Праздник. Тамань — душа семьи казачьей!
Земля, не тронутая плугом, качала травы и камыш.
Потом к воде казак спустился, кушак и шапку бросил в тень,
Напился и перекрестился и вдруг представил свой курень.
Он думал: «Добрая пшеница уродится на целине».
И в хатках беленьких станица ему явилась как во сне…
У хат — вишневые садочки, и он увидел свой садок,
К нему бегут сыны и дочки, жена выходит на порог.
Луна над камышовой крышей, гремит уздечкой добрый конь.
Напев Украйны
Он эту землю сердцем принял и потом с кровью поливал,
Чтоб сын и внук ее отныне своей отчизной называл.
Не знаю, так ли это было, о том спросите у могил.
Я эту землю полюбила, наверно, так, как он любил!
Яна Чуб, автор этих строк, на мой взгляд, сумела передать чувства, которые испытывали казаки Кубанского войска, отметившие в минувшие выходные
Сделал дело — работай дальше
Это о тех, кто готовил празднования на Тамани. Казалось бы, годовщина высадки казаков отмечается не первый раз, опыт есть, поэтому и волноваться особо нечего. Возможно,
— Поле пришлось выравнивать, иначе лошади могли бы получить травмы, — говорит начальник отдела по патриотическому воспитанию, спорту, традиционной культуре и образованию Александр Грищенко. — Глава Темрюкского района выделил трактор, мы сами смастерили
— Это равносильно тому, что за два дня сделать скаковое поле на месте, где раньше росла пшеница, — добавляет консультант краевого департамента по делам казачества Виталий Лысов.
За день до празднования первый заместитель войскового атамана казачий полковник Николай Перваков вместе с атаманами отделов и руководителем краевого департамента по делам казачества Александром Кравцовым на месте еще раз обсудили сценарий. Поскольку площадка перед памятником невелика, а на ней нужно разместить порядка полутора тысяч казаков, нужно было четко разметить, кто и где стоит. Константин Перенижко отмерял шагами нужное расстояние, вбивал колышки, а его помощники отмечали краской место, отводимое казакам отделов.
Ближе к вечеру из Сочи, где
На этот раз вместо куреней на скаковом поле решили развернуть торговые палатки. Торговых точек вечером не было ни одной.
Тут же Николай Александрович позвонил руководителю департамента по потребительской сфере.
— Почему до сих пор не развернуты торговые точки?
Что ответил ему глава ведомства, не слышал. Зато услышал четкую команду казачьего генерала: «Утром чтобы все было готово!».
Также по команде батьки были перенесены ближе к скаковому полю колышки ограждения.
Позже выяснилось, что вбивали колышки на новом месте Константин Перенижко и офицеры правления.
К чему так подробно рассказываю о подготовке? К тому, что зрители в театре видят спектакль, а что происходит за кулисами, не знают. Так и здесь: никто из приехавших на казачий праздник не знает, сколько усилий приложили его организаторы для того, чтобы он прошел без сучка и задоринки. Причем никто из них не набирался опыта на ниве
Преданья старины глубокой и дней сегодняшних дела
Стрелка часов еще только подбирается к семи утра, а в центре Тамани казаков уже
— Помню, когда мы впервые собрались здесь, казаки были одеты кто во что горазд: одни в майках, другие в сандалиях. Сегодня все в единой форме, потому что Кубанское войско стало организованным и управляемым, — совершенно справедливо отмечает атаман Таманского отдела Иван Васильевич Безуглый.
Пока до построения осталось время, осматриваю памятник. «Сооруженный в благополучное царствование Государя Императора и Самодержца Николая II и освящен 5 октября 1911 года»,- гласит табличка на монументе. Видно, Бог его хранил, коль большевики, искоренявшие по приказу палача Якова Свердлова казачество, не тронули памятник. Как не тронули и первый на Кубани храм Покрова Пресвятой Богородицы. Накануне побывав там, в очередной раз почувствовал особый трепет. Да и как его не испытать, когда здесь молились и Захарий Чепега и Антон Головатый, и многие другие атаманы и казаки, вписавшие немало героических страниц в историю Кубани.
Спустившись на берег, куда свыше двухсот лет назад ступила нога первого
Почетный караул (молодцы — как на подбор, в алых бешметах) вынес регалии Кубанского войска. Стоит только вспомнить, какой путь во времени и пространстве прошли казачьи реликвии от Кубани, Турции, Греции и Сербии до США и обратно!
— Какие чувства ощущаешь, держа в руках икону, подаренную войску патриархом Кириллом?
— Трудно описать словами, — задумавшись, говорит Денис Брагин. — Наверное, гордость за честь, которая мне выпала, чувство сопричастности с душами предков.
