Работа врио губернатора Кубани: Стать вровень с пятью миллионами… Но быть как лидеру впереди!


АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ВК». Закончился четвертый месяц работы Вениамина Кондратьева на посту главы края. Чтобы не было кривотолков, обращаем внимание на то, что анализ деятельности президентского назначенца на главный пост в крае стал традицией — «Вольная Кубань» посвятила переменам наверху кубанской власти уже несколько публикаций отдела политики.
Этой позиции есть простое объяснение — на то есть запрос общества: люди, во-первых, хотят видеть не парадно-мундирное шествие главы края, а конкретное дело, когда результат влияет на их жизнь, во-вторых, необходим общественный контроль за деятельностью власти — газета, как инструмент гражданского общества, имеет возможность и обязанность часть этой ноши брать на себя. 

Кондратьев чрезвычайно активен 

Что было наиболее заметным в течение, скажем, двух последних месяцев: Вениамин Кондратьев чрезвычайно активен. Но, анализируя его включение в решение многих проблем региона, мы усматриваем в этой рабочей каждодневности отсутствие политической составляющей. Да, грядут выборы, и Кондратьев в них участвует. Но напряжение продиктовано не системой агитации за себя, а устремлено к преобразованиям в самых разных, как правило, значимых для кубанцев сферах. Еще одно наше замечание, чтобы не было иллюзий и искажения позиции: конструктивное вмешательство врио главы края в области, скажем так, по прежним оценкам, прорывные и достаточно благополучные, — это не ревизия деятельности предшественника, а стремление двигаться вперед, отладить дающие сбои механизмы — снова для удобства населения. 

В первую очередь это решение государственных задач. Хотя технически их можно выделить в одно из направлений, которое продвигал в июле и августе Вениамин Кондратьев, но, в принципе, какая сфера не является приоритетной в деятельности главы региона? Трудно сказать, что важнее и «государственнее», — наполнение бюджета или медицина на селе, экономика в общем плане или подготовка к зиме, импортозамещение или благоустройство и так далее. Тут важен подход, стремление возвести проблемы не только в разряд обозначенных, но и решаемых, в число тех, что глава определяет как свое не просто служебное, а личное дело. Поэтому он идет на каждую сессию Законодательного собрания края, где вместе с депутатами работает над бюджетом, определяет направления законодательной деятельности. При этом не диктуя, а советуясь. Понятно, что бюджет — это кровеносная система краевой экономики. Ставя задачу по наполняемости казны, врио губернатора настаивает на режиме жесткой экономии и поисках резервов. Что касается трат, то здесь тоже определены приоритеты: 

— Сегодня наш главный риск — это бедность. Доходы людей из-за надвигающегося кризиса в экономике падают. Реальные зарплаты сократились на 13 процентов. Многие уже экономят на еде, лекарствах, одежде, отдыхе. Как правило, это люди из категории социально незащищенных. Для некоторых из них вопрос обеспечения социальных гарантий — вопрос жизни. Индексация зарплат бюджетникам, предоставление льготных лекарств, обеспечение местами в детских садах, меры социальной поддержки материнства и детства, ветеранов, инвалидов, субсидии по ЖКХ, развитие физкультуры и спорта, пособия многодетным семьям — все это должно оставаться неприкосновенным. 

Цитата длинновата. Но мы приводим ее специально, чтобы еще раз обратить внимание на то, что ставит задачей власти Кондратьев. Но кто об этом из власть имущих не говорил — слышим мы возражение. Это действительно так: заклинание о благе народа — речитатив всех политических речей. Но в глаза народу не все осмеливаются посмотреть прямо. Врио главы края, похоже, делает ставку на прямой контакт с НАРОДОМ, от него, а не из отчетных докладов он хочет узнавать правду. Этим можно объяснить как раз то, что в течение последних двух месяцев он трижды, если мы верно зафиксировали, провел приемы граждан. Ни одна поездка в города и районы не обходится без неформального, непрограммного, с глазу на глаз общения с людьми. А на приемах рядом с собой размещает руководителей министерств и ведомств, через селектор устанавливает контакт с главами муниципалитетов. И решить людские проблемы важно, и услышать, что заботит народ, для власти рангом пониже полезно. 

