По оценке заведующего кафедрой общего и орошаемого земледелия Кубанского госагроуниверситета доктора сельскохозяйственных наук Александра Семеновича Найденова, за последние 30 лет он таких мощных озимых, как сегодня, не видел. Если ничего не случится, труд земледельцев будет оплачен сполна и край сможет получить добрый урожай.
А ведь еще месяц назад ученые высказывали опасение, что в связи с обещанной майской засухой хлеба не выдержат жары, суховеев, поскольку влага в метровом слое быстро поглощалась растениями и ее оказалось недостаточно. Слава Богу, прогноз синоптиков не сбылся и последний весенний месяц порадовал аграриев обильными осадками, прошедшими повсеместно.
Гадать, сколько центнеров пшеницы получим с каждого гектара, не станем. А вот выслушать мнение профессора КубГАУ Валентины Павловны ВАСИЛЬКО по поводу развития озимых, допущенных кое-где просчетов, думается, будет не лишним.
Отдел агропрома «Вольной Кубани» выходил на связь с В. П. Василько буквально еженедельно в апреле и мае и в курсе того, как развивалась ситуация на хлебных массивах. Она, скажем так, была неоднозначной, и на селекторном совещании, которое проводил 7 мая и.о. министра сельского хозяйства С. Ю. Орленко, Валентина Павловна высказала тревогу по поводу влагозапасов, стрессов, которые перенесли растения. Все это могло сказаться на урожайности.
— Когда именно и как долго испытывали стресс озимые и с чем это было связано? — таким был первый вопрос нашего корреспондента профессору.
— В конце марта — начале апреля в крае дважды случались возвратные заморозки, температура, пусть и на несколько часов, опускалась до минус четырех-шести градусов, — последовал ответ. — Растения к тому времени были в такой фазе развития, что сильное похолодание могло вызвать негативные явления. А тут еще сорняки быстро пошли в рост. Пришлось для их подавления применять гербициды. И получилось, что гербицидный стресс наложился на морозный. Особенно трудно пришлось полям, где высеян ячмень, он ведь менее морозостоек, чем пшеница. Будем все же надеяться, что урон массивам природа нанесла несущественный.
— А с чем связана «полосатость» посевов, которую приходилось наблюдать в конце апреля?
— Скорее всего, это результат неравномерных подкормок. Могли «рюмки» забиться при внесении минеральных удобрений, и мы рекомендовали выровнять ситуацию через листовую подкормку, к примеру КАСом (карбамидно-аммиачной смесью. — Ф.Б.). Сухую подкормку давать было уже поздно.
— Ряд ученых из-за того, что в апреле не было дождей, высказывали озабоченность густотой посевов. Ведь многие хозяйства вместо рекомендованных наукой 4,5–5 миллионов семян пшеницы на гектар норму их высева довели до 6 и даже 6,5 миллиона. Почему?
— Дело в том, что из-за сухой осени часть сельхозпредприятий ушли за пределы оптимальных сроков сева. И мы с коллегами из КНИИСХ советовали специалистам в связи с этим увеличить нормы высева до 5,5 миллиона. Но не более. Наши драгоценные производственники, услышав такие рекомендации, стали сеять и 6, и 6,5, и даже 7 миллионов семян на гектар. Причем даже в оптимальные сроки сева! Вот и загустили посевы.
— И чем это чревато?
— Прежде всего тем, что при сильной загущенности растениям не хватит питательных веществ в почве. Высок риск полегания хлебов, а это — неминуемые потери. К тому же масса тысячи зерен в загущенных посевах будет невысока. Одно утешает: в какой-то мере ситуацию поправил дождливый май. Но, в принципе, на будущее я бы не советовала агрономам впредь так рисковать. Норм высева нужно строго придерживаться — согласно рекомендациям по каждому сорту.
