Аресты чиновников на Кубани: всё продолжается
В Прикубанском районном суде на этой неделе будут рассматривать уголовное дело в отношении первого заместителя главы Прикубанского округа Краснодара. Александр Реутский обвиняется в покушении на мошенничество в крупном размере. Он пообещал обратившемуся к нему бизнесмену решить вопрос за один миллион рублей. Мужчина согласился, но после обратился в правоохранительные органы. Обвиняемому грозит штраф либо лишение свободы на 12 лет.
Чиновника отдела управления муниципального контроля администрации Краснодара подозревают в получении взятки в особо крупном размере. За два миллиона он предложил остановить снос самостроя.
Задержан первый заместитель начальника Краснодарской таможни, который подозревается в получении взятки в размере 875 тысяч рублей. Кроме того, начальник отдела организации перевозок Управления транспорта, сотрудник жилищной инспекции края….
И это лишь немногие кубанские коррупционеры-чиновники, которые погорели на взятках в последний месяц. Означает ли это, что борьба с коррупцией пошла по «верхам»? Ведь в недавнем времени в отчетах правоохранителей больше фигурировали преподаватели и врачи.
Коррумпированные чиновники — это люди, которые готовы воровать государственные деньги, использовать их неразумно, расточительно, просто ради того, чтобы что-то капнуло им в карман. Они готовы закопать, закатать в асфальт, потратить неразумно и неэффективно миллионы, миллиарды — просто ради того, чтобы хоть какая-то часть этих миллионов и миллиардов перепала им.
За пять месяцев этого года в следственном управлении СК России по Краснодарскому краю рассмотрели около пятисот дел коррупционной направленности. По итогам рассмотрения возбудили 281 уголовное дело. И что примечательно, больше всех в них фигурируют так называемые «белые воротнички». Около 30 человек — из органов местного самоуправления, в том числе главы районов, поселений и депутаты; иные должностные лица — десять, сотрудники МВД — 22, сотрудники органов государственного и муниципального контроля — семь, Минюста — восемь.
Как признался исполнительный директор Общественного антикоррупционного комитета Дмитрий Пака, происходящее в какой-то мере может свидетельствовать об ужесточении борьбы с коррупцией.
— В последнее время задержаний происходит все больше с громким освещением. Говорить о том, что будут теперь беспристрастно сажать всех негодяев, я бы не стал. Но отдельно взятых неугодных и зарвавшихся чиновников точно будут, — заверил он.
Напомним, в феврале этого года на расширенной коллегии Следственного комитета России, которая практически вся была посвящена борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями, глава администрации президента России Сергей Иванов заявил, что правоохранительные органы будут действовать без оглядки на чины и звания.
— Не может быть никаких исключений. Закон един для всех. Борьба с коррупцией должна вестись вне зависимости от того, какую должность человек занимает, — отметил на недавней пресс-конференции, посвященной коррупционным преступлениям на Кубани, и глава краевого СК Вадим Бугаенко.
То есть мнение, что «крупную рыбу» видно сразу, она не прячется, да только кто ж ее ловить будет, правоохранители пытаются опровергнуть.
Журналистов интересовало дело экс-депутата ЗСК Сергея Зиринова. Вадим Бугаенко отметил, что им занимается следователь по особо важным делам из Москвы.
— Дело на особом контроле у руководителя СК России Александра Бастрыкина, — отметил он. — Главным в расследовании назначен очень знающий, компетентный следователь, создана группа, в которую входят и краевые следователи.
Напомним, Сергей Зиринов подозревается в организации заказного убийства, случившегося 22 февраля в Анапе. Тогда киллер обстрелял из автоматического оружия с большого расстояния автомобиль, в который садился Николай Нестеренко, заместитель атамана городского казачьего общества, предприниматель и эколог-общественник. Нестеренко получил ранения в предплечье и в ногу, а его водитель Виктор Жук был убит.
Предварительное расследование показало, что Сергей Зиринов создал устойчивую сплоченную преступную группу и руководил ею. Также, 28 марта в Следственном комитете СУ Краснодарского края сообщили, что в рамках расследования данного уголовного дела следствием задержан ряд подозреваемых в возрасте от 36 до 57 лет.
