Парламентские слушания: Наполнить стратегию содержательной тактикой
Практика всестороннего обсуждения важнейших документов до внесения их на рассмотрение сессии не нова. В этот раз слушания, которые вел председатель ЗСК Владимир Бекетов, собрали в зале депутатов ЗСК, руководителей властных структур, экспертов, которые работают при комитетах Законодательного собрания, молодых депутатов края, руководителей и депутатов с мест. Представили законы о краевом бюджете, о бюджете ФОМС и индикативный план социально-экономического развития края вице-губернатор, министр финансов Иван Перонко, директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования Людмила Морозова и министр экономики Игорь Галась.
Мы не будем нарушать хронологию слушаний и потому вместе с их участниками посмотрим, что запланировал для нас ФОМС. Судя по докладу и по доходам, и по расходам здесь есть рост. Это позволит на уже устоявшемся уровне обеспечить наше лечение, причем всех — и работающих, и пенсионеров, и детей, а также не только на зарплату медикам всех категорий, но и на поэтапное повышение их заработной платы. Средств для этого хватит. В том числе и на высокотехнологичные медицинские услуги, которые получили ощутимое развитие в последние годы. Докладчик назвала главные критерии работы, которые тоже привязаны к финансам, — это анализ загруженности лечебных учреждений, качество оказания медпомощи, эффективность использования средств.
Последний тезис развил в своем комментарии председатель ЗСК Владимир Бекетов, отметив, что за последние годы финансирование здравоохранения возросло в несколько раз, много сделано для переоснащения отрасли, вступили в строй новые больницы и роддома, отремонтированы старые. Но качество медицинского обслуживания населения зависит не только от материальной базы.
— Нужно, — говорит Владимир Бекетов, — внимательнее контролировать, как используются средства, которые направляются в систему здравоохранения. Нужно повысить ответственность главных врачей больниц, чтобы они знали, что это деньги государственные и легко подходить к их использованию нельзя.
Было заметно, что присутствующие очень внимательно вслушивались в цифры индикативного плана. Ситуация понятная: если знаешь, какие социально-экономические вешки расставлены, то от них и можно танцевать как от печки — с краевым бюджетом, с бюджетом ФОМС. Попросту говоря, индикативный план — это предполагаемое развитие экономики и социальной сферы, а в переводе на нашу тему — ориентиры развития налогооблагаемой базы. Очень много цифр прозвучало, но нам важнее тенденция. Докладчик отметил, что в этом году план готовился в ситуации быстрого изменения внешнеэкономической ситуации. Имеются в виду экономические санкции, объявленные Западом, мировой финансово-экономический кризис, который не обошел стороной и Россию. И все планирование разработчики подчинили задаче стабильности и роста. Планируется прирост регионального валового продукта, пусть и небольшой, но рост, при этом темп прироста после 2015 года будет увеличиваться. Запланировано превышение нынешнего уровня в промышленности, на транспорте, в розничной торговле и строительстве. А вот, допустим, сельское хозяйство, курортный комплекс, общественное питание роста по определенным причинам пока не дадут. Это значит только одно: что надо до высокого общего объема добирать другим отраслям.
Некоторые позиции индикативного плана депутатов удивили. Но председатель ЗСК призвал быть реалистами:
— Это максимум того, что край может сделать в нынешних условиях. Это важные шаги по реанимации региональной экономики. Потому в проекте индикативного плана обозначены болевые точки, чтобы заработали все направления.
И это верно. Бумага стерпит любые цифры, а жизнь неумолимо реальна. И потому, по словам Владимира Бекетова, план не должен быть дутым. Их нужно расценивать как шаги по реанимации экономики в целом. И вот что важно: от каждого зависит, как будет выполняться индикативный план, как у нас будет проходить импортозамещение, как будут наращиваться объемы экономики. Это тоже из комментария председателя ЗСК.
И вот краевой бюджет. Министр финансов начал с планируемых доходов. Это более 180 миллиардов рублей, консолидированный бюджет наполнят 233 миллиарда. Теперь траты. Среди них самые значительные средства будут использованы на финансирование социальную сферы: образование, здравоохранение, решение социальных проблем. Иван Перонко был одновременно и откровенен и оптимистичен: исполнение бюджета будет непростым, но никакого форс-мажора нет. При том условии, конечно, что все участники процесса наполнения казны будут ответственны.
