя силу, напротив — занял непоследовательную позицию, прислушиваясь к различного рода советчикам, а не к собственному разуму. Когда на Майдане пролилась людская кровь, толпа, подстрекаемая американскими кукловодами, окончательно осатанела…
Мутная волна национализма вынесла на поверхность марионеток: Яценюка, Турчинова, Тягнибока и прочих. Все это жители Крыма видели в режиме онлайн. Видели, как «мирные демонстранты» убивали солдат внутренних войск и бойцов спецназа «Беркут». По лозунгам: «Слава Украине», «Москаляку на гиляку», «Бандера, Шухевич — герои!» — стало ясно, что к власти идут фашисты и бандеровцы.
Парламент Крыма отправил в отставку правительство автономной республики во главе с Анатолием Могилевым. Избрали премьером лидера «Русского единства» Сергея Аксенова. В связи с резким обострением ситуации, грозившей фатальными последствиями, новый глава исполнительной власти обратился к Президенту Российской Федерации Владимиру Путину с просьбой оказать содействие в обеспечении мира и спокойствия на территории полуострова.
…На Кубани, расположенной рядом с полуостровом, с болью смотрели новостные программы. Казаки, чьи предки еще при царизме отвоевывали у турок Крым, не могли быть статистами, глядя, как киевская хунта пытается разжечь евромайданы на полуострове.
За плечами у многих кубанских казаков был опыт военных действий в Афганистане, Приднестровье, Абхазии, Чечне. Они готовы были протянуть руку помощи братьям в Крыму. В те критические дни атаман Кубанского войска провел совещание в штабе ККВ, на котором сообщил: казаки Крыма обратились к нам за помощью.
Вспоминает атаман Таманского отдела Иван Безуглый:
— В администрации района, где проходило совещание, мне задали вопрос: «Что вы думаете в отношении Крыма? Не сегодня завтра пойдет поток беженцев». Атаманы, присутствовавшие на совещании, спросили меня: какую позицию отдел займет в отношении Крыма? Но Таманский отдел без опоры на официальную позицию Кубанского казачьего войска не мог туда направиться. Я связался с Николаем Александровичем Долудой, озвучил ему решение атаманов Таманского отдела: «Если войско не примет официального решения о поддержке казаков и жителей Крыма, разрешите казакам-добровольцам во главе со мной двинуться на помощь». Николай Долуда попросил подождать. На следующий день перезвонил: «Ты готов?». Я ответил: «Да».
Вслед за таманцами, а возможно, и параллельно с ними решение о помощи Крыму поддержали и казаки других казачьих отделов.
— В середине февраля начали поступать обращения казаков и атаманов Кубанского войска с предложениями последовать в Крым в качестве добровольцев для предотвращения проникновения на полуостров боевиков «Правого сектора», — вспоминает атаман Кубанского войска Николай Долуда. — Уже тогда руководство Республики Крым откровенно заявило о том, что действия Киева, где на волне кровавого мятежа и в результате государственного переворота был свергнут президент Украины, совершенно незаконны. Двадцать пятого февраля мы собрались у губернатора края Александра Ткачева, где я доложил: пять тысяч казаков в качестве добровольцев готовы ехать в Крым для защиты жителей полуострова. Мы обсудили юридические аспекты такого шага. В итоге пришли к решению: поскольку казаки едут добровольно, то никаких документов оформлять не стоит. Далее — надо уточнить у руководства Крыма необходимое количество казаков. Я как атаман Кубанского войска возглавлю группировку. Основная моя задача — координация взаимодействия подразделений казаков из различных отделов Кубанского войска и организация взаимодействия с руководством республики, с ополчением.
Нельзя было допустить того, что происходило в Приднестровье и Абхазии, где порой казак действовал сам по себе. Как человек военный, понимал, к чему это может привести. Встал вопрос: сколько казаков нужно отправить в основной группировке? С учетом того, что людей нужно разместить, организовать питание, доставку в населенные пункты, где они будут охранять общественный порядок, определили оптимальную численность — тысяча человек. Первоначально речь шла о пяти тысячах, но дислокация такого количества была проблематичной.