Расследование продолжается.
Как и раньше, количество эпизодов, инкриминируемых Зиринову, является закрытой информацией. Как считают аналитики, расследование уголовного дела из региона в Москву передается всего в нескольких случаях. Например, когда становится ясно, что это дело — лишь фрагмент значительно более крупного дела. Или когда в регионе трудно качественно расследовать дело и довести его до суда. Высокопоставленными связями, если верить публикациям, депутат оброс капитально.
Сейчас ведомством совместно с ФСБ по краю расследуется уголовное дело в отношении начальника одного из управлений департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края. Он подозревается в крупной взятке. Дело завели также на того, кто давал взятку чиновнику, — 53-летнюю бизнес-леди. Это в нынешние времена редкость. О подробностях Вадим Бугаенко не рассказал, сослался на тайну следствия. Судом по ходатайству следствия в отношении подозреваемого чиновника была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, а в отношении женщины избрана мера пресечения в виде домашнего ареста. Сейчас расследование по уголовному делу продолжается. В ходе следствия будет проверена причастность чиновника к совершению иных коррупционных преступлений.
На выходных возбудили уголовное дело в отношении начальника управления транспортных перевозок администрации Краснодара. Его подозревают в получении взятки в сумме 200 тысяч за решение вопроса благоприятно для руководителя одной из транспортный компаний.
Вадим Бугаенко рассказал о расследовании дела о мошенничестве в дополнительном офисе «Геленджикский» Банка «Первомайский».
В поле зрения правоохранительных органов руководитель допофиса «Геленджикский» банка «Первомайский» Лариса Голоднова попала, когда несколько крупных вкладчиков «Первомайского» решили уточнить состояние своих вкладов. Однако сделать это не удалось: руководство банка сообщило клиентам, что никаких денег от них не поступало. Тогда и возникло предположение, что миллионные вклады могла использовать в своих целях директор допофиса «Геленджикский».
Злоумышленницу и еще одного сотрудника взяли под стражу. Сейчас рассматривается версия о причастности к преступлению других сотрудников и головного офиса банка, и допофиса в Геленджике, а также лиц, которые на протяжении длительного времени осуществляли покровительство противоправным действиям в офисе «Геленджикский». Потерпевшими по делу признано уже более ста человек. Материальный ущерб составляет около миллиарда рублей, и эта сумма продолжает уточняться.
Это называется — воруют без зазрения совести, средь бела дня. На что рассчитывала банкирша? Что вкладчики не станут жаловаться? Или не заметят, например, потери семи миллионов? Именно на столько похудел вклад одного потерпевшего бизнесмена.
Какой вывод можно сделать из всего этого? Приятно, что правоохранители теперь видят своего основного подозреваемого в среде проворовавшихся чиновников. На врачах и преподавателях перестали делать статистику, а «крупная рыба» попадается все чаще. Однако на фоне разросшегося административного аппарата подобные уголовные дела — все же капля в море, общую ситуацию они пока переломить не могут.
И реальных «сидельцев» не так много… Разваливаются многие дела в суде. Судебный департамент при Верховном суде России обнародовал статистику по наказаниям для коррупционеров. В России за прошлый год по этой статье были осуждены более шести тысяч человек, реальный срок получили лишь пятьсот коррупционеров. Остальные загладили вину штрафами и условными наказаниями.
В конце концов, задача стоит оздоровить общество и государственный аппарат, а не пересажать всех мошенников. Не вводить же смертную казнь за взятки, как в Китае. Тем более уровень коррупции там от этого не снижается. Достаточно знать уровень страха или же уровень беспокойства взяточника, который еще не попал под раздачу, но уже чувствует: шанс однажды встретить на работе следователя уже явно перешел пределы. То есть уголовные дела на чиновников должны действовать на других профилактически… Однако, судя по всему, уровень страха у чиновников на Кубани невысокий. Каждый думает: «Я не попадусь, у меня все схвачено…». Поэтому в заключение пресс-конференции Вадим Бугаенко отметил, что общество Кубани ждут новые разоблачения высокопоставленных чиновников. А пока это тайна следствия…
Инна Васильева