Проблема: Сохранит ли Анапа морской порт?


Пока что здесь инвесторы сворачивают бизнес.

Даже важные международные события в ООН и наши национальные интересы в Сирии не снизили актуальности новостей из Крыма — продовольственная блокада дорог, соединяющих Украину с полуостровом, продолжается. Понятно, из каких соображений фуры, груженные продуктами, не пускают на территорию Крыма. Понятно, что все это политические акции, оценка которым уже дана, и не раз. Сейчас самое главное — понять, как и за счет чего восполнить крымский рынок продовольствия. Ведь что бы ни заявляли политики с обеих сторон, последствия блокады нужно оценить, как говорится, в граммах. Вот тут данные разнятся.

Российские источники утверждают, что доля отечественных товаров в Крыму достигла 90 процентов и «от Украины полуостров зависит все меньше и меньше»; оппоненты же заявляют, что, по данным Федеральной таможенной службы РФ, за первую половину 2015 года Украина стала основным импортером товаров в Крымский федеральный округ — объем импорта согласно источнику составил 23,3 миллиона долларов. Цифра эта, считает украинская сторона, сильно занижена…

Так или иначе, но власти Крыма констатируют: рост цен на продукты стал «важнейшей социальной проблемой».

В этой ситуации губернатор Кубани В. И. Кондратьев, отреагировав оперативно, заявил, что житница России готова досыта накормить Крым! Заявил небезосновательно: по данным краевого минсельхоза, объем мощностей как животноводческой, так и растениеводческой отрасли позволяет увеличить производство минимум на пятьдесят процентов, а по некоторым показателям и в разы: «Был бы сбыт обеспечен!».

Вот и рисуется картина маслом: рынок освободился минимум на треть, возможности заполнить эту нишу есть — давайте доставлять продукты, и дело с концом.

Но возникают вопросы. Нам стратегически важно решить проблему транспортного сообщения с полуостровом, не получается в мгновение ока отладить всю механику экономических связей.

Основной магистралью, связывающей Крым с Кубанью на ближайшие три-четыре года, предусмотренные для строительства моста через косу Тузла, остается Керченская переправа. По общему мнению экспертов, она — самое узкое место в новых логистических цепочках. Основные проблемы — недостаточная пропускная способность, многочасовые очереди, приоритет пассажирских машин перед перевозчиками. Ну и, конечно, особенности течений, создающих в проливе при маломальской непогоде эффект турбулентности, что тоже грозит простоями.

Тем не менее очевидно: без использования паромов не обойтись. Всем выгодно. Это поняли ейчане, туапсинцы, сочинцы, есть стремление развивать данный сегмент экономики в Геленджике. Другое дело с Анапой.

В начале этого года «Вольная Кубань» выступила со статьей «Порт Анапа: развивать нельзя банкротить». Вкратце история жизни такого актива, как морской порт со всем хозяйством и флотом, сводилась к тому, что после бесславного пребывания в составе новороссийского ОАО у анапчан появилась перспектива развития. В морской порт пришли инвесторы — компания «Черноморские Скоростные Линии». По соглашению с краевыми и местными властями кардинально модернизировали портовое хозяйство, вложив 380 миллионов рублей для того, чтобы, отработав курортный сезон на пассажирских перевозках, в мертвое межсезонье не простаивать, а заниматься малым каботажным судоходством. То есть перевозить среднегрузы — те самые, в которых сегодня есть острая нужда в Крыму. Тем более характер грузов изначально заявлялся продуктовым, что согласуется с перечнем разрешенных анапскими властями. Перевозить грузы собирались с 15 октября по 15 апреля. Работать по подвозу — только в ночное время суток.

Свои обязательства бизнесмены выполнили — технически порт сегодня оснащен более чем серьезно. Современный удлиненный пирс, спецтехника, подъемники, даже автосборник за чертой города оборудовали, чтобы транспорт не скапливался в порту. Однако вот уже второй год, отработав высокий сезон, предприятие замирает. Почему?

«В мае 2011 года ООО „Черноморские Скоростные Линии“ обратилось в Совет муниципального образования город-курорт Анапа с предложением использования порта в качестве грузового», — сообщает в ответе на нашу статью первый заместитель главы С. В. Яровая. К слову, обратились портовики в администрацию, соблюдая законы вежливости — ведь официально, согласно распоряжению Правительства РФ от 11 октября 1993 года, порт Анапа открыт для международного грузового и пассажирского сообщения, но, понимая, насколько важно грамотно и аккуратно действовать в городе-курорте, хотели выстроить отношения с городом как лучше. Получилось же, увы, как всегда.

