Поклеп-2: о неудавшемся рейдерском захвате сельхозпредприятия в Кущевском районе
На грани выживания
СПК «Колхоз «Заря» был создан после того, как по злой воле реформаторов, кормившихся
От банкротства предприятие спас Юрий Коробкин вместе с командой единомышленников.
— В 2006 году, когда я возглавил колхоз, ситуация была аховая. На тот момент в активе предприятия было всего 30 тонн подсолнечника, 110 тонн ячменя и две молочнотоварные фермы. Причем положение с крупным рогатым скотом было трагическим: часть животных болела туберкулезом, другая страдала лейкозом. Молоко после кипячения сдавали на завод по два рубля за литр. Колхоз имел долги перед банками и коммерческими структурами. Как в такой ситуации платить зарплату коллективу, насчитывающему 150 человек? Пришлось брать кредиты, а чтобы рассчитаться с долгами, чем мы только не занимались! Резали устаревшую технику и сдавали металл, развозили зерно в мешках, молоко во флягах, организовали производство сыров, открыли магазин, где наши работники могли взять продукты в счет зарплаты. Всего и не упомнишь. Но вопреки всем проблемам выкрутились из положения, выплачивали и зарплату и налоги, — поделился воспоминаниями Коробкин.
Бывало, для того, чтобы получить кредит, председатель колхоза закладывал собственный дом, землю, автомобиль, залезал в долги к местным коммерсантам, рискуя остаться ни с чем, но всякий раз выкручивался из долговой кабалы.
Еще одна серьезная проблема, доставшаяся в наследство Юрию Коробкину, — изношенный до предела парк сельхозтехники. Председатель колхоза и здесь нашел выход. Используя личные контакты, он взял в кредит технику у подмосковной фирмы «Альтаир». Экономика созданного на базе коллективного хозяйства сельскохозяйственного кооператива «Колхоз «Заря», ранее лежавшая в руинах, постепенно пошла на поправку.
Однако существовал некий фактор, мешающий окончательно выйти из кризиса.
— Две молочнотоварные фермы с больными животными тянули нас вниз. Средств для лечения стада более чем в тысячу голов требовалось много. Проблемы накапливались годами, животным не уделяли должного внимания, отсюда и такое плачевное положение. Несмотря на трудности, мы все же решили заниматься животноводством. Если бы вырезали стадо, то без работы осталась бы почти половина коллектива.
Частник на нашем месте в миг сократил бы фермы и занялся исключительно растениеводством, что дало бы быстрый экономический эффект. Но так поступить, чувствуя ответственность за наших людей, мы не могли. Более того, если бы пошли на такой шаг, то в Кущевском районе поголовье КРС существенно сократилось бы.
За десять лет мы полностью оздоровили поголовье. Для этого потребовалось очень много средств, но цели мы все же добились. Создали базу нетелей и телок и постепенно освободились от больных животных, улучшили кормовую базу, увеличили площадь посевов многолетних трав, поставили на должном уровне ветеринарную службу. В 2017 году животные были полностью оздоровлены, — рассказал Коробкин.
И тут СПК «Колхоз «Заря» стал мишенью рейдеров.
Разбойное нападение
Начиная с 2011 года на СПК «Колхоз «Заря» начали наступление нечистоплотные дельцы, среди которых была и судья Мартынова, арестованная в июне прошлого года за мошенничество. Нанятые юристы начали обход собственников земельных участков, которые они передали в аренду СПК «Колхоз «Заря», убеждая расторгнуть отношения с предприятием и передать «добрым хозяевам».
Дескать, они увеличат натуроплату за паи, поднимут зарплату работникам кооператива. В селе то и дело появлялись анонимные листовки с различными страшилками: землю у пайщиков отнимут, натуроплату снизят до нищенского уровня, коллектив сократят до минимума.
К чести сельчан, никто из них не поддался на посулы и не испугался. И дело не в том, что в то время на каждый пай СПК выделял 50 килограммов сахара, три тонны зерна, 35 литров подсолнечного масла. Люди видели человеческое отношение Юрия Коробкина к их нуждам. За собственный счет кооператив доставлял зерно и другие виды натуроплаты, бесплатно пахал огороды, выделял машину для поездок в больницы Краснодара. В любое время люди могли обратиться к Юрию Александровичу, живущему в селе Ильинском.