Руководство Республики Крым попросило время, чтобы решить как чисто бытовые вопросы, так и определить задачи. Чтобы не вызвать настороженности украинских пограничников и таможенников, была разработана легенда: казаки едут в Крым в качестве паломников. Ядро передового отряда составляли казаки Таманского отдела. Остальные — из Екатеринодарского, Майкопского, Кавказского отделов и Черноморского казачьего округа, поскольку именно эти подразделения Кубанского войска располагались ближе всего к Керченскому проливу.
В случае необходимости около четырех тысяч казаков составляли резерв. При необходимости они могли в сжатые сроки выдвинуться в Крым.
…Двадцать шестого февраля Николай Долуда вместе с атаманами отделов выехал в порт Кавказ. Была найдена площадка, куда должны прибыть казаки-добровольцы для размещения, инструктажа и постановки задачи. Дислоцировались в пяти километрах от паромной переправы. Действовали по-военному скоро и слаженно. Отправить тысячу казаков на территорию другого государства — задача непростая, требующая детальной проработки взаимодействия с руководством Крыма и штабом Черноморского военно-морского флота — российского оплота на южных рубежах государства.
По приказу Николая Долуды в Крым отправилась передовая группа из трех офицеров правления Кубанского войска. Ее возглавлял первый заместитель войскового атамана казачий полковник Николай Перваков. Цель — установить контакт со штабом флота и руководством республики, организовать прием прибывающих казачьих подразделений.
Ночью 27 февраля эта группа переправилась через Керченский пролив. На украинской стороне пограничники поинтересовались целью визита. Легенда была разработана заранее — поездки по святым местам на Украине.
— Войсковой атаман постоянно был на связи, — вспоминает Перваков. — По дороге в Севастополь он несколько раз звонил, интересовался, где мы находимся, нет ли проблем. На подъезде к Севастополю, где раньше никто из нас не был, заблудились. Пришлось связаться с офицером штаба Черноморского флота. Его телефон нам заранее дали, пояснив, что он будет взаимодействовать с нами. Все время в штабе флота шла напряженная работа. Военные и представители различных служб разрабатывали план организации обороны Крыма от проникновения боевиков «Правого сектора», провокаторов, блокирования частей и подразделений украинской армии.
В ожидании, пока освободится заместитель командующего Черноморским флотом, который отвечал за взаимодействие с казаками, офицеры правления Кубанского войска в специально отведенной для них комнате составили план охраны подступов к Севастополю. Нужно было рассчитать количество казаков на блокпостах, в совместных с милицией и ополченцами патрулях для охраны общественного порядка в городе, оставшемся оголенным после того, как согласно приказу МВД Украины бойцы отряда «Беркут» и сотрудники правоохранительных органов были стянуты в Киев.
Карта Севастополя, с которой работали офицеры Кубанского казачьего войска, покрывалась значками, обозначающими маршруты патрульных групп, примерное расположение блокпостов. К тому времени ситуация резко изменилась. По оперативным данным, со стороны Херсона, Новой Каховки и Изюма в сторону административной границы Крыма выдвинулись вооруженные бойцы «Правого сектора».
А между тем на постах ДПС Турецкого вала, Перекопа и Чонгара находилось всего два десятка бойцов отряда «Беркут». Граница Крыма с Херсонской областью фактически оказалась незащищенной. Исходя из оперативной обстановки, командование Черноморского флота поставило другую задачу: поскольку граница с Украиной фактически открыта — казакам как можно быстрее перекрыть въезды на полуостров со стороны Чонгара, Перекопа и Турецкого вала.
— В то время, когда я еще только переправлялся в Крым, позвонил Николай Перваков и доложил об изменении первоначальной задачи, — вспоминает атаман Долуда. — Понимая, чем может обернуться ситуация на границе, где горстка беркутовцев не сумеет сдержать банды «Правого сектора», я отдал приказ: изменить маршрут выдвижения передового отряда. 230 казаков отправились на Турецкий вал, 70 — на Перекоп и 150 казаков — на южную окраину населенного пункта Чонгар. С задачей подготовить окопы, оборудовать их в инженерном отношении, получить оружие и не дать возможности боевикам из «Правого сектора» проникнуть на территорию Республики Крым.
Как всегда бывало в критические периоды истории государства Российского, служивый народ первым встает на защиту Родины…
(Продолжение в следующий четверг).
Фото: news-front.info