Правда истории: знать, чтобы выстоять!


Накануне празднования 70-летия Великой Победы в Законодательном собрании края прошла беседа за «круглым столом». Ученые-историки ведущих кубанских вузов, депутаты ЗСК во главе с заместителем председателя краевого парламента Виктором Чернявским, студенты, ветераны, представители министерства образования и общественных организаций были приглашены к обсуждению важнейшей темы: «Память истории и противодействие ее фальсификации. Роль исторической науки и образования в формировании российской идентичности, гражданственности и патриотичности».  
Инициатором серьезного разговора стал председатель ЗСК Владимир Бекетов, а базой — экспертно-консультативный совет при комитете по вопросам образования, науки и делам семьи.

Глубина проблемы настолько очевидна, что даже демонстрируемые сегодня патриотический подъем и единение граждан страны с повестки дня ее не снимают. Это и подчеркнул во вступительном слове Виктор Чернявский, обратив внимание участников не только на попытки, но и на достаточно системное стремление пересмотреть итоги второй мировой войны, размыть значимость для всего мира нашей Великой Победы. 

В выборе средств и методов информационной войны против России «наши друзья и партнеры» не брезгуют ничем, не щадят ничего и никого.

Здесь, в зале ЗСК, в этом убеждать никого не надо было. Люди собрались подготовленные и знающие проблематику на высоком профессиональном и гражданском уровне. Потому главным итогом беседы должны были стать ответы на вопросы:

— Что нам в этой ситуации делать?
— Есть ли у нас система контрмер, способная дать отпор недругам?
— Можем ли мы, опираясь на образовательную сферу всех уровней, вооружить молодое поколение историческим знанием, которое может стать основой патриотического самосознания?
— Достаточно ли всерьез мы осознаем причины некоторого патриотического упадка?

Конечно, в этот период, примыкающий к юбилейному Дню Победы, не так остро чувствуются изъяны в воспитании и не так мы уязвимы под напором недоброжелателей. И сами депутаты неделю работали в своих избирательных округах, встречались с ветеранами и молодежью, проводя открытые патриотические уроки. И в целом цикл предъюбилейных мероприятий так насыщен и многогранен, что за бортом, казалось бы, никто, особенно молодежь, не остался. И люди на подъеме, так как страна стала другой. Но праздники проходят, следом непременно снизится и накал активности. Значит, нужна системная, повседневная и разнонаправленная работа в обществе, особенно в молодой его части.

Поиском ее и занялись участники дискуссии, которую направлял заведующий кафедрой дореволюционной отечественной истории Кубанского государственного университета доктор исторических наук профессор Валерий Ратушняк. 

Валерий Николаевич — из старшего поколения историков, преподавал предмет еще в советские времена и потому прекрасно знает, что тогда историческая наука рассматривалась не просто как свод сведений и набор фактов. Она была политическим и идеологическим инструментом. Перебирали с этим? Несомненно! Но и сама история как наука не выхолащивалась. Спросите сегодня у старшего поколения даже рабочих профессий, которые не обременены в силу разных обстоятельств академическим образованием, и они вам скажут и даты русских революций, и не перепутают Отечественную войну 1812 года и Великую Отечественную, а последняя для них не просто эпизод второй мировой, как хотят представить фальсификаторы. Спросите у сегодняшних школьников и студентов об этом…

И ведь, по словам Ратушняка, попытки извратить историческую правду были всегда. Но в те времена мы были облечены в броню исторического образования. Время и реформы образования, особенно политически-бесшабашных 90-х, их с молодежи содрали, не надев взамен почти ничего. И потому профессор Ратушняк сегодня ставит задачу для историков: используя инструменты исторической науки, исторического образования, помочь, особенно молодежи, правильно ориентироваться в исторических событиях.

Но как, спрашивает заместитель председателя комитета ЗСК по военным вопросам, воспитанию допризывной молодежи и делам казачества Владимир Громов, как помочь при таком состоянии преподавания истории в школе и вузах? Часов-то мало для этого предмета отведено по нынешним образовательным стандартам, а в учебных планах история есть только на гуманитарных факультетах. 