Вот эта мерка и была главной в вопросах участников слушаний, в их комментариях, предложениях. Вспоминаются картинки из нашего ушедшего в историю отечественного законотворчества, когда депутаты всех уровней костьми ложились, чтобы «правильно разделить» расходную часть, но скучали, когда речь шла о наполнении. Сегодня картина иная. Да, спрашивали, когда задавали вопросы всем докладчикам, почему использование недр так мало дает, учтен ли долг по субсидиям за производство молока и мяса, есть ли деньги на формирование библиотек, почему финансирование по олимпийской тематике продолжается, как проводить газификацию при таких объемах запланированных средств, что с финансированием очистки рек, учтена ли задача импортозамещения... Чувствуете: все живое, все требует внимания. И министр обещал, что каждая позиция будет учтена при дальнейшей работе над бюджетом. Все решаемо, говорил он, при одном условии, что будет что тратить. И как будем тратить.
Так и об этом участники слушаний говорили в каждом выступлении. Председатель Контрольно-счетной палаты Краснодарского края Юрий Агафонов обратил внимание на то, что некоторые ведомства не осваивают даже выделенных средств. Например, на 1 октября исполнение государственных программ, как показал анализ, по ЖКХ составило 30,7 процента, ТЭК — 26 процентов. Честно говоря, это вопиюще: есть профинансированная программа, а дела нет! И потом, за этим, по словам Юрия Агафонова, реально маячат злоупотребления. Резервы, по мнению председателя КСП, тоже требуют внимания.
Председатель комитета ЗСК по вопросам имущественных и земельных отношениях Сергей Тимченко обратил внимание на налоговые и неналоговые доходы. Вот плата за аренду земли — тут есть ощутимая задолженность. Значит, муниципальным органам надо эту позицию иметь в виду. Есть резервы в использовании земельных участков. Что греха таить, многие хозяйствуют на них неэффективно. Депутат предложил разработать программу по изъятию этих участков у таких хозяев. Но не только забрать — дать тем, кто умеет работать.
Свой взгляд на обсуждаемые проблемы у первого заместителя председателя ЗСК, председателя аграрного комитета Ивана Петренко. Он считает верным направлением поддержку садоводства. В условиях экономических санкций это будет способствовать импортозамещению плодов и ягод. Вместе с тем комитет обеспокоен снижением объемов господдержки АПК. Это просто опасно, так как сведет на нет почти десятилетние усилия по подъему отрасли. Пагубным был бы, считает Петренко отказ от субсидирования производства молока, мяса, произведенных в малых формах хозяйствования, овощей в закрытом грунте, столовых сортов винограда. Беспокоит депутата развитие сельских территорий, снижение поддержки отрасли животноводства.
Депутат Николай Кравченко, первый зампредседателя комитета ЗСК по финансово-бюджетной и налоговой политике, считает необходимым провести детальный анализ всех секторов экономики. 87 процентов собственных доходов, сказал он, приходятся на четыре налоговых источника. «А остальные?» — спрашиваем мы вместо Николая Петровича. А остальные, отвечаем, по-разному. Скажем, по пальцам можно перечесть предприятия, мощности которых используются на сто процентов. И потому Кравченко предложил внести в порядок предоставления субсидий на господдержку показатель по увеличению количества рабочих мест, созданию новых микропредприятий. Это увеличит доход от НДФЛ и налога на прибыль.
Свой взгляд на слушаниях представили также начальник госпиталя ветеранов войн Сергей Исаенко, члены Совета молодых депутатов Алексей Красницкий и Леонид Плетнев, декан экономического факультета Кубанского государственного университета Игорь Шевченко.
Итог подвел Владимир Бекетов. Среди прочих тезисов председателя ЗСК выделяем, на наш взгляд, главный и принципиальный:
— Если мы хотим жить лучше, то должны сами приложить максимум усилий для этого. Развивать экономику, увеличивать объемы выпускаемой продукции. Поддерживаю предложение вынести рассмотрение этих проектов на очередную сессию ЗСК.
Такое решение и было принято. И уже вчера на сессии эти законы и постановление депутаты обсуждали. Но работа над ними продолжается.
Фото Петра ЯНЕЛЯ.