Главное — это человек 

Поэтому, если уж мы говорим о государственных заботах, которые брал на себя в последнее время руководитель региона, то главная среди них — это ЧЕЛОВЕК. Он умеет слушать людей, он слышит их. И потому мини-стадион, пастбище, участковая больница, отключения воды и света, ливневка и канализация, благоустройство, мемориал воинам, автобусная остановка, зеленая зона, тротуар, подтопления, обманутые дольщики, берегоукрепление, обводной канал — этим в разных городах и районах лично занимался врио губернатора. Но ведь все это прорехи в деятельности МЕСТНЫХ ВЛАСТЕЙ, которые ему пришлось закрывать. 

С одной стороны, плохо, что проблемы, решаемые на муниципальном уровне, выходят на краевую орбиту. С другой — это сигналы с земли, то, что волнует народ, а значит — правда жизни. В российской властной практике, да и в краевой тоже долгое время прочные позиции удерживала тенденция к обобщению. Средняя температура по больнице нормальная — вот и ладушки, а то, что хуторянину, чтобы ее померить, надо в район ехать, тратя целый день, так это издержки роста. По всему видно, Кондратьев стремится сломать эту систему. И не только, наверное, потому, что за деревьями видит лес по должностному предопределению. Просматривается личностное отношение к жизни, дающее право стать вровень с другими, каких в крае свыше пяти миллионов. 

Ни одно направление не осталось без внимания 

А для этого в первую очередь — системное внимание тому, что дает людям возможность реализовать себя. Практически все сферы экономики Кубани находятся в рабочем состоянии. От кризисного урона спасает исторически сложившееся в крае многоотраслевое устройство. Однако это не панацея, а данность, которая позволяет не только сохранять уровень, но и двигаться. В эти два месяца ни одно направление не осталось без внимания главы. Внимания не дежурного, а предметного. Анализ выявляет то, что не дает двигаться даже в условиях кризиса. В малом и среднем бизнесе — это, по оценке Кондратьева, проволочки с предоставлением земли, сложности в подключении инфраструктурных ресурсов, недоступность кредитов и госконтрактов. 

— Деньги получают наиболее приближенные к тем, кто эти деньги выдает. Очень трудно вообще попасть в эту очередь, — подчеркнул Кондратьев на одном из совещаний. Вообще взыскательный настрой характерен даже для оценки деятельности агропромышленного комплекса, уже взявшего десятимиллионный рубеж по зерновым. Было бы больше, если бы не нарушался севооборот, ушло с полей грабительское использование потенциала кубанской земли, если бы не сдала позиции селекционная работа по некоторым культурам. И если бы наше сельское хозяйство не ощущало (внимание!) дефицита кадров. Как выпрямить эти позиции, уже подсказывает краевому лидеру и созданный им Аграрный совет края, куда вошли люди, знающие крестьянское дело. 

И тут же традиционный для Вениамина Кондратьева поворот к главной теме на первом же заседании Совета: 

— Высокая урожайность должна отражаться на благосостоянии селян, а не только собственников сельхозпредприятий. В отрасли стройиндустрии Кубань также в числе ведущих в России. И были бы еще прочнее позиции, если бы не нехватка высокотехнологичного оборудования и комплектующих для производства строительных материалов, если бы не грабительские процентные ставки по долгосрочным кредитам на модернизацию производства и снижение спроса на жилье. А чего стоит технологическое присоединение к энергетическим сетям — тут каждый поставщик стремится выхватить свой кусок. Если взять последнюю позицию, то логичной представляется встреча врио главы с председателем правления ОАО «Федеральная Сетевая Компания Единой энергетической системы» Андреем Муровым и обсуждение вопросов строительства ряда энергообъектов на Кубани. 

А далее в системе приоритетов — промышленность, транспорт, курорты, продовольственный рынок, биоресурсы. О последней отрасли сказано: «Теневой оборот водных биоресурсов в регионе превышает официальные цифры добычи рыбы и морепродуктов». Вы понимаете, что это значит? Попросту воровство, преступность, в том числе организованная, в конечном итоге — оскудение биоресурсов, удар по продовольственному рынку. Ситуация в отрасли оценивается как одна из угроз продовольственной безопасности региона, а потому рассматривается на заседании краевого Совбеза с серьезными требованиями ко всем причастным к проблеме ведомствам. 

Новый поворот во власти 

Этим летом стал заметен новый поворот во властной методологии. Да, есть совещания, заседания советов разной направленности, деловые сборы в структурах и ведомствах. Но все же особое место отведено территориям. Только за июль и август врио губернатора исколесил половину края. Ленинградский, Мостовский, Гулькевичский, Усть-Лабинский, Кореновский, Кавказский, Ейский районы, Новороссийск, Анапа, Геленджик, ну и, конечно же, Краснодар с его накопившимися и годами не решаемыми по разным причинам проблемами. 