— Говоря о густоте посевов, я заметил вот что. В тех хозяйствах, где с учеными заключены договоры о сотрудничестве, никогда не бывает сбоев. К примеру, в ЗАО «Родник» Тихорецкого района главный агроном Сергей Сергеевич Шухов всегда следует рекомендациям академика Людмилы Андреевны Беспаловой. Точно так же ведут себя специалисты щербиновского «Знамени Ленина», белоглинского «Янтарного», новопокровского «Колоса», ФГУП «Кореновское» и многих других сельхозпредприятий. Уверен, что и в УПХ «Брюховецкое», которое вы курируете, строго придерживаются рекомендаций…
— Безусловно. Доктор сельскохозяйственных наук профессор Анатолий Викторович Югов, один из основных учредителей учебно-производственного хозяйства и директор Брюховецкого аграрного колледжа, мыслит масштабно, с перспективой развития коллективов на десятки лет вперед. Для него высокий урожай не самоцель, хотя в прошлом году УПХ «Брюховецкое», получив с каждого гектара по 86,1 центнера озимых, стало абсолютным победителем в центральной зоне края. У этого руководителя на первом плане стоит плодородие почвы, а потом уже все остальное.
— Но о плодородии заботятся сотни директоров и председателей. Чем ваши подопечные отличаются? Чему у них можно поучиться?
— Во-первых, в УПХ «Брюховецкое» доля многолетних трав в севообороте доведена до оптимальных параметров, здесь развивают животноводство, а это дает возможность вносить на гектар не менее 150 тонн органики, последействие которой сказывается пять лет. Таким образом, УПХ «Брюховецкое» постепенно переходит на органическую систему земледелия. Так же поступают и в хозяйстве «Новый путь», где руководителем Любовь Васильевна Плетинь.
— Мне посчастливилось ежегодно по два-три раза встречаться с Анатолием Викторовичем, и знаю, что у него — жесткая технологическая дисциплина буквально на каждом погонном метре земли. Сам был свидетелем того, как он заставил агронома и механизатора, допустившего небрежность в обработке посевов кукурузы на краях поля, провести операции повторно. Причем гнал бракодел свой трактор из другой бригады за 15 километров! За расход дизтоплива с них обоих потом вычли из зарплаты.
— Да, это правда. Если положено поля обкосить от костра, допустим, из лесополосы, то в хозяйстве обязательно обкосят. Без напоминаний внедряется система обработки почвы на агроландшафтной основе. Но при необходимости на полях работают и чизель и плуг, глубокие обработки сочетаются в севообороте с прямыми посевами и поверхностными обработками, что, как известно, заметно снижает затраты, себестоимость выращенной продукции. Одним словом, люди в поиске, и это радует.
— Возвращаясь к разговору об озимом поле, не могу не задать такой вопрос. Повсеместно можно на посевах пшеницы увидеть следы от тракторов, придавивших растения колесами к земле при подкормках. Они могут подняться ко времени обмолота?
— По моим многолетним наблюдениям, более половины примятых растений после второй подкормки не восстанавливается. Конечно, в тех хозяйствах, где техника снабжена навигацией, проблем гораздо меньше. С помощью GPS трактор идет по одному и тому же следу. Но сегодня посмотрите, что в ряде мест творится: посевы буквально затоптаны в два, а то и в три следа. Подобное случается потому, что опрыскиватель с одним захватом, а подкормка ведется с другим. Поэтому наши рекомендации тем, у кого нет GPS, однозначны: нужно на посевах оставлять технологическую колею.
— По прогнозам ученых и практиков, уборка хлебов нынче может начаться на 10 дней раньше обычных сроков. Связано это якобы с тем, что была идеальная зима для развития озимых, они вегетировали и в январе и в феврале.
— Да, зима порадовала земледельцев теплом, а наличие влаги в почве позволило растениям вегетировать. Думаю, что в ряде районов уже с 7—9 июня начнется уборка ячменя, а дней через десять и пшеничка подоспеет. Урожай обещает быть хорошим.
— Удачи вам, хлеборобы!
Беседовал Федор БЕЗРУК.
Фото: investments.academic.ru