Поняв, что пайщики не уйдут из СПК, противники перешли к угрозам. Несколько раз неизвестные звонили Коробкину с одними и теми же словами: отдай землю
В июне 2012 года бандиты в масках ворвались в дом, убили племянника Юрия Александровича, издевались над его женой и сыном. Отморозки избили его до полусмерти. Целью налета было не ограбление: преступники обыскали весь дом, разыскивая документы.
— В Следственном комитете это преступление
Безусловно, последствия налета давят до сих пор на психику председателя СПК. Поставьте себя на его место. У него пошатнулось здоровье, но сломить кубанца злоумышленникам не удалось.
Союз равных
К концу 2016 года
— После окончания Ростовского
Вырученные деньги мы вкладывали в совхоз «Степнянский», который в то время находился в сложнейшей экономической ситуации. Председатель совхоза Сергей Евгеньевич Тесля, с которым я был в хороших отношениях, предложил арендовать землю, так как ему было сложно с нами рассчитываться. Мы взяли в субаренду 600 гектаров. Отработав год, я понял, что это приносит неплохую прибыль. Вскоре совхоз попал в предбанкротную ситуацию, и Сергей Евгеньевич, понимая, что вернуть вложенные нами средства будет очень трудно, предложил договориться с пайщиками и взять их землю в аренду. Мы так и поступили. Затем к нам потянулись фермеры с небольшими участками земли, пайщики идут до сих пор, — рассказал Виктор Девтярёв.
Дела у
Виктор Девтярёв поставил одно условие: помощь он окажет, если это поддержат не только те, кто работает в СПК «Колхоз «Заря», но и собственники земельных паев.
— Мы провели немало встреч с пайщиками, было много вопросов о перспективах развития предприятия, об увеличении зарплаты, о социальной поддержке, и люди нам поверили, — говорит Виктор Девтярёв.
Он погасил двухсотмиллионную задолженность СПК, закупил новую технику, выделил средства на повышение зарплаты работникам «Зари».
В СПК «Колхоз «Заря» (пайщики очень трепетно относятся к слову «колхоз» и настояли, чтобы оно непременно осталось в названии предприятия) после заключения союза с
— Раньше у меня была зарплата 12 тысяч рублей. После того как мы заключили соглашение с
— Когда мы первый раз встречались с Виктором Девтярёвым, было
— У нас на фермах скопилось много навоза, и это была проблема. Сейчас
— На встрече Виктор Девтярёв сказал, что поскольку родился и вырос в Кущевке, он хочет, чтобы люди жили в станице достойно, поэтому выплатил все долги нашего предприятия. Люди ему поверили, сейчас смотрят в будущее с оптимизмом. Если же земля достанется негодяям, которые мутят воду, то нас ждет обнищание, — высказался председатель совета ветеранов Кущевского района, депутат районного Совета, член районного отделения Общероссийского народного фронта Алексей Серафимович Ананич.
Если суммировать мнение пайщиков, можно сказать, что они очень довольны союзом СПК «Колхоз «Заря» с фирмой
Судебная удавка
Рейдеры, убедившись в том, что пайщики доверяют руководству СПК «Колхоз «Заря», прибегли к хорошо известному методу: найти одного дольщика, который за деньги дает им доверенность на представление его интересов, и попытаться изменить существующую схему пользования землей. Земельные участки регистрируются в Росреестре и имеют определенные кадастровые номера. Цель рейдеров — добиться в суде решения о признании недействительным решения общего собрания пайщиков, которое якобы ущемляет интересы одного из них.
Таким «ущемленным» в нашем случае стал некто Чеботарев. Он получил наследство после смерти дальней родственницы. Поскольку он инвалид по зрению, то в кооперативе не работал. Естественно, заявление о вступлении в члены СПК «Колхоз «Заря» не писал. Имущественные выплаты получал ежегодно без
Вот что говорится в открытом письме пайщиков СПК «Колхоз «Заря» на имя президента РФ Владимира Путина:
«Чеботарев по настоянию Светланы Мартыновой, Ольги Карповской, Евгения Кравченко, действующих в интересах предпринимателя Стрельцова, предоставил им доверенности на представление их интересов в суде по вопросу имущественного пая и признания незаконным решения общего собрания СП, а также признания недействительным ряда сделок кооператива с землей».
