Особенности курортного сезона: Лето в Анапе будет жарким


В необычном формате прошла встреча представителей региональных и федеральных СМИ с главой Анапы Сергеем Сергеевым.
Перед пресс-конференцией журналистов ознакомили с новаторскими начинаниями Корпоративного Центра Оздоровления «Сибур-Юг», где только что началась первая смена для детворы из Сибири и с Урала. После того как пишущая братия прониклась летним настроением, состоялось живое общение с мэром города-курорта, который отвечал на многочисленные вопросы достаточно подробно и порой эмоционально.

— Меня удивляет, когда журналисты спрашивают, как мы собираемся конкурировать с курортами Крыма, — предварил беседу Сергей Павлович. — Ведь надо понимать, что мы и с нашими кубанскими курортами, и с крымскими уже стали одним целым. Мы не конкуренты. Мы сегодня активно взаимодействуем и, уверен, будем делиться туристами, как и в прошлом году. Продолжая при этом активно работать на Керченской переправе по улучшению условий для пассажиропотока.

— Мы увидели, как замечательно организован отдых для детей в оздоровительном центре компании «Сибур». А что делается для улучшения летнего отдыха подрастающего поколения в целом на курорте, который давно и по праву называют всероссийской детской здравницей?

— У нас есть межведомственная комиссия, которую возглавляет мой заместитель по социальным вопросам. Главное, на что мы обращаем внимание, это безопасность. Во-первых, это касается несанкционированного заезда детей, что мы строго контролируем, чтобы не допустить чрезвычайных происшествий. Во-вторых, это безопасные перевозки. На региональном уровне принято решение о том, что теперь сопровождение будет обязательным уже не на три автобуса с детьми, а даже на один. Нас радует эта инициатива. В-третьих, это безопасность нахождения детей на воде. И дальше по пунктам: борьба с несанкционированной торговлей, с соблюдением нашего краевого «детского» закона и так далее.

Важный аспект — ценовая политика. Мы стараемся минимизировать расходы тех предпринимателей, которые предоставляют услуги детского отдыха. Ведь сейчас настолько строго их контролируют, что проверки проводятся каждый день. Когда я в свое время ребенком ездил в пионерский лагерь, никого не волновало, где я разбил в кровь колено или поранил лицо. Сегодня за этим следят очень строго.

Всего в Анапе 42 детские здравницы. Конечно, этого мало, учитывая наши уникальные природно-климатические условия для детского отдыха. Но нам на федеральном уровне необходимо такое законодательство, чтобы ни в коем случае ни на первой, ни на второй линии от моря не возводились многоквартирные дома, а строились детские учреждения для отдыха. А тем собственникам, которые сегодня на первой линии Пионерского проспекта имеют земельные участки, предложить льготные условия, льготные кредиты для строительства детских учреждений отдыха, в том числе и санаторно-курортного типа. Мне кажется, тогда найдутся желающие строить такие объекты.

Ведь на коммерческой основе это сделать очень сложно. Такой бизнес не окупится быстро. Пример вы сегодня увидели воочию — центр «Сибур-Юг», где мы с вами сейчас находимся. Путевка на один поток для оздоровления ребенка здесь стоит 60 тысяч рублей. Но для детей своих сотрудников предприятие дотирует оплату, и путевка родителям обходится всего в 6 тысяч рублей. То есть детский отдых должен субсидироваться. В здоровье детей надо вкладывать деньги.

— Как в этом году изменится курортный облик города?

— Мы кратно увеличили финансирование на благоустройство курорта, на его внешний облик. В центральной части отремонтирован фонтан, посажены новые деревья в аллеях и скверах. Работа ведется и в сельских населенных пунктах, где мы активно развиваем агротуризм. Чтобы турист добирался до объектов показа агротуризма не по ухабам, ремонтируем дороги. Все решаем в комплексе.

— Сергей Павлович, расскажите, пожалуйста, что за ситуация с роллетным рядом на Набережной? Сегодня торговые места там закрыты социальной рекламой, торговцы жалуются, а жители и гости Анапы, наоборот, приветствуют такие действия местной власти.

— Прежде центр Анапы был одним сплошным рынком. И мои предшественники на посту главы города приняли совершенно верное решение — вынести торговлю на пустую площадку, где сегодня организован рынок Северный. Но на освободившееся место в центре пришла вторая волна торговцев, которая отнимает покупателя у предпринимателей, честно перешедших в торговый центр.

Мы сегодня работаем над тем, чтобы и сезонную торговлю соками, мороженым, пляжной атрибутикой тоже убрать в стационарные помещения. Это позволит предпринимателю работать круглогодично, а летом организовывать выносную торговлю рядом с павильоном. Это сегодня нужно и горожанам и отдыхающим. Это соответствует и законодательству. Но некоторые предприниматели не стали этого делать, будто решили испытать меня на прочность.