Ровно в половину десятого утра начался торжественный митинг. По традиции первым делом — молебен. Пока епископ Новороссийский и Геленджикский Феогност читал слова молитвы, обратил внимание, что крестятся не только казаки и кадеты, но и
— Дорогие старики, господа атаманы,
Николай Александрович напомнил о героических событиях в Крыму, жителей которого казаки прикрыли от бандеровских банд, о парадном расчете, промаршировавшем 9 Мая на Красной площади.
— Я горжусь вами,
Слова войскового атамана вызвали шквал аплодисментов и казачье «Любо!».
Стоящий на возвышении каменный
Среди тех, кто возложил цветы к памятнику, было немало женщин, детей, мужчин.
— Я приехал почтить память казаков по поручению родственника Алексея Полохова. Он состоит в казачестве, но по состоянию здоровья не смог приехать, — говорит житель Брянска Николай Симоненко. — Я первый раз на Тамани и, увидев сегодня, сколько казаков здесь, просто поразился! А еще говорят, что казаки- «ряженые». Какие же они «ряженые»? Все в форме, соблюдают дисциплину, ни одного пьяного!
Как всегда, был великолепен Кубанский казачий хор, артисты которого в честь празднования надели костюмы запорожских казаков. Гимн Кубани в их исполнении настолько берет за душу, что чуть ли не слезу пробивает.
Шквал аплодисментов, возгласы «Любо!» стали наградой музыкальной жемчужине, выращенной и выпестованной Виктором Захарченко.
Одним из последних покинул площадку перед памятником Николай Долуда — уж больно много было казаков и кадетов, желающих сфотографироваться с батькой.
Конь вороной летит как птица!
На скаковом поле, несмотря на дополнительно установленные места для зрителей, народу
— 223 года назад с Тамани началась история нашего края. Здесь смелые, отважные, вольнолюбивые казаки и искатели приключений обрели дом, — открывая праздник, сказал врио губернатора Вениамин Кондратьев. — У них была нелегкая, но героическая и трудная жизнь. Одной рукой приходилось держаться за плуг, другой — за саблю или ружье.
Признаться, редко от людей его уровня, а повидал я их за многолетнюю журналистскую работу немало, приходилось слышать слова о вере и нравственности. Причем слова искренние. Уж
И вот начало скачек! За приз атамана Кубанского казачьего войска боролись девять наездников на лошадях чистокровной породы возрастом от трех лет и старше. Старт — и кони рванули со скоростью птиц! Это не преувеличение — 500 метров скакуны проходят за 28 секунд. На первом круге в лидеры вышли наездники Таманского отдела.
— Давай, давай! — подбадривают всадников земляки.
На финишной прямой четверка лидеров идет стремя в стремя. На последней сотне метров вперед вырвалась лошадь Дистанция под седлом Максима Елисеева. Атаман войска вручил приз победителю — 50 тысяч рублей.
Между заездами скучать зрителям не пришлось. На сцену, сделанную в виде стилизованного плетня, один за другим выходят квартет «Кумовья», вокальный ансамбль «Соловейко», танцевальная адыгейская группа «Золотой кинжал» и другие творческие коллективы.
Не менее напряженной была борьба на призы главы Темрюкского района и атаманов казачьих отделов. В итоге приз достался Максиму Бабичеву на рысаке Вашерон (Красногвардейское РКО). Первым в третьем заезде стал Иван Копцов, скакавший на жеребце Амадей (Апшеронское РКО).
Ход скачек профессионально комментировал Виталий Лысов. Как выяснилось, микрофон
— Раньше скачки комментировали профессиональные специалисты Краснодарского ипподрома, но так как по времени проведения скачки и у нас, и в краевом центре выпадают на один и тот же день, в прошлом году мы наняли специалиста классом ниже. Случилось так, что комментатор, увидев на трибуне губернатора Александра Ткачева, впал в ступор. Что делать? Я выхватил микрофон и стал комментировать ход скачек. Выхода другого не было, ведь скачки без комментариев — это провал. Допустить этого было никак нельзя. В этом году мы решили не зависеть от случайностей, которые могут испортить праздник, поэтому я взял на себя функцию комментатора.
Вот уж воистину и швец, и жнец, и на дуде игрец. Еще
Лихая удаль казаков
Если скачки привели зрителей в восторг, то что тогда говорить о показательных выступлениях конной группы Почетного караула? Этому зрелищу по виртуозности равных нет! На разогрев казаки продемонстрировали котильон. Описать словами этот конный танец сложно — его нужно видеть. Насколько грациозно и четко под марши в исполнении духового оркестра Кубанского войска лошади перестраивались, создавая различные фигуры, как точно, разбившись на две группы, проходили встречным строем, не задев стремени движущихся на минимальном расстоянии всадников!