Владимир Прокофьевич убежден, что и в вузах негуманитарного профиля тоже должны изучать мировую и особенно отечественную историю. Громов только чуть коснулся содержательной части преподаваемой исторической науки, и то обнаружил потерю на десятилетия знаний, допустим, о первой мировой войне, а Гражданская преподносилась историками в зависимости от политической потребы то в белом, то в черном цвете. 

И вот что думает по этому поводу Владимир Громов: история такой предмет, что его преподавание должно отражать политическую волю государства, оно должно раз и навсегда решить, чего мы хотим в перспективе и какими мы хотим быть в будущем.

В принципе, с Громовым согласился первый проректор КубГУ, профессор-историк Александр Иванов в том, что историко-образовательную нагрузку надо моделировать с учетом обстановки в мире и внешнероссийских условий. Мы, по словам Иванова, живем в период хаоса, если иметь в виду нынешнее мироустройство. Но как заметна управляемость этим хаосом, когда речь идет о стремлении Запада воздействовать на постсоветское пространство, оградить его от российского влияния, сместить центр политического притяжения: Украина — ярчайший пример. Именно для этого извращается история вообще, история Великой Отечественной войны в том числе. 

Инструментарий для молодежи подобран самый доступный и популярный — Интернет. Но Интернет (это мы уже отвлекаемся от выступления Иванова) — это только способ доставки информации, потому плох или хорош, полезен или вреден — зависит от содержания. А много ли у нас отечественных да и краевых интернет-ресурсов исторической и патриотической направленности — вот в чем вопрос, скорее всего, и государственного уровня.

Хотя интерес к познанию, к чтению книг и материалов в Интернете тоже должен воспитываться. По мнению заведующего кафедрой истории и культурологии КубГУ Валерия Касьянова — в том числе и качеством преподавания, содержанием курсов истории. Все имеет значение, потому важно, даже как называется предмет — «История России» или просто «История». 

Валерий Васильевич уверен, что все начинается со школьного историка, но его возможность влиять скукожена сокращением часов на предмет. Да и в вузах, уверен Касьянов, надо проверить преподавание истории вообще и истории Кубани. Об этом стоит сегодня говорить, считает ученый, а еще о том, что уровень, на котором обсуждается сегодняшняя проблема, должен быть статусом повыше, скажем конференция, чтобы выводы и рекомендации были значимее для всех, кто управляет процессом образования.

К месту, полагаем, напомнил Касьянов о роли общества «Знание» в политическом воспитании людей. Как давно живущий подтверждаю: а ведь это в свое время было. Участники дискуссии — в основном вузовские историки, а среди них — профессор КубГУ Владимир Черный, который потом раскрыл тему вклада СССР в победу над фашизмом. 

Так вот Владимир Иванович, как бывший руководитель лекторской группы крайкома КПСС, мог бы рассказать, сколько было в активе внештатных лекторов, а вузовские историки — так все, наверное, состояли в этом активе. А еще и лекторы общества «Знание» исторической и политической секций! Огромная сила! И кто мешает нам включить их сегодня в противоборство с фальсификаторами отечественной истории? Что же плохого в том, что эти подготовленные люди придут в коллективы, проведут семинары со школьными учителями, с политическим активом? В такое острое в историческом плане время…

Выступал на «круглом столе» и вел дискуссию вместе с Валерием Ратушняком член Общественной палаты РФ, председатель правления Краснодарской региональной общественной организации «Общество «Знание» доктор исторических наук профессор А. А. Зайцев. Автору приходилось видеть его и его коллег в иной ситуации, когда ЗСК организовало цикл обучающих конференций для малого бизнеса на селе, в том числе для владельцев ЛПХ. Они сумели донести и значимость такого хозяйствования, и все составляющие организации малого для людей, но большого для общества дела. Опыт есть, теперь ему надо задать новое направление, предложили участники беседы.