Этот земельный участок протяженностью 800 метров в 2005 году был отдан в собственность для расширения и облагораживания кафе «Рандеву». В 2014 году собственник изменил вид разрешенного использования, и там уже можно строить. А вчера у арендаторов этого участка появились договоры аренды, где прописано: 100 тысяч рублей за один роллет сейчас и еще 200 тысяч по окончании сезона. Всего 300 тысяч рублей. А налоговая ставка за 2014 год составила всего 9 рублей! Я не оговорился.

В том же ряду стоит роллет, на котором во всю длину ряда в несколько метров повесили баннер «Спасибо маме и папе за то, что я в Анапе!», и вроде бы что здесь такого, но рядом такой же огромный баннер с бокалом вина и надписью: «Вино на розлив». Когда я отправил бригаду убрать этот позорный плакат с текстом про вино, оказалось, что это один баннер. Разве это не вызов?!

И самое главное. Нарушены элементарные правила безопасности. Представьте такую ситуацию: 80 деревянных роллетных павильонов без пожарных проездов, половина арендаторов даже не говорит по-русски. Значит, не анапчане, ночевать будут на рабочем месте, где нет электричества, значит, будут использовать свечи, газовые баллоны. Результат — пожар, а если погибнут люди? Кто будет виноват? Конечно же, глава муниципального образования, допустивший такое! Почему же я должен идти навстречу таким нерадивым предпринимателям?! А ведь случись подобное ЧП, мы и отдыхающих потеряем!

— В Анапе каждый сезон растет количество торговых точек по продаже алкоголя. Понятно, что есть такие, где торгуют фальсификатом. Как ведется борьба с продажей суррогата?

 В прошлом году правоохранителями было изъято 1050 литров контрафактного алкоголя. А с начала этого года из незаконного оборота уже изъято 35 тысяч литров. У меня такое впечатление, что мы где-то держали запруду, которую сегодня прорвало, и все вылилось на территорию, причем накануне сезона. То есть опять идет испытание на прочность. Но работа правоохранителей будет продолжена. И я уверен, что к разгару сезона торговля алкогольной продукцией будет полностью приведена в соответствие. Для торговцев контрафактом штрафы не страшны, их пугает изъятие продукции из оборота и ее уничтожение. Этим мы и занимаемся.

— Местная власть может как-то стимулировать или создать условия для того, чтобы предпринимателю было выгодно работать только в рамках закона?

— Такой вопрос требует отдельной пресс-конференции. Но постараюсь вкратце обозначить наши шаги в этом направлении. Мы содержим многофункциональный центр, тратим ежегодно не менее 50 миллионов рублей на оказание государственных и муниципальных услуг. Созданы такие условия, при которых бизнесмен не соприкасается с чиновником, что исключает коррупционную составляющую. Создан и активно работает совет по предпринимательству. Плюс мы выделяем из бюджета на поддержку развития малого бизнеса конкретные деньги при предоставлении нам бизнес-плана. Что же касается власти, то я как глава действую по принципу: постановка задач и контроль их исполнения. Не вмешиваться в бизнес, но контролировать его соответствие требованиям закона.

Но если говорить о том, как бы я видел развитие малого и среднего предпринимательства, то здесь много факторов, зависящих от федеральной власти. Сегодня неподъемное налоговое бремя, особенно по уплате фондовых платежей, того же Пенсионного фонда, где ставка постоянно прыгает. Должны быть налоговые каникулы. Но и у бизнеса должна быть максимальная ответственность за нарушения законодательства.

— Сергей Павлович, вы говорите о бизнесе, сопутствующем курортному отдыху. Но есть еще и крупный бизнес, который предлагает несвойственные курорту направления. Так, компания «Черноморские скоростные линии» настаивает на грузовых перевозках через морской порт Анапы, мотивируя экономическим эффектом. Как вы к этому относитесь?

— Этот вопрос возникает не впервые. В 2009 году уже было серьезное противостояние крупных предпринимателей и местного населения, которое выступает резко против подобного рода планов. А ведь упомянутая компания предлагает перевалку зерна через Анапский порт, прикрываясь при этом якобы государственными нуждами — необходимостью перевалки грузов для полуострова Крым. Начинаю изучать вопрос и выясняю, что перевалкой в Крым занимается и Новороссийский порт, и в Геленджике, оказывается, строятся под эти нужды портовые сооружения.

Допустим, мы согласимся с предложением по перевалке зерна. Как будут зерновозы подвозить грузы в порт? Через центр Анапы! Дороги будут убиты, как убита трасса от Абинска до Новороссийска, по которой круглый год везут зерно в порт города-героя. В Анапе же, кроме того что возникнут очень серьезные неудобства для отдыхающих, у нас еще большегрузы с прицепами просто не войдут в поворот. 

