Опять отписка. А из нашего окна остановка не видна!
Хоть прочитали бы...
Из мэрии Краснодара в редакцию пришел не один, а два ответа с недельным интервалом (первый — от 19.11.2014 г. за № 13516/2; и второй от 26.11.2014 г. за № 13891/2). Причем второй не является дополнением или уточнением первого, а слово в слово дублирует предыдущее, только в сокращенном виде. Оба ответа подписал первый заместитель главы МО город Краснодар М.Б. ФРОЛОВ. Составители их те же, что и прежде, — Д.В. КРИВОНОСОВ и Б.Б. СУХОВ, сотрудники департамента строительства. В ответе сообщается, что обращение редакции по вопросу несогласия с заменой павильонов ожидания на остановочных пунктах городского пассажирского транспорта рассмотрено.
Но как же так! Ведь ни в публикациях, ни в запросе редакции в мэрию даже слов «о несогласии с заменой павильонов» не было. Говорилось совсем о другом. О том, чтобы остановочные сооружения не только имели хороший внешний вид, но прежде всего были удобными для пассажиров и защищали их от непогоды. Для начала хотя бы прочитали саму публикацию, господа! Со ссылками на ГОСТы и ОСТы в ответе приводятся общие требования к остановочным пунктам на участках дорог в пределах населенных пунктов. Отмечается, что они должны иметь: посадочные площадки, заездные карманы, автопавильоны, скамьи, урны, освещение... А также обустраиваться защитными средствами от атмосферных осадков (автопавильонами), если через каждый из них отправляется более 100 пассажиров в сутки.
Сообщается, что в районах с холодным климатом посадочные площадки оборудуются павильонами закрытого типа. Они должны иметь стены, доходящие до перекрытия павильона, не менее чем с трех сторон. А с умеренным или жарким климатом, к которому, по мнению составителей ответа, относится город Краснодар, посадочные площадки оборудуются навесами.
Итак, в одном абзаце утверждается, что остановочные транспортные площадки оборудуются автопавильонами, в другом — навесами. Минуточку, но понятия «павильон» и «навес» совсем не синонимы. В этом нетрудно убедиться, элементарно заглянув в соответствующий словарь или справочник. Путаница в понятиях, их произвольное толкование, видимо, и не позволили чиновникам мэрии выработать единую и выверенную позицию при установке новых остановочных сооружений с учетом, прежде всего, пассажиропотока, а также создания для людей соответствующих удобств и защиты их от непогоды.
И продуваемые и промокаемые...
В одних местах города автопавильоны имеют заграждения от непогоды с трех сторон, в других — с двух, в третьих — с одной, в четвертых — только крыша. В ответе отмечается, что в районах с умеренным и жарким климатом (то есть в Краснодаре) автопавильоны должны иметь стены, не доходящие до перекрытия, с двух сторон. Но это же требование в большинстве своем как раз и было нарушено! Подтверждений — масса.
Площадь у бальнеолечебницы, к примеру, — настоящий транспортный узел. Отсюда отправляются дачные автобусы № 138, 140, 155, 160, 163, 166, 174. Здесь конечные остановки троллейбусов №№ 1, 9, 14. Останавливаются многие городские автобусы и маршрутки. Тут же — диспетчерский пункт ТТУ. Раньше здесь было семь остановочных площадок. Каждая из них защищала пассажиров от непогоды с двух сторон. Одну остановку ликвидировали, другие заменили — установили новые, глянцевые, внешне более красивые. Но они, к сожалению, не улучшили, а ухудшили условия для пассажиров, которые ждут здесь своих маршрутов и рейсов.
Спрятаться и укрыться от бокового дождя, снега, порывистого холодного ветра или от палящего солнца теперь невозможно! Стеклянные панели на них установлены лишь с одной, задней стороны, но и они по всему периметру (сверху, снизу, слева и справа) имеют внушительные проемы, в 30–40 сантиметров. И боковой дождь полностью заливает все пространство остановок. Этот факт невозможно оспорить: продуваемые и промокаемые автопавильоны, которыми ежедневно пользуются десятки тысячи краснодарцев, в конечном счете абсолютно не обеспечивают сохранность здоровья людей!
