Судьба так распорядилась, что ему выпало дважды быть во главе родной Кубани на переломных этапах в жизни страны. И оба раза
он проявил себя как талантливый организатор и выдающийся политик, как гражданин и патриот Отечества.
Судьба так распорядилась, что ему выпало дважды быть во главе родной Кубани на переломных этапах в жизни страны. И оба раза он проявил себя как талантливый организатор и выдающийся политик, как гражданин и патриот Отечества.
Он возглавил крайисполком, а затем и краевой Совет народных депутатов, когда многим становилось очевидно, что Горбачев ведет страну в тупик, что СССР разваливается… Кондратенко уже тогда выбивался из общего ряда партхозноменклатуры, раздражал своей открытостью и прямотой не только партийную верхушку, но и либеральную интеллигенцию. До сих пор в памяти его ярчайшее выступление на Съезде народных депутатов СССР, где он подверг жесточайшей критике политику, проводимую Горбачевым.
Кубань в те годы, когда шахтерские забастовки сотрясали не только Кузбасс и митинговщина буквально захлестнула всю страну, оставалась островом стабильности в стране. Но и ее пытались раскачать, расколыхать. И в этих условиях Николай Кондратенко вел себя мудро, дальновидно, истинным державником. Он прекрасно понимал: Краснодарский край — форпост на южных рубежах страны и политическая вакханалия здесь просто недопустима. В те годы в его сознании многое переменилось, но святые для себя ценности он не растерял.
Вспомним, через что пришлось пройти ему и всем нам: наезды опального генерала КГБ (а ныне осужденного предателя) Олега Калугина, московских демократов первой волны Гдляна, Иванова, Якунина… Через Кубань транзитом прошли десятки тысяч турок-месхетинцев и крымских татар… Кондратенко учитывал всё, проявлял величайшую осторожность и осмотрительность, прекрасно понимая, что ни в коем случае нельзя расколоть наш многонациональный край. Эти его качества отчетливо проявились и в период возрождения казачества, и тогда, когда Адыгейская автономная область вышла из состава Краснодарского края: мы остались не только близкими соседями, но и друзьями.
В дни августовского путча 1991 года, когда никто толком не мог понять, что же происходит в Москве, Николай Кондратенко вновь проявил и осторожность и мудрость: «Прошу не суетиться. Митингов и забастовок устраивать не будем. Как и прежде, будем спокойно работать».
Тем не менее под надуманным предлогом его освободили от должности председателя краевого Совета народных депутатов, обвинили в поддержке ГКЧП, возбудили уголовное дело по статье «За измену Родине». Спустя год это решение было признано неправомерным. И отменено!
Тогда многим казалось, что политическая карьера Николая Кондратенко закончилась. Но время все расставило по местам. В апреле 1993 года он был избран народным депутатом Российской Федерации, а затем и в Совет Федерации. Через патриотическое движение «Отечество» возвращается на политическую сцену Кубани, а в 1996 году с оглушительным результатом побеждает на выборах главы администрации Краснодарского края. Народ не забыл своего лидера, с любовью назвал его Батькой…
Что же сумел сделать Николай Кондратенко за те четыре года, что был на посту губернатора? Прежде всего он возродил, казалось, безнадежно загубленное «реформаторами» кубанское село. Впервые после распада СССР в 2000 году Кубань получила более семи миллионов тонн зерна, а средняя урожайность даже превысила ту, что была в советское время. Заработавшее село стало основой для роста и связанных с ним отраслей экономики.
В крае были четко сформулированы приоритеты в развитии промышленности, в инвестиционной политике. Огромный резонанс вызвала бескомпромиссная борьба против криминала, осевшего в кубанских портах.
И если проводить историческую параллель, то можно твердо сказать: в свое время С.Ф. Медунов поднял Кубань, а Н.И. Кондратенко возродил и сохранил достигнутое упорством и трудолюбием земляков.
Накануне 2001 года Николай Кондратенко неожиданно объявляет о своей отставке. Он не идет на второй губернаторский срок, но называет тех, кто, по его мнению, может возглавить Кубань: В.А. Бекетов, И.М. Петренко, В.В. Пушкин, Н.И. Хворостина и А.Н. Ткачев. В итоге предпочтение Николай Игнатович отдает именно Александру Ткачеву.
Сегодня, окидывая взором сделанное для Кубани Николаем Кондратенко, понимаешь: он был одним из немногих российских политиков, кто мог не только возвысить свой голос, но и быть услышанным. Он был понятен простым людям. И не только землякам, но даже за пределами России. Его знали, ему верили, его поддерживали, за ним шли. И таким он, Батька Кондрат, останется в нашей памяти.
Навсегда!