Знаете, что сказал по этому поводу один из руководителей «Черноморских скоростных линий»? Предложил на углах снести домовладения. Без тени улыбки!

Рекомендовал бы этой компании развивать сезонные пассажирские перевозки через порт Анапы. Можно летом пустить скоростные катамараны на Сочи, на Ялту. Или перевозить туристов морем из Витязева в центральную часть Анапы. Ведь в высокий сезон автотранспортом на дорогу уходит до двух часов, а морем это займет 15 минут.

— В конце прошлого года была озвучена задумка углубления дна и намыва песка на центральном пляже Анапы. Насколько реально воплотить такие планы?

— Мы выделили около девяти миллионов рублей на проектно-изыскательские работы. Провели конкурс, определили подрядчика. И подрядчик, научно обосновав, говорит, что намывать песок со дна нельзя, поскольку там он мелкоструктурный. Мы можем увеличивать тело пляжа только путем завоза песка с другой территории, где он по структуре подходит береговому. Такая территория у нас есть — это Бугазская коса в районе станицы Благовещенской, где есть несколько сотен тысяч кубометров песка, который можно переместить на наш центральный пляж.

 Проектирование продолжается, но в условиях контракта оговорены согласования со всеми природоохранными и прочими инстанциями.

— Все ли пляжи Анапы готовы к сезону?

— На утро сегодняшнего дня, 2 июня, осталось 17 нерадивых арендаторов, которые до сих пор не обратились за разрешением на эксплуатацию пляжей по назначению. Потому что, как правило, не успели довести до ума мелкие детали. Направляем к таким предпринимателям сотрудников муниципалитета, ведем работу с тем, чтобы закрыть вопрос в ближайшие два-три дня. Сейчас работаем еще и над тем, чтобы на всех пляжах спасатели были одинаково экипированы. Не должны отдыхающие видеть на пляжах спасателей с голым торсом в наколках. Должны быть как минимум одинаковые майки с логотипом любимого города.

— Сколько Анапа планирует принять в этом году отдыхающих?

— Примерно под пять миллионов. Важно понимать, по каким критериям будет вестись подсчет. Такая методика существует: по количеству выпеченного хлеба, по расходу воды, электроэнергии, по транспортным перевозкам. Если наш аэропорт принял в прошлом году более миллиона пассажиров, эта цифра не может быть лукавой. Там строгий учет. И на железной дороге сегодня тоже строгий учет.

— Как будет решаться проблема с пробками на дорогах курорта?

— Надеюсь, что увеличение потока туристов будет не за счет их приезда на собственном транспорте. Но вы правы, проблема существует. Мы начали строительство подземного перехода в станице Анапской на въезде в город. Организованы стоянки для автобусных перевозок туристов, прибывающих к нам на один-два дня. Там обустроены и необходимые удобства с туалетами и водоснабжением. Такие стоянки, а они платные, есть и на первой линии, у моря. Возможно, на каких-то участках особенно загруженных автотрасс мы поменяем движение. Опыт у нас есть.

У нас по городу проходит и федеральная, и краевая дорога. Но есть проблемы взаимодействия с организациями, которые должны заниматься вопросами дорожного движения. Думаю, коллапсов на дорогах этим летом не будет. Но во многом это зависит еще и от дисциплинированности водителей. Как ни странно, чаще всего заторы создают местные жители. К туристам мы стараемся быть лояльными, разъяснять им правила, а не наказывать, не портить людям отдых. Полтора года у нас активно работают эвакуаторы, хотя я противник этого способа борьбы с нарушителями. Ведь, прежде чем эвакуировать сто автомобилей, надо создать место для парковки такого же количества машин. Над этим мы тоже работаем.

— Насколько сегодня Анапа заполнена отдыхающими?

— Есть некоторые факторы, не до конца мне понятные. Если мы говорим о серьезном влиянии роста курса валюты на покупательскую способность россиян при планировании отдыха, то почему у нас порядка 80 процентов дорогостоящего номерного фонда было раскуплено уже в апреле? Значит, есть средства у людей и интерес к курорту. В первые дни лета заполняемость курорта составляет около 85 процентов. И мы продолжаем активно работать над нашим имиджем. 

Поэтому, думаю, очень скоро будет достигнут стопроцентный показатель наполняемости. У нас официальное открытие курортного сезона состоится во вторую субботу лета, 13 июня. К этому дню свободные места вряд ли останутся. Приглашаем всех на главный праздник Анапы!

Евгений РОЖАНСКИЙ. 
Собкор «Вольной Кубани»
Фото: anapacity.com