Сады Адыгеи: загадка древней земли. ЯБЛОЧНЫЙ РЕПОРТАЖ
Но мы не будем проводить параллели с древнегреческими или египетскими мифами (а они есть) относительно садов в горах Северного Кавказа, касаться особых сакральных смыслов. Только скажем, что в республике Майкопский государственный технологический университет и фонд содействия сохранению
Недавно проект был представлен главе Адыгеи Аслану Тхакушинову, который, будучи ректором МГТУ, инициировал воссоздание уникальной технологии выращивания старых черкесских садов.
— Данной проблемой ученые МГТУ занимаются с 1996 года, в основе лежат исследования великого ученого Нуха Тхагушева. И работу по возделыванию таких садов нужно продолжать. Генофонд старинных черкесских садов представляет большую научную и историческую ценность, а также имеет прикладное значение. В мире нет этому аналогов. Черкесские сады неповторимы полезными и вкусовыми свойствами плодов, урожайностью, каждый сорт адаптируется к месту произрастания, — сказал Аслан Тхакушинов.
Мы побываем в Адыгее, чтобы увидеть и понять, как же идет возрождение садов в конкретных рамках заботы об импортозамещении и развитии АПК в России. Что за яблоки, которые уже отправляют во все регионы страны, выращивают здесь. И как это делают.
Та самая долина
Мы приехали в одно из садоводческих хозяйств Майкопского района, чтобы узнать подробности возрождения садов и садоводства. Чистый воздух, горы и яблоневые ряды — практически до самых гор, точнее, до предгорного леса. Предприятие «Юмикс», выпускающее продукцию бренда «Долина яблонь» — одно из крупнейших в Майкопском районе (известно, что Майкоп переводится именно как «долина яблонь») и в республике.
Разговор с Юрием Халидовичем Тюльпаровым начинаем на фоне современного урожая — яблони усыпаны плодами.
— Здесь просто идеальный для яблонь климат, — говорит хозяин сада. — В лесах до сих пор есть плодоносящие деревья, которым лет по 500. Эта жизнеспособность, жизнестойкость обусловлена климатом.
Подходим к яблоневым рядам. Крупные сочные
Также нам рассказали об особенностях почвы адыгейских долин.
— Здесь на глубине примерно 1,5 — 2,5 метра — глауконитовые глины. Сплошная плита, над ней вода, которая поит деревья. Такие глины — это донные отложения древнего моря. В глауконитовой глине содержатся абсолютно все микроэлементы — корень берет отличное питание! — говорит Юрий Халидович. — Когда я этим занялся и посмотрел, что внизу, то понял, почему на территории республики так росли и растут деревья. Плюс влажность: каждую ночь выпадает роса. Более благоприятной среды для деревьев трудно придумать. И содержание яблок соответствующее: пектина — три верхних предела нормы. Содержанием пектина и аминокислот и ценно яблоко.
Именно из этих яблок делают пюре, из которого производят… зефир «Шармэль»! Цех переработки, который построен здесь же, выпускает продукцию, соответствующую самым высоким требованиям. Из некачественных «химических» яблок это невозможно сделать.
В этом хозяйстве стремятся заменить не
Лучшие показатели
— По урожайности мы перешагнули рубеж 50 тонн с гектара, — продолжает свой рассказ Юрий Тюльпаров. — Это лучшие показатели итальянских садоводов. Однако на некоторых участках мы собираем больше 60 тонн — и кубанские сорта, и польский Чемпион.
Глава республики Аслан Тхакушинов посещал хозяйство и высоко оценил темпы и уровень развития. В Адыгее, собственно, урожай «за 50» становится нормой для современных садов. И это не предел: побывав здесь, итальянцы удивлялись и фотографировались на фоне деревьев, где урожайность составляет 70 тонн с гектара.
Время собирать урожай
Мы приехали во время обеда рабочих, и в саду было тихо. Но тишина эта временная: буквально через несколько дней здесь будут работать 240 человек и собирать по 200 тонн в день. Это десять фур ежедневно. И это только одно из хозяйств — а всего в Адыгее их 30! Причем в этом году вообще нет проблем с реализацией.
Помогает ли государство заполнить опустевшие ниши?
— В этом году субсидии больше, чем обычно. Хватит и на шпалеры! 210 тысяч рублей на гектар идет из федерального бюджета, 37 тысяч — из республиканского. В среднем 247 тысяч на гектар сада по интенсивной технологии. Это впервые за все время такие субсидии, — говорит Юрий Халидович.
Мы заходим в помещение склада хранения — холодильника. Ящики, контейнеры, работают кары, идет сортировка. В обе стороны от цеха сортировки — коридоры с холодильными камерами. Внушительные помещения высотой в три этажа доверху будут уставлены ящиками — всего четыре тысячи тонн.
— Мы храним по технологии ультранизкого содержания кислорода — без химии, консервантов. Это новейший подход. Польша хранит
Мы заходим в одну из камер размером в пару школьных спортивных залов. Холодно — лучше заглядывать сюда через стеклянное окошко. В хозяйстве строится второй холодильник, больше этого в три раза — современный, двухэтажный.
Начиная с 2000 года, здесь каждый год высаживают сады. Сейчас здесь примерно 310 гектаров, из которых 210 — плодоносящий сад и сто — молодые саженцы. И 40 гектаров высадят в этом году — попробуют на шпалерах. Саженцы будут брать в Сербии и Краснодарском крае.
В Адыгее повсеместно возвращаются к высокой культуре садоводства — на уровне современных достижений. В каждом хозяйстве развитие идет со своими особенностями, так сказать, с индивидуальным подходом. Мы рассказали только об одном ярком успешном примере.
Итоги и перспективы
Вообще в республике за последние несколько лет заложено более тысячи гектаров садов, большинство из которых — интенсивного типа. На сегодняшний день площадь таких садов — 550 гектаров. При этом используются новейшие технологии, которые позволят увеличить сбор яблок до 10 тысяч тонн.
Для сохранения урожая в республике строят три современных фруктохранилища, что позволит хранить до 9 тысяч тонн фруктов в год.
— Садоводство интенсивного типа — интересное и прибыльное направление, которое способно существенно изменить структуру нашего сельского хозяйства, — говорит глава Адыгеи Аслан Тхакушинов.
Весомый мощный плюс к климатическим условиям — государственная поддержка из федерального и регионального бюджетов. Ставка субсидий увеличена с 68 до 210 тысяч рублей на гектар. Только в этом году лимит на закладку и уход за многолетними насаждениями составил более 45,5 миллиона рублей — а это на 38,8 миллиона больше уровня прошлого года. В будущем, за период 2016–2020 годов, при согласованной работе государства, науки и производителей возможна закладка многолетних насаждений интенсивного типа на площади более тысячи гектаров. Страна не останется без яблок и при этом получит отличное качество.
Изменение и развитие отрасли отмечают и федеральные чиновники.
— По сравнению с тем, что было десять лет назад, мы наблюдаем разительные изменения. Сегодня видно, что применяются современные технологии, об этом говорит и достойный урожай, — сказал первый заместитель министра сельского хозяйства РФ Евгений Громыко на прошедшем недавно в республике Дне урожая.
— Когда пришла наша команда, мы говорили о том, что в Адыгее можно развивать сельское хозяйство и добиваться в нем больших успехов, — отметил Аслан Тхакушинов. — Возрождаются такие отрасли, как рисоводство, овощеводство, садоводство. Хочу выразить благодарность Министерству сельского хозяйства России за постоянное внимание и содействие.
Смотреть фоторепортаж.
Наталья ПАВЛОВА
Фото Саввы ЮДИНА