Не успели стихнуть последние такты марша «Казаки в Берлине», и на поле уже начали твориться чудеса. А как еще назвать элементы джигитовки, когда всадники на полном скаку соскакивают с лошади, перенося тело на одну из сторон, а затем, опираясь на луку, не сходя на землю, перебрасывают корпус через шею лошади на другую сторону. Миг, и они снова в седле! Насколько нужно владеть телом, чтобы, вытянувшись в струнку, лежать на седле, не держась ни за что руками? И все это на полном скаку! Насколько нужно быть смелым, чтобы через растянутого за руки и за ноги казака перепрыгнул всадник, несущийся во весь опор!
Как и в прошлом году, так и в этот раз покорила всех лихая казачка Аня Болвачева. Что она вытворяла! На полном скаку перепрыгивала с коня на коня, свешивалась чуть ли не до земли и, держась одной рукой за поводья, скакала, прижавшись к коню. И коронный трюк: стоя на плечах двух казаков, в свою очередь, стоявших на крупах трех коней и державших в руках шесты, Аня балансировала на третьем уровне этой живой пирамиды. И все это на бешеной скорости! Публика неистовствовала —
Показали свое мастерство казаки, рубя на полном скаку не только лозу, но и пластиковые бутылки с водой. Причем некоторым мастерам владения шашкой удавалось срубить тару так, что ее нижняя часть оставалась стоять на столбике.
Бурю аплодисментов вызвал прыжок лошади через живой круг. По словам Петра Семеновича Петренко — руководителя Почетного караула, репетировали этот виртуозный и опасный трюк полтора месяца. Представьте, на плечах четырех казаков стоят двое их товарищей, сомкнув руки в кольцо, через которое прыгает всадник.
Сидевшая рядом со мной девушка, глядя на этот трюк, в порыве волнения, не выдержав, схватилась рукой за сердце.
— Я думал, что подобные вещи можно увидеть только в цирке, — признался москвич Сергей Власов. — Если бы не снимал все это на телефон, ни за что бы мои друзья не поверили! Вот это я понимаю казаки!
— Восторг — это не то слово, чтобы описать чувства, когда видишь эти ошеломляющие трюки. Кажется, что лошадь и наездник — это одно целое! Прямо кентавры
Полностью с ними согласен: казаки Почетного караула своим мастерством сразили наповал!
Выходят на арену силачи
Параллельно со скачками и кульбитами
В этнографическом комплексе «Атамань» также проходили состязания. Суть одного из них — залезть на столб, отполированный чуть ли не до зеркального блеска, высотой метров восемь и сорвать сапог, висящий на самом верху. Первых несколько смельчаков до искомой точки так и не добрались. За то время, пока наблюдал за этим состязанием, достичь успеха удалось всего лишь одному участнику — Илье из Новороссийска.
— Я думал выиграть планшет, но не вышло.
Вернемся к
— Это уже третья подряд победа наших казаков, — рассказал капитан команды таманцев есаул Валерий Серов.
Ничего удивительного в этом нет. Казаки берут пример со своего атамана.
На диске с названием «Делай как я!» Иван Васильевич лежа выжимает несколько раз стокилограммовую штангу, качает пресс, держа за головой отягощение, качает бицепсы гантелями приличного веса. Но удивила не только силовая тренировка. Здесь с ним можно потягаться — сам регулярно хожу в тренажерный зал, но стрелять, как он, из двух пистолетов в движении, увы, не по силам. Причем палит атаман не в белый свет как в копейку. В каждой из двух мишеней
Праздник удался!
Это слова Николая Долуды на подведении итогов, проходившем за щедро накрытым столом. Грех в праздник не пропустить
— Несмотря на ряд проблем, с которыми мы справились (ту же жару — в минувшую субботу на солнце было градусов сорок, не меньше.-Прим. автора), праздник удался! Спасибо, господа атаманы за ваш вклад в общее дело! Спасибо всем, кто приехал в этот святой для нас день! Когда мы с Вениамином Ивановичем обходили курени в Атамани, к нам подошла москвичка и с восторгом сказала: «Я раньше не знала, кто такие казаки. Но то, что увидела на празднике, повергло меня в шок! Какие молодцы! У нас в Москве такого не увидеть. Приеду домой — всем расскажу о кубанских казаках!». Если даже один человек узнал о нас, значит, мы сработали хорошо!
По самым скромным прикидкам, в день празднования было тысяч пятнадцать народу, и многие из них приехали в первый раз. Можно не сомневаться, что в следующем году они вновь приедут на самый главный казачий праздник, и не одни, а с друзьями, родными и близкими.
Команда, готовящая праздник, заслужила самой большой благодарности. Работали они на грани фола, поскольку такой масштабный праздник невозможно заранее отрепетировать. Вдруг бы одна из лошадей заболела? А если бы не выдержали жары наши творческие коллективы, одетые в традиционные казачьи костюмы? Видно, Бог благоволит казакам, давая силу и уверенность. Не даром предки говорили: «За Богом молитва, а за царем служба не пропадет».