Органист Андрей Бардин дал концерт в Краснодаре и рассказал, как сыграл нетленку Шнура в католическом храме


Об органе. На лабутенах и без мы говорили с известным органистом, лауреатом международных конкурсов Андреем Бардиным, недавний концерт которого в Муниципальном концертном зале прошел с ошеломительным успехом.

Такой очереди за билетами в Муниципальный концертный зал мне еще не приходилось видеть. Продавались даже места для пригласительных. Чтобы попасть на концерт, пришлось приложить усилия. Но он того стоил.


Музыка кино для органа: миссия выполнима

Звучали произведения, на первый взгляд, для органа не предназначенные. Шедевры музыки кино. То, что входит в наше музыкальное сознание помимо нашей воли и известно даже младенцу (пятилетний малыш, громя куличики в песочнице, напевает тему «Имперского марша» из «Звездных войн», воображая себя Дартом Вейдером). Что ни говори, из всех искусств для нас важнейшим по-прежнему является кино.

Программу открыл дуэт Кристины и Призрака из мюзикла Э.Л.- Уэббера «Призрак оперы». Мистической полетностью он задал эмоциональный тон концерту и сполна оправдал наши представления об органе как об инструменте торжественно-пафосном.

Впрочем, нам пришлось услышать разный орган. Светлый, истаивающий грустью — в пьесе «До свидания» Яна Качмарека из кинофильма «Хатико», по-джазовому дерзкий — в композиции Лало Шифрина из кинофильма «Миссия невыполнима», пронизывающе нежный — в теме из «Сумерек» «В тебе течет река» композитора Ли Ру Ма…

Продукции Голливуда прозвучало больше. Компанию Джеймсу Бонду и Индиане Джонсу с упомянутым уже Дартом Вейдером, Джеком Воробьем и Амели составили герои «Игры престолов», лучшие умы «Секретных материалов», а также русские Холмс и доктор Ватсон. Российский кинематограф на концерте количественно проигрывал. Но только количественно.

Можно спорить, насколько Андрею Бардину удалось воплотить на органе музыкальный символ эпохи — произведение Георгия Свиридова «Время, вперед!» из кинофильма Михаила Швейцера. На мой взгляд, аранжировка для органа потеряла в глубине и мощи, оставив механическую энергию заводной игрушки. Но музыка Эдуарда Артемьева к кинофильму «Свой среди чужих, чужой среди своих» покорила широтой и глубиной воплощения «русской идеи». Исполнение же композиции Микаэла Таривердиева «Воспоминание» из киноэпопеи Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» заставило не просто кого-то всплакнуть, а кого-то — вспомнить любимый фильм, но и вывело концерт на новый, более высокий уровень обобщения.

Тема Таривердиева словно создана для органа. Как известно, сам Микаэл Леонович был прекрасным органистом и писал великолепную музыку для этого инструмента. (К слову, Андрей Бардин — лауреат III Международного конкурса органистов имени М.Таривердиева.)


А "Лабутены" в программе будут?

Какое кино вы любите? Этот и другие вопросы я задала гостю Краснодара, органисту из Красноярска Андрею Бардину. Ответы меня покорили искренностью и прямотой.

— Не буду строить из себя эстета, говорить, что мне нравится артхаус. Люблю экшн, боевики, приключения. Только на первый взгляд между кино и органом мало общего. Вначале кино было немым. Голос ему придавали таперы, которые играли на фортепиано или на органе. В Германии появились даже специальные разновидности органа — киноорганы. Сегодня тренд — играть на органе киномузыку, на «Ютубе» тому масса роликов.

Когда мой сын Саша был маленький, я играл ему музыку из мультиков. Так появилась программа для детей — музыка из мультфильмов, у нас в Красноярске ее очень любят. Потом возникла идея концерта «Шедевры музыки кино». Большая часть произведений — мои переложения. Но есть и Маурицио Макеллы, знаменитого итальянского органиста.


Орган — не самый простой для восприятия инструмент. Это как слон в зоопарке — на него ходят посмотреть один раз, потом теряют к нему интерес. Меня всегда задевало: почему молодежь не любит органную музыку? Я же ее люблю!.. Так я решил сделать эту программу, органный «блокбастер». Это один из способов достучаться до слушателей. Мне очень не хочется превращаться в органиста, на которого не ходит публика.


В Красноярске современный орган, чуть старше вашего. В СССР можно было приобрести орган только из Чехословакии или ГДР. Краснодару повезло: «Рудольф фон Беккерат» — западногерманский инструмент прославленной органостроительной фирмы. Чудесного звучания, все регистры полные, благородного тембра. В Краснодаре я первый раз. Знаю о вашем органном фестивале, который собирает под свои знамена органистов первой величины.

Мои родители — народники. Мама Елена Александровна — завотделением народных инструментов в Красноярском колледже искусств. Папа Анатолий Юрьевич — народный артист России, дирижер Красноярского филармонического русского оркестра, сегодня оркестр носит его имя. Дедушка Юрий Васильевич, профессор Горьковской консерватории, полвека возглавлял кафедру народных инструментов. Супруга — домристка. А я играю на органе.


Как-то с красноярским телевидением у нас был проект. Мы решили соединить рок и орган. Меня попросили сыграть что-нибудь для рекламы. Я сыграл песню группы «Ленинград» про лабутены. (Ролик «На лабутенах-нах», где Бардин, обаятельный кудряш в тельняшке, играет нетленку Шнура на органе, взорвал Интернет. — Прим. авт.). За два дня в филармонии раскупили все билеты. При этом спрашивали: а «Лабутены» в программе будут? Пришлось играть.


История с лабутенами имела продолжение. Наш орган находится в здании католического храма Преображения Господня. А мы тут со Шнуром… Верующие против не были. А вот с чиновниками от культуры пришлось иметь разговор…


* * *

Орган — живой, многогранный, современный, без жанровых ограничений инструмент. Эту истину усвоили все, кто побывал на концерте. Он выглядит потрясающе, а звучит… Ну просто лабутены!

Следующий раз орган зазвучит в Муниципальном концертном зале 8 сентября. Заслуженный артист Кубани Михаил Павалий исполнит программу «Мир органа» из произведений Баха, Букстехуде, Франка.

Нелли ТЕН-КОВИНА.
Фото Елены САМОРОДНЕЙ.