Краевой арбитражный суд, куда кинулись юристы, обслуживающие рейдеров, вынес разумное решение: Чеботареву в удовлетворении исковых требований отказать. Мотивировка проста и понятна: поскольку Чеботарев не являлся членом СПК «Колхоз «Заря», то он не имеет законных оснований требовать признания договоров аренды земли недействительными.
Тогда юристы, действующие на основании доверенности, полученной от Чеботарева, обратились в Кущевский районный суд. И вот чудеса: дело рассмотрено спустя неделю после подачи заявления (и это при загруженности судей), а решение принято в пользу человека, ни дня не работавшего в кооперативе! Суд наложил арест на землю пайщиков.
Получилось, что суд посчитал интересы одного человека выше интересов 747 владельцев земельных участков! Подобное решение, по здравому рассуждению, попадает под действие статьи 305 Уголовного кодекса РФ «Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта». Однако в РОВД Кущевского района, куда обратились пайщики, развели руками: дескать, законных оснований для возбуждения уголовного дела нет.
— В одночасье я, владелец земельного участка на законных основаниях, отдал его в аренду СПК «Колхоз «Заря», но стал заложником
Это мнение всех пайщиков, с которыми мы разговаривали в станице. Люди доверяют и руководству СПК «Колхоз «Заря», и Виктору Девтярёву, чья компания
«Мы с мужем работаем в „
…Рейдеры, добившись благодаря решению Кущевского суда и краевого суда ареста земельных участков пайщиков, замахнулись окончательно уничтожить СПК «Колхоз «Заря». Они выдвинули новые требования — выплатить компенсацию в сумме 168 миллионов рублей Чеботареву, от имени которого они действовали. Счета СПК были арестованы. Если бы не помощь Виктора Девтярёва, выделившего средства на покупку новой техники, семян, ГСМ, средств защиты растений и заработную плату, кооператив свалился бы в штопор банкротства. Сейчас поля засеяны, технический парк обновлен и усилен, выросшие зарплаты выдаются в срок.
На фронтах
Как только рейдеры узнали о финансовой поддержке СПК «Колхоз «Заря» со стороны
— Мы росли с Сергеем Цапком на одной улице, учились в одной школе, но никаких точек соприкосновения у нас не было. Я знал о том, что он создал свою группировку, но о том, какими страшными делами они занимались до трагедии 2010 года, не подозревал. После резни, устроенной в доме Аметова, наше предприятие подверглось тщательной проверке Следственного комитета, ОБЭП и других силовых структур. После окончания проверки мне сказали: у вас все нормально. Государственной поддержкой я никогда не пользовался, брал кредиты в банках. Что касается совхоза «Степнянский», получилось, что земли обанкротившегося хозяйства брали и Цапок, и член преступной группировки Цеповяз. Если бы мы нарушили закон, то последовала бы реакция правоохранительных органов. Мы работаем открыто, честно и прозрачно, поэтому до сих пор к
К клеветнической кампании подключились и некоторые краевые СМИ. В одной газете была опубликована статья под громким заголовком: «Кубанцы не могут забрать свою землю у хозяйства, давно скатившегося вниз рейтинга Минсельхоза». Автор то откровенно лжет, то выпячивает одни факты, замалчивая о других.
Например, он утверждает, что около половины пайщиков хотят разорвать аренду с СПК «Колхоз «Заря», а председатель кооператива Юрий Коробкин всячески препятствует, и семьи тех, кто осмеливается поднять справедливые вопросы (например об имущественных паях), могут остаться без работы.
— Я решил выделить земельные паи площадью 79 гектаров, принадлежащие мне и моим родственникам, которые были в аренде у СПК. Никаких препятствий ни со стороны Юрия Коробкина, ни со стороны правления не было. Прошел весь путь как положено по закону «О сельскохозяйственной кооперации» — от подачи заявления до выделения земли. Поскольку процедура выделения земли окончилась в октябре, я заключил договор аренды с СПК до лета следующего года, чтобы на земле успели посеять пшеницу. В следующем году буду обрабатывать землю сам, — рассказал Александр Шевела, проработавший в «Заре» 23 года.