Но чиновники мэрии этой проблемы из своих высоких кабинетов не видят и не замечают. А потому и делают в ответах ошеломляющий вывод: «Павильоны ожидания, устанавливаемые для приведения города Краснодара к единому архитектурному облику организацией ООО „Арбалет“, соответствуют требованиями действующей нормативной документации». Это же натуральная дезинформация! А к чему привела ликвидация остановки у бальнеолечебницы, от которой раньше отправлялся автобус № 138? Пассажиры этого автобуса и автобуса № 140 теперь уезжают от одной остановки. А это — 30 рейсов в день. Некоторые рейсы этих автобусов определены на одно и то же время вплоть до минут. Образуется толчея, неразбериха. Об этом писалось в газете еще 20 сентября 2014 года. Чтобы развести автобусы во времени достаточно пяти-десяти минут. Прошло более пяти месяцев. Реакции со стороны транспортных чиновников — никакой. Как о стенку горохом.
Каким размерам должны отвечать автопавильоны с учетом пассажиропотока? Таких сведений в ответе нет. Отмечается лишь то, что их размер определяется из расчета четыре человека на один квадратный метр с учетом числа пассажиров в час пик. Новые автопавильоны в абсолютном большинстве имеют 6–7 квадратных метров. Значит, одновременно на них должны уместиться 24–28 человек. Но это же фантастика! Попробовали бы чиновники мэрии сами постоять в таких условиях хотя бы 5–10 минут. А ведь дачники, к примеру, ожидают свой рейс (а в сезон — всегда час пик) с сумками, колясками с саженцами, коробками, ящичками с рассадой... Ну и как их втиснуть в такой норматив? А ведь частенько в сезон или, к примеру, после работы число пассажиров составляет 30–60 и более человек. Как их в таких обстоятельствах можно защитить от непогоды?
Вот и возникает вопрос: а целесообразно ли было сокращать пассажирские площадки за счет встроенных киосков? И еще. Новые автопавильоны неустойчивы — при прикосновении к стойкам они качаются. Закреплены штырями из катанки толщиной в один сантиметр. Если бы они не были продуваемыми и имели большую парусность, то при сильном ветре, возможно были бы и опрокинуты...
Хоть трава не расти
В ответе отмечается, что размещение нестационарных торговых объектов (киосков, павильонов) осуществляется на основании постановления администрации МО город Краснодар от 12.02.2013 г. № 1122: право их размещения на остановках в результате конкурса получили ООО «Арбалет», ИП Дибирова С.Э., ИП Исаев Г.А. и другие. И далее: каждый победитель конкурса «обязательно оборудует не только свой торговый объект и остановочный павильон по заявленному адресу, но дополнительно обеспечивает установку и содержание пустого остановочного павильона по другому адресу за счет собственных средств».
Тумана много, а вот кто, где и когда будет обустраивать торговые павильоны — опять же неведомо. Но расшифровать суть все-таки можно: мэрия города побуждает указанных «хозяев» к установке торговых павильонов, в том числе по продаже табачных изделий на всех транспортных остановках города!
Получается: выиграл конкурс, а там хоть трава не расти? Распоряжайся теперь краевым центром как душеньке захочется, хоть на каждом этаже мэрии по табачному киоску устанавливай? Напомним, как представляет в Интернете свои товары и услуги один из конкурсных лидеров — компания ООО «Арбалет»: «Существует с 1988 и является одним из основных игроков на табачном рынке, имеет прямые контакты с табачными производителями «Филипп Моррис», «Джи-Ти-Ой», «Донской табам», Бат...
Пустите козла в огород...
Для пущей важности в ответе дается ссылка: все остановочные павильоны и торговые павильоны на остановках были установлены в соответствии с эскизным проектом, согласованным с городским департаментом архитектуры и строительства. Ну и что? Картинку в кабинете согласовали. А кто подумал при этом об удобствах для пассажиров, защите их от непогоды, о целесообразности и законности продажи в них табачных изделий? Вот ведь проблема в чем!
В ответе затронута и табачная тема. Отмечается, что торговля табачными изделиями в павильонах ООО «Арбалет», ИП Дибирова С.Э., ИП Исаев Г.Л., размещенных на транспортных площадках, осуществляется в соответствии с п. 1 с. 19 Федерального закона РФ от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Ой ли?.. Ведь в прежнем ответе из мэрии за подписью руководителя правового управления И.О. ШАНЯВСКОГО читаем абсолютно противоположное: продажа табачных изделий из нестационарных торговых объектов (киосков, павильонов), размещенных на остановках, не предусмотрена. Кто же прав? У кого, как в той присказке, власти поболее? Или все-таки — денежек?