Есть особенности и у этой части губернаторской стратегии. Отметим две. Для анализа в городе или районе, как правило, выбирается конкретная проблема. А чтобы ее всесторонне изучить, глава региона встречается с активом и снова с простыми гражданами. И уж потом принимается решение о том, что строить, кому помогать, кто и за что несет ответственность. 

Было бы наивным полагать, что за четыре месяца работы, а тем более за анализируемые последние два кто-то способен горы с места сдвинуть. Потому, считаем, придет время и для таких итогов работы Вениамина Кондратьева. Но попозже. Хотя есть сферы и есть люди, ощутившие на себе деятельное участие главы. Судите сами: если, скажем, всеми силами и долгое время «оптимизировали» в городах и районах здравоохранение, да так, что оно отдалилось от граждан, так разве одним желанием или требованием хоть Кондратьева, хоть кого-то другого его враз восстановишь? Или вытравишь въевшихся в наши лиманы, моря, пруды и прочие водные артерии браконьеров? Или выявишь одномоментно присосавшихся к бюджету чиновников разного уровня? Или избавишься враз от самодовольных и самовольных настроений глав городов и районов? На этом этапе важно уже то, что язвы открыто названы, примеры в лицах обществу представлены, открыто сказано, против кого и за какие деяния уголовные дела заведены. Это проявление исповедуемого новым краевым руководством требования о прозрачности власти, о невозможности иметь в ней неприкасаемых. Вот это люди оценят и поймут всегда. 

Где контроль исполнения? 

Канал прорыть, чтобы не топило, или остановку поставить — легко. Но самая трудная работа во власти — это исполнение и контроль исполнения. Мы многие направления, которые ввел в систему врио губернатора, назвали. Пожалуй, нет ни одного назывного, политизированного. Все — конкретика. Но исполнение требует важнейшего ресурса, и не материально-денежного прежде всего, а человеческого. То есть вокруг губернатора должны быть люди, готовые двигаться по тому же пути, что и он сам. Есть, есть такие, часть осталась от прежней команды, пришли новые люди. Но работа далеко не закончена. Не пришло время спросить или нерешительность? Ведь все проблемы на наш край не с неба свалились. Они рукотворные. Разве открытие для министерств и ведомств, что плавает в наших водах биоресурсная мафия? Или дороги к курортам обросли кустарной торговлей? А почему чиновничество выхватывает из кобуры Уголовный или Административный кодекс уже тогда, когда на самострое сооружают крышу? А то, что Роспотребнадзор выявил более 100 проб фальсифицированной молочной продукции в торговых сетях и санаториях края, но сделал открытие только по поручению врио губернатора? А то, что родня некоторых глав районов впереди всех на получение земельки, что обозначили уголовные дела? Ну а того, что эффективно работают схемы бюджетного распила, — тоже никто не знал? Ну а торги и закупки — это вообще кладезь. И так далее и тому подобное, за что еще не спрошено, в том числе управлением контроля и противодействия коррупции, которое создал глава края. Или управление спрашивает, а мы ничего об этом не знаем? 

Опора — на людей, на общественность 

Кондратьев, как мы уже сказали, исповедует опору на людей, на общественность. Создана с многолетней задержкой Общественная палата Краснодарского края. Недавно врио губернатора даже встречался с ее членами. Ранее в печати были сообщения о том, что палата сформирована. И что? Где общественные дела? Чем заняты эти официальные общественники? И вообще, какие функции палата на себя берет? Потому деликатное заявление Вениамина Кондратьева о том, что «Общественная палата за небольшой срок своего существования доказала, что может и умеет работать», — это скорее аванс, чем истина. 

Видится продуктивным более тесное взаимодействие с краевым отделением Общероссийского народного фронта. В России есть примеры его активной работы — одного Сахалина достаточно, чтобы это подтвердить. А что же наши? Между тем для главы края эта структура была бы великим подспорьем, в том числе и в кадровой области, и в борьбе с коррупцией. Достаточно поручить «фронтовикам» или попросить их заняться конкретной общественно важной проблемой — они сделают это, иначе зачем они? ...Наверное, для многого время не пришло. Или просто не хватает этого самого времени. Но проблемы есть, резервы налицо, а их упоминание в нашем анализе — не укор конкретно врио главы края, а часть сложившейся в крае ситуации. Как и все сказанное выше.
Аналитический центр «Вольной Кубани»
Фото: admkrai.krasnodar.ru/