Общественный транспорт в Краснодаре: что ждет перевозчиков и пассажиров
Депутатский корпус и прежде рассматривал вопросы по КТТУ: не раз и не два департамент транспорта получал рекомендации высокорентабельные маршруты оставлять за муниципальным предприятием, которое несет большую социальную нагрузку, а не выставлять их на торги для частных перевозчиков.
Однако закончилось в итоге тем, что прежние проблемы придется решать совершенно новым кадрам. Директор КТТУ Иван Полухин руководит предприятием третий месяц, директор департамента транспорта Артем Доронин в должности две недели, заместитель главы города Евгений Зименко, курирующий направление, — пять месяцев. Как отметила председатель городской Думы Вера Галушко в конце детального обсуждения ситуации, возможно, новые кадры найдут выход из сложной ситуации, поскольку есть командный подход к проблеме и понимание того, что работа предприятия — важная составляющая жизнедеятельности краевой столицы.
Трамвай выручает…
Сразу отметим, что себестоимость поездки в трамвае в Краснодаре — 21 рубль. Это единственный вид общественного транспорта, который работает с прибылью. В целом о ситуации рассказал директор КТТУ Иван Полухин.
Приведем только основные данные, актуальные на сегодняшний день. Наше КТТУ отличается богатой историей и размахом: одно из старейших в России и самое крупное предприятие по перевозке пассажиров на юге России. Ежедневно муниципальный транспорт перевозит более ста тысяч пассажиров.
Несмотря на финансовые трудности, в прошедшем году проведены все необходимые ремонтные работы: приводились в порядок и подвижной состав, и трамвайные пути.
Что касается финансов. За 2016 год в бюджет и внебюджетные фонды перечислено 641,8 миллиона рублей. В настоящее время балансовые убытки предприятия — 162,5 миллиона рублей. Они сложились в том числе и
Проблемы в Краснодаре возникли с появлением олимпийских автобусов. Как пояснила председатель
Дело в том, что первоначально финансирование предполагалось краевым бюджетом, однако в
Первый заместитель председателя городской Думы Виктор ТИМОФЕЕВ:
— В первую очередь депутатов интересовала политика нового руководства департамента транспорта, которая будет выстроена в отношении КТТУ. На сегодняшний момент состоялся принципиальный разговор, ответственные лица высказали свои предложения по развитию предприятия. Глава Краснодара Евгений Первышов проводит политику создания качественной услуги по перевозке жителей нашего города. Надеемся, власти Краснодарского края возобновят программы по финансированию лизинговых платежей предприятия, это позволит ему развиваться. Ведь чем лучше мы будем предоставлять услуги по перевозке, тем меньше иногороднего транспорта будет заходить на территорию города. А это уже и проблема логистики, экологического состояния и изношенности дорог, коммуникаций. КТТУ ни в коей мере нельзя рассматривать как отдельное звено: работа этого предприятия — часть единой цепи задач, которые должны быть решены на территории муниципалитета.
Меры для стабилизации положения
— Вы уже вникли в основные моменты работы. По вашему мнению, что можно предпринять, чтобы предприятие стало рентабельным? — задала вопрос Вера Галушко Ивану Полухину.
— Себестоимость поездки в троллейбусе — 40 рублей, в автобусе — 36 рублей… Если ни электроэнергия, ни топливо не подорожают.
— Вы интересовались, какая ситуация у наших соседей в Ставропольском крае, Ростовской области? Какие тарифы в муниципальном транспорте? Что можно сказать о рентабельности перевозок?
— Пока нет…
— Это плохо. Надо искать выход! О повышении тарифов нет и речи, — отметила Вера Федоровна.
Первый заместитель председателя городской Думы Виктор Тимофеев попросил уточнить:
— Вы говорите, что себестоимость поездки в автобусе — 36 рублей. Но частный перевозчик в нашем же городе возит пассажиров за 23 рубля. Вы полагаете, они работают себе в убыток?
— Насколько я знаю, частные перевозчики планируют поднять тарифы.
— Судя по вашим расчетам, частный перевозчик должен поднять тариф не до 36 рублей — это уровень рентабельности, но до 40… Вы анализировали, что подрывает экономические устои муниципального предприятия, которое является основным перевозчиком жителей города? Если говорить о лизинговых платежах — частные перевозчики тоже их выплачивали и выплачивают.
— Ситуацию анализировали. У нас много социальных маршрутов, которые убыточны.
— Я ничего не могу понять с убыточностью маршрутов нашего транспорта, — недоуменно говорила Вера Галушко. — На приемах часто приходится слышать жалобы избирателей: автобус сняли с маршрута, троллейбус… Спрашиваю ответственных лиц (сейчас уволены. — Н.К.): почему? Нерентабельно… Но как может быть нерентабельным маршрут троллейбуса № 12 из микрорайона Гидростроителей на вокзал, если он всегда был забит? Я была удивлена. Сейчас люди с чемоданами идут по мосту над дорогой. Для чего это сделано? Транспортное сообщение очень непродуманное! Сняты востребованные маршруты — и в то же время мы постоянно слышим: много нерентабельных… Это как понимать? Надеемся на то, что новый директор департамента транспорта разберется и наведет порядок, люди перестанут жаловаться.
Виктор Тимофеев поддержал тему рентабельности:
— Депутатский корпус давно говорит: КТТУ должно оставлять себе самые прибыльные маршруты, которые есть на территории города. К большому сожалению, тенденция такая, что прибыльные маршруты отдаются коммерческим перевозчикам, а КТТУ остаются только социально значимые, то есть убыточные.
Об отмене востребованных муниципальных маршрутов сказала и депутат Татьяна Гелуненко:
— В Елизаветинскую отменены рейсы автобусов, ходят только частные маршрутки. А транспорт малой вместимости — это проблема для инвалидов, молодых мам с колясками. 24 тысячи населения — и ни одного нормального автобуса!
Ситуация на контроле департамента транспорта, как и сообщение с дачными товариществами (
— Работа КТТУ как большого предприятия отличается от работы небольших операторов, — отметил председатель комитета по
Все пойдет по плану
Артем Доронин рассказал о мерах по стабилизации ситуации в КТТУ, предпринимаемых департаментом:
— По инициативе администрации города и министерства транспорта и дорожного хозяйства края на имя
Вера Галушко поинтересовалась: какая сумма нужна в качестве поддержки из городского бюджета?
Здесь тоже есть над чем работать: если ранее предусматривалось порядка 150 миллионов рублей на компенсацию затрат по перевозке льготников, то сегодня сумма составляет 50 миллионов рублей.
— Проблемы предприятия появились не сегодня, — отметил Евгений Зименко. — Нам надо провести ряд мероприятий. Проанализировать деятельность предприятия, все конкурсы, контракты, пересмотреть маршрутную сеть, сократить неэффективные расходы. Предстоит сложная работа, но мы к ней готовы.
Коротко скажем о втором вопросе, рассмотренном на планерном совещании. В 2014 году