Наше мнение: «Принцип жизни — судьба родины»
Как и кому служить?
И потому, безусловно, был резон в том, чтобы почти пять месяцев Кондратьев руководил краем в статусе президентского назначенца. Нужно было время для разбега, для обозначения и представления не только себя, но и своего руководящего принципа, который он повторил еще раз во время инаугурации: «С этой самой минуты считаю смыслом своей жизни и своим долгом служение нашему краю и вам, мои земляки». Не будем слишком строги, личная установка избранного губернатора на служение Кубани и ее народу пусть и стандартна, но она приличествовала торжеству. А вот дальше, с «этой минуты», как сказал губернатор, уже начинается конкретика — КАК служить?
Хотя справедливости ради отметим, что контуры этого служения своими рабочими буднями в предшествующие избранию месяцы Вениамин Кондратьев уже обозначил. Чтобы не перечислять сферы, в которые он счел необходимым вмешаться должностным и личным участием, скажем коротко: это многие слагаемые жизни кубанцев. А ведь был простой способ утвердить себя, используя для набора популярности привычное административное поветрие — перешерстить кадры. Да, перемены в этом секторе были, но они объяснимы,
Проблем в Краснодарском крае масса. Тем удивительнее это обстоятельство при благоприятном экономическом, географическом и людском потенциале Кубани. Вывод простой: большинство просчетов связано с УПРАВЛЕНЧЕСКИМИ прорехами. Наверное, за месяцы руководства краем Кондратьеву удалось увидеть при массе очень достойных людей во власти и тех, кто не тянет ношу, кто развернул властные полномочия в сторону своего личного интереса, кто просто воровит, кто местечковым уровнем размывает общегосударственную политику в разных областях, кто счел себя во главе города или района удельным князьком, который что хочет, как хочет, так и воротит, не забывая при этом прежде всего себя любимого.
Срок, увы, растянулся…
А вот теперь уже, если говорить о самом главном и самом важном, что предстоит уже системно и в первую очередь решать Вениамину Кондратьеву, так это КАДРЫ. По некоторым сведениям, новая структура краевой администрации и кадровые одобрения должны были вынесены на сессию Законодательного собрания края 30 сентября. Но после вступления в должность глава обозначил свой срок, заявив, что новую структуру администрации края губернатор региона представит в течение месяца до 21 октября. Правда, что дело это непростое, требует осмысления, тем более что был произнесен такой термин, как «оптимизация».
Однако процесс представляется все же затянутым. Как правило, кадры, находящиеся в подвешенном состоянии, просто не работают. Они ждут решения своей судьбы. Чиновники — они ведь тоже люди со всеми вытекающими. И потому незнание перспектив — какие министерства, департаменты, управления останутся, а какие упразднят, оптимизируют, не способствует активному включению в программу нового губернатора. Месяц будет во многом потерян. Мало того, после принятия решения по структуре и персоналиям чиновничеству надо будет рассесться по местам, войти в курс — и на это тоже необходимо время. От затяжки страдает и вертикаль власти. В городах и районах тоже ведь посматривают вверх, на край — ждут сигналов. Конечно, идеальным представляются параллельные действия, которые надо было предпринять — работать, готовиться к выборам и обозначать контуры и структуры, и кадрового состава краевой администрации, чтобы к моменту вхождения в должность уже была ясность. В краевой администрации достаточно опытных людей уже из нынешнего состава, на которых Кондратьев мог бы опереться и кому он мог бы поручить решение этой конкретной задачи в черновом варианте. Конечно, оставляя окончательное решение по персоналиям ЗА СОБОЙ.
В предшествующие месяцы Вениамин Кондратьев продемонстрировал управленческие навыки, вникая в крупные и самые мелкие краевые проблемы. Но, согласитесь, это было ручное управление. Его же дело — определять СТРАТЕГИЮ развития. Если речь идет, скажем, о развитии экономики, глава должен заботиться о четких государственных ориентирах, то есть решать масштабные и перспективные задачи. Но не его уровень — водоотводной канал или насыпь на хуторе, чтобы не топило, дорога на второстепенной улице в Краснодаре, чтобы не пылило, помощь тяжелобольному, чтобы лечили, а не мучили. Для этого есть совершенно конкретные властные ведомства, кстати, чрезмерно плотно, а порой и нерационально заполненные людьми. Такое вникание первого лица в мелочи может быть оправдано подготовкой к выборам и объяснимо стремлением вникнуть.
А если создать правительство?
Но
При прежнем губернаторе была предпринята попытка выстроить новую систему. Ключевые департаменты преобразовали в министерства, подняв их значимость. Но, сказав «а», не сказали «б». Логичным было бы учреждение правительства Кубани. Сегодня представляется необходимым именно это и сделать! Кто его возглавит — это выбор губернатора, будет ли председатель правительства первым замом губернатора или иметь правительственный должностной статус — уже второй план. Важно другое — то, что исполнительная власть сконцентрируется именно на исполнении, чего как раз не хватает. Опыт такой есть в соседних регионах — в Ростовской области и на Ставрополье. Да и у нас было правительство, которое в середине
Формирование правительства позволит пристально посмотреть и на его структурный состав. Согласитесь, что статус министерств далеко не отражает эффективности работы краевых МИНЗДРАВА, МИНПРИРОДЫ, МИНОБРАЗОВАНИЯ, МИНКУРОРТОВ да и некоторых прочих. Если это не так, то почему одной из главных достопримечательностей наших курортов является высокая цена отдыха при отсутствии надлежащего сервиса? Как случилось, что при наличии многочисленных внутрикраевых водоемов купаться в них опасно, а в главной артерии Кубани — вообще нельзя. Как понимать, что курортное импортозамещение упирается в отсутствие надлежащей дорожной и прочей инфраструктуры? Непростительно, что оптимизация здравоохранения удалила от человека медпомощь. Странно, что, зовя к многодетности, власть не подумала о том, где будут учиться дети. И так далее…
Это, конечно, решать губернатору, но полагаем, что восьми
Персоналии — за губернатором
Вполне понятно, что формирование правительства и анализ всей вертикали власти как раз и позволит более вдумчиво подойти к персоналиям. Абсолютно уверены в том, что есть забронзовевшие кадры в центре и на территориях, выработавшие свой ресурс, вжившиеся в комфорт должности. Есть и новые назначенцы на уровне края, пока что никак себя не проявившие.
Но, к счастью, есть и заметные лица прежней команды, чей опыт, управленческие навыки будут востребованы. Полагаем, у Вениамина Ивановича Кондратьева было время, чтобы присмотреться и увидеть, кто чем дышит на наш край. И потому следует побыстрее принимать кадровые решения! Хотя, конечно, понять нового губернатора можно, когда он говорит о том, что не «хотел бы принимать скоропалительных решений». Но и Кубань не может долго ждать, пока власть рассядется по креслам и начнет руководить.
Чтобы двигаться дальше, необходима концентрация средств и ресурсов на приоритетных направлениях, которые можно назвать точками роста. Под задачи необходим и подбор управленцев, причем таких, при которых был бы обеспечен баланс государственных и личных интересов, с подавляющим преимуществом первых над вторыми. Краю нужна сильная власть — законодательная, исполнительная, судебная… В первую очередь — исполнительная. Это непреложная основа эффективной работы!
Вениамин КОНДРАТЬЕВ:
«Я буду опираться в своей работе только на честных и порядочных людей. Тем, кто заботится исключительно о себе и своем благополучии, не будет места в управлении нашим краем. Это моя принципиальная позиция».
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ВОЛЬНОЙ КУБАНИ».
Фото: admkrai.krasnodar.ru