Новость последних дней: Россия впервые за всю свою историю произведет свыше 130 миллионов тонн зерновых и зернобобовых культур. Спрос на них, правда, оказался ниже плинтуса: менее восьми рублей стоит на бирже килограмм пшеницы, горох вообще не востребован (свиней-то повырезали). Раньше хоть подсолнечник выручал, но сейчас и его цена упала на 20 процентов. Неутешителен прогноз по сахарной свекле. Вот и гадают крестьяне: как дальше выживать?
Директор департамента растениеводства Министерства
сельского хозяйства РФ Петр Чекмарев рекомендует аграриям не спешить продавать сырье. Дескать, в основных странах — производителях зерна: Канаде, США и Австралии — будут проблемы с валовым его производством, так что вероятность повышения цен на сельхозпродукцию очень высока. Подождите, мол, до лучших времен.
Не сильно удивил Петр Александрович сельчан своей умной идеей. Да они, почитай, каждый год подобное слышат. И в верхах, и на краевом уровне, и в районах.
Но вопрос возникает у сельхозпроизводителей, особенно у глав фермерских хозяйств: а кто за них кредиты будет погашать? Где ежемесячно деньги на эти цели брать? На какие шиши покупать минеральные удобрения и горюче-смазочные материалы? Как людям зарплату выплачивать? Кто даст совет? А в ответ — тишина.
Авторитетные руководители крупных кубанских хозяйств Юрий Хараман, Федор Булдыжов, Сергей Кизинек, Николай Тимошенко и другие давно говорят о том, что и у нас, как и во всех передовых западных странах, нужно вводить госзаказ на ту или иную сельхозпродукцию. То есть возвращаться на рельсы плановой экономики, потому что утверждения экономистов-либералов типа «рынок все расставит на свои места» голословны. Не срабатывает этот механизм.
Надеялись, что заграница нам поможет, влет уйдут до 30 миллионов тонн зерна. Не срастается пока. А если и получится, то не у всех. У нас ведь производители в своем большинстве не крупные. Так себе, две-три тысячи тонн получил зерна и сидит на мешке, ждет… Кто к нему поедет? Трейдеры-перекупщики? Так им якобы по рукам ударили. Не нужны, сказали, аграриям посредники.
Вот и ползут слухи: а не они ли виновники того, что наша сельхозпродукция не востребована? Не в сговоре ли бизнес-прилипалы?
Не слышно ничего и о закупочных интервенциях. Думали-мечтали сельхозпроизводители, что заберет у них государство зерно, пусть не по 11–12 рублей, а хотя бы по 9,5–10 за килограмм. А когда «окно» в Африку и на Ближний Восток откроется, госструктуры сами продадут пшеничку и получат хорошую маржу. Экономика бы только от этого выиграла. Но у нас, как всегда, денег нет в казне на закупки.
…Один знакомый директор на днях в сердцах разразился гневной речью во время нашей с ним беседы с глазу на глаз. «Зачем, — говорит, — вы нас призываете наращивать производство зерна, если оно никому не нужно? Деньги я вбухал в растениеводство и держу продукцию на элеваторе, отдавая, между прочим, за хранение приличные бабки. Вы во все колокола звоните, кричите о новом кубанском рекорде. А я ночами не сплю, переживаю: кому бы продать пшеницу? Мне все равно, хоть цыгане пусть ее берут, если за рубежом не востребована». И таких руководителей в крае — сотни.
Не нашлось у меня ответа. Может, он появится у наших государственных мужей? Вдруг да надумает Петр Александрович Чекмарев провести «круглый стол» в Москве в Минсельхозе, пригласив для обсуждения проблемы академиков, экспертов, экономистов, да и наших кубанских аграриев-аксакалов. А еще тележурналистов позовет с первого, второго каналов и НТВ, где каждый день ток-шоу разные идут. Пусть вся страна увидит: государственные мужи обеспокоены создавшейся ситуацией, ищут настойчиво выход из положения.
А то пока многие сельчане плюются после центральных телепередач. То не ток-шоу. И даже не шоу, а ток, где глухари собрались, которые никого и ничего не слышат…
Федор БЕЗРУК.
Фото: Полина Титкова.