Иду в библиотеку, приобретаю копию федерального закона, с карандашом в руке изучаю... Встречаю нормы: «Не стимулировать прямо или косвенно продажу табачных изделий», «О приоритете охраны здоровья граждан перед интересами табачных организаций», «Об установлении запрета стимулирования продажи табака», «О запрете курения табака в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров». Конечно, транспортная остановка — это не автовокзал, но это тоже общественное место по обслуживанию большого числа пассажиров. Главное: табачные киоски установлены не где-то на удаленном расстоянии — непосредственно на остановочных площадках! И вход в них — не с улицы, а прямо с площадки. Разве это не самое прямое и непосредственное стимулирование продажи табака?
Ау, прокуратура!..
Посмотрел и статью 19 Закона, на которую ссылаются составители ответа. В пункте первом указанной статьи записано: «Розничная торговля табачной продукцией осуществляется в магазинах и павильонах... Под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест». Подчеркнем: павильон должен иметь торговый зал. А зал, как известно — это помещение, рассчитанное на значительное число людей (так трактуется в специальных справочниках). Никаких залов и даже зальчиков в табачных киосках на транспортных остановках Краснодара нет. Здесь одномоментно могут разместиться от силы два покупателя. Но лучше, конечно, одному дождаться, когда выйдет предыдущий. Таким образом, табачные павильоны на транспортных остановках города, мягко говоря, не соответствуют понятию «торговый павильон», которое обозначено в Законе. А вот место для суперприбылей, полученных, по всему выходит, незаконным путем, — идеальное!
Или руководство мэрии г. Краснодара другого мнения?
В пункте 7 данной статьи записано: запрещается розничная торговля табачной продукцией на расстоянии менее чем сто метров от учреждений, оказывающих образовательные услуги. То есть от школ, техникумов, профтехучилищ, вузов. Табачный павильон на транспортной площадке троллейбусной остановки «Улица Коммунаров» нельзя было устанавливать вообще, так как он находится в 30 метрах от школы № 21 и рядом с техническим колледжем (бывший сахарный техникум).
Мы надеялись также получить информацию о правомерности реализации табака на остановках города от органов прокуратуры города и края. На запрос редакции такой ответ не получен. Из прокуратуры края поступила лишь копия поручения от 1.12.2014 г. за подписью первого заместителя прокурора края И.А. Бабаева. Поручение адресовано прокурору г. Краснодара Фоменко Е.Н. В нем записано: «Предлагаю организовать полную и всестороннюю проверку информации в публикациях „Не тесните пассажиров, господа!“ и „В кого стреляет „Арбалет“? или Согласованные неудобства для краснодарцев“; при наличии оснований принять исчерпывающие меры прокурорского реагирования». И еще: «О результатах сообщите инициатору в установленный законом срок, а также подробно проинформируйте прокуратуру края».
Прошло почти три месяца. Ответа от прокуратуры г. Краснодара не было и нет! От кого-кого, а от наших прокурорских такого и ожидать не могли. Было ли поручение доведено до исполнителя? Если доведено, то почему исполнитель нарушил федеральные законы о СМИ, о работе с обращениями граждан, «О прокуратуре Российской Федерации»?
Почему, в конце концов, исполнитель, то бишь прокурор г. Краснодара Фоменко Е.Н., не исполнил поручения вышестоящего органа? И почему не был обеспечен надлежащий контроль за исполнением поручения в краевой прокуратуре? А.САХАРОВ. Краснодар.
ОТ РЕДАКЦИИ.
Наша газета постоянно освещает жизнь краевого центра. Введена рубрика «Краснодар и краснодарцы». Много пишем о положительном, в том числе об изменениях в облике города, о благоустройстве. Но не обходим стороной недостатки и острые проблемы, затрагивающие интересы десятков и сотен тысяч краснодарцев. К сожалению, на публикации из самых разных подразделений мэрии города нередко приходят откровенные отписки, что, разумеется, не повышает авторитет органа власти. На два запроса по публикациям А.Н. Сахарова мы получили четыре формальных ответа. Просим главу города Краснодара В.Л. Евланова обратить внимание на проблемы, затронутые в данной публикации, а также в статьях на данную тему, опубликованных 20.09 и 6.11.2014 года, и принять конкретные меры по обеспечению защиты пассажиров от непогоды и табачного дыма на транспортных остановках краевого центра.
Повторно просим руководство краевой прокуратуры обеспечить проверку законности реализации табачных изделий на остановочных площадках города Краснодара. Мы же предупреждали в статье «В кого стреляет „Арбалет“? или Согласованные для краснодарцев неудобства» (6.11.2014): «Только не позорьте, господа исполнители ни себя, ни свое руководство очередной отпиской».
Почему вы не слышите нас?