Власти не разрешают проезд по осенне-зимнему городу среднегрузовых «Газелей» весом от 1,5 тонны. Причина? «Улично-дорожная сеть, ведущая к морскому порту, не соответствует требованиям по обеспечению безопасного движения грузовых автотранспортных средств, — сообщают из Анапской администрации. — В связи с чем в настоящее время… введено ограничение на движение грузовых автотранспортных средств в курортной части города в границах улиц Шевченко, Ивана Голубца, Ленина, проспекта Революции».

Напрашивается прямой вопрос: для чьих грузов введено ограничение, если по указанным улицам регулярно осуществляют движение не только большегрузные фуры «Магнита», но и КамАЗы со стройматериалами? Это зримо подтверждается растущими в центре высотными жилыми домами, а на первой морской линии — новыми корпусами частных пансионатов. Не по воздуху же кирпич и блоки доставляют…

Однако позиция городских властей неизменна: «…Использование инфраструктуры морского порта Анапа для обработки грузовых судов не представляется возможным», — говорится в официальном ответе. И далее следует совет сосредоточиться на пассажирских перевозках.

Чтобы не конфронтировать с властями, ЧСЛ и впрямь в этом году снова занимались только пассажирскими перевозками. Свыше ста тысяч жителей и гостей города-курорта воспользовалось комфортабельными прогулочными судами. Ежедневно осуществлялось порядка десяти рейсов в акватории анапской бухты, не считая ста рейсов, которые ЧСЛ — первыми на краснодарском Черноморье! — организовали к крымским берегам.

Но в начале октября движение прекратилось, как шлагбаумом отрезало: летний сезон закончен.

— Понимаете, компания с жестким сезонным графиком не может работать в плюс, да еще и аккумулировать средства на дальнейшее развитие, — говорит Дмитрий Хомутянский, председатель совета директоров. — Сегодня реализация следующих этапов инвестиционного проекта — строительство нового здания морвокзала, благоустроенной набережной и яхт-марины «Горгиппия» — под вопросом, если не сказать больше. Не до жиру с такими невеселыми перспективами. Чтобы удержать компанию на плаву, нам необходимо оптимизировать расходы, в том числе и за счет такой крайне непопулярной меры, как сокращение административно-управленческого и плавсостава — треть всего коллектива! Следующей вынужденной мерой, похоже, станет продажа собственного флота из-за невозможности нести расходы по его содержанию. Девять месяцев суда стоят у причала на приколе — это и обслуживающий персонал, и электроэнергия, и расходные материалы…

Словом, Анапа к следующему сезону лишится такого вида отдыха, как морские прогулки. А компания «Черноморские Скоростные Линии» перейдет в разряд предприятий малого бизнеса, будет просто сдавать парковки у причала внаем. Все! Ни рабочих мест, ни налогов, ничего…

Пока материал готовился к печати, на сайт газеты пришло письмо:

«Морской порт Анапа ООО ЧСЛ массово сокращает работников порта, распродает все пассажирские суда, Анапу оставляет в перспективе без пассажирских прогулочных судов! Полностью поменяли концепцию на развитие порта только как пассажирского. Местных жителей и работников порта приводит в недоумение такое „развитие порта“!».

Уважаемый [email protected] — не поверите, такое «развитие» приводит в недоумение не только вас, но и руководство порта. Но толку?

Карина МИРАКОВА.

P. S. «Вы со многими общаетесь, может, подскажете, как на Крым быстро выйти, мы ту же картошку готовы по 10 рублей отдавать?..»

Эх, уважаемые предприниматели из Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств Усть-Лабинского района! Свою общественную функцию — связать одного партнера с другим — выполнить пока не можем.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

  • В 2015 году было перевезено 14812 пассажиров по маршруту Анапа — полуостров Крым.
  • При осуществлении портом работы в зимний период ООО «Черноморские Скоростные Линии» планировало создать дополнительные рабочие места, доведя численность до 150 человек, увеличив тем самым налоговые поступления в бюджеты различных уровней, а это около четырех миллионов рублей в год.
  • Налоговые отчисления ООО «Черноморские Скоростные Линии» в бюджеты всех уровней только за 2013 год составили более 63 миллионов рублей.
  • Фото: domov-arenda.ru