Ресурс исторического просвещения и пропаганды исторической истины — местное телевидение. А еще кино. Председатель молодежного комитета ЗСК Дмитрий Ламейкин примерами подтвердил эффективность, познавательность и воспитательный эффект киноуроков, когда школьники вместе с педагогами смотрят и обсуждают отечественные фильмы о войне и об истории государства.

В самом начале беседы за «круглым столом» было определено, что собрались не просто поговорить, хотя душевный подъем, эмоция — тоже важный побудительный мотив к действию. Высокая тональность дискуссии определяла: те, кто оскорбляет наша страну, извращает нашу историю, оскорбляют каждого из нас. 

Но сегодня задача историков и исторической науки состоит не в том, чтобы просто ответить клеветникам, что порой и надо делать. Они прекрасно понимают, что самый надежный щит — это знание, что вооруженный им народ становится неуязвимым. И потому каждый пытался найти, с одной стороны, уязвимые точки в нашем образовании и просвещении, с другой — обеспечить их прикрытие. Участники дискуссии в обязательном порядке вносили свои предложения. Часть из них мы уже привели. О некоторых скажем сейчас.

К примеру, декан факультета истории, социологии и международных отношений КубГУ Александр Ващенко говорил об учебниках истории во многих постсоветских республиках, где история подчинена политике, далеко не дружественной в отношении России и нашего общего прошлого.

 Надо ли говорить о том, что только сейчас и в нашей стране определены фундаментальные подходы к исторической науке. Это пока что значит только одно: правда истории — порой на совести каждого преподавателя, как сказал Владимир Громов. И это важная для современных политических условий позиция. Во время беседы прозвучала мысль о том, что задача науки — констатировать факты и делать выводы, а не вступать в спор с противником, что нашло возражение у Виктора Чернявского. На его взгляд, историческая наука обязана отражать позицию государства и патриотически настроенного общества.

Что могло бы послужить объединительной платформой для историков, чтобы каждый с фальсификацией истории не боролся по отдельности? Это историческое и военно-историческое общества, сказал руководитель кафедры обществоведческих дисциплин Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования Вадим Кумпан. 

А Виктор Чернявский, подводя итоги, подчеркнул огромные возможности исторического факультета Кубанского госуниверситета. По мнению Виктора Васильевича, вместе с активом общества «Знание», институтом повышения квалификации учителей, методическим объединением преподавателей истории необходимо обеспечить наступательную в содержательном и методологическом плане позицию курсов истории. 

Кроме того, истфак должен стать центром творческо-исследовательской работы с включением в разные ее формы молодежи и школьников. К тому же — следует обеспечить продвижение исследовательских изданий наших ученых-историков, которые уже есть, а другие они готовы подготовить в помощь, скажем, школьным учителям истории.


Все предложения зафиксированы. Многие из них уже вошли в рекомендации «круглого стола», другие анализируются и будут представлены краевым ведомствам, образовательным учреждениям и общественным организациям. 

Прозвучало предложение Виктора Чернявского продолжить разговор на уровне научных и преподавательских сообществ, в студенческих и школьных аудиториях, а власть, по его мнению, все выводы и рекомендации только поддержит.

Такое внимание к теме вовсе не значит, что в крае как бы вдруг спохватились и начали какую-то пропагандистскую кампанию. Есть огромная работа, есть тысячи людей, в первую очередь преподаватели истории, которые этим занимаются, есть активные общественные организации и просветительские структуры. 

Чего не хватает, так это, может, координации действий, системы работы с обществом, стройного, отточенного и разнонаправленного образовательного и просветительского воздействия на разные слои общества. 

Как известно по Марксу, идея, овладевшая массами, становится материальной силой. А нам надо быть сильными, чтобы выстоять в информационной войне, развернутой Западом против нас. Полагаем, не последней войне.

Александр САХНОВСКИЙ.
Фото: bloknot.ru