Еще один персонаж статьи — Сергей Доля, которому Юрий Коробкин якобы не давал выделить землю. В этом году он уже самостоятельно выращивал на своем участке урожай. И ему, и всем желающим самостоятельно обрабатывать землю палок в колеса никто не ставил. Впрочем, это всего лишь два пайщика, выделившиеся из кооператива. Все же остальные сдают землю в аренду и об этом не жалеют.
— С каким вопросом ни обратишься, руководство кооператива всегда поможет. У меня муж инвалид, и ему необходимо проходить обследование в Краснодаре. Машину нам выделяют бесплатно. Нужно вскопать огород — пожалуйста. И тоже бесплатно, — утверждает Наталья Лапко.
Еще один человек, чье имя фигурирует в статье, некто Кравченко, который якобы борется за права пайщиков, как следует из открытого письма собственников земельных участков Президенту РФ, на самом деле работает на рейдеров.
А что же с низкой урожайностью? Да, это действительно так. 37,5 центнера с гектара — не ахти какой показатель, однако автор публикации, вероятно, сознательно умолчал о причинах, влияющих на урожайность. Выше уже говорилось о том, что экономику хозяйства тянуло вниз больное стадо КРС, которое сейчас практически полностью здорово.
По данным краевого Минсельхоза по состоянию на 10 января текущего года, в Кущевском районе 3336 голов крупного рогатого скота (без учета животных в личных подсобных хозяйствах). Почти треть всего поголовья содержится в СПК «Колхоз «Заря». Удой в районе 12,4 килограмма на одну корову. Это самый низкий показатель на Кубани.
Пусти руководство кооператива стадо под нож — можно было получать хорошие урожаи, но молока в районе стало бы меньше, безработных больше. Хозяйства, подобные «Заре», — предприятия с социальной направленностью и ответственностью. В отличие от крупных агрохолдингов, цель которых — исключительно получение прибыли, небольшие сельхозпредприятия поддерживают жизнь на селе. Об этом журналисты, живущие в большом городе, то ли не знают, то ли, отрабатывая заказ, предпочитают умалчивать.
Проснувшаяся совесть?
«Ты ввергнут в земельную смуту „доброжелателями“. Поверь мне — это не делает тебе чести. Выйди из этой грязной игры, не будь заложником нечестных людей. Не гневи Бога, не обижай тружеников. Для них земля — единственный источник существования. Не позорь память своих предков» — это фрагмент открытого письма Алексея Ананича в адрес
Неизвестно, что возобладало — то ли обращение земляков, то ли выкуп имущественного пая, но так или иначе Чеботарев принял неожиданное для рейдеров решение.
— Истец отказался от исковых требований в полном объеме, в связи с тем, что он не предполагал, к каким последствиям это могло привести, — как гром с ясного неба прозвучало заявление юриста.
Противная сторона, как и судья Виктор Сероштан, была буквально ошарашена услышанным.
— У меня впечатление, что я нахожусь в театре абсурда. Он у вас инвалид по зрению или по голове? — так своеобразно отреагировал судья.
Суд был вынужден внести законное решение: производство по гражданскому делу прекратить, повторное обращение с теми же основаниями, к тем же сторонам и о том же предмете — недопустимо.
Победа? Да, но еще не полная.
«Вольная Кубань» будет следить за развитием ситуации вокруг СПК «Колхоз «Заря».
Вместо эпилога
Рейдерские захваты чужой земли — явление очень опасное. И не только потому, что нечистоплотные дельцы наносят ущерб экономике края. По нашему мнению, их вполне можно отнести к так называемой пятой колонне, выступающей против России.
Сейчас, когда против нас развернута война, пусть не горячая, а экономическая, идеологическая и информационная, подобные действия можно квалифицировать как подрывные. Почему?
Потому что рейдеры по сути дела наносят удар в спину, подрывая веру пострадавших людей в государственную власть, что во сто крат опаснее в ситуации, когда менее чем через три месяца нам предстоит выбирать Президента России. Любой промах местных властей, не говоря уже о вопиющих нарушениях Основного закона страны, таит в себе угрозу.
Ведь согласно Конституции право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Что могут подумать люди, когда дельцы без чести и совести действуют вразрез с законом?
Какой вывод могут сделать те, чьи права попираются, взяв в руки бюллетень на избирательном участке?
Читайте также: Кому выгодна чехарда с землей на Кубани?