Сельская культура, где дворцы как руины
Щербиновский район для командировки мы выбрали не случайно. Он — один из отдаленных муниципалитетов края. А разобраться в вопросе — как поддержать сельские учреждения культуры? — который неожиданно взволновал всю общественность и представителей власти, даже на самом верху, можно только увидев всю ситуацию на местах.
За истиной — в глубинку
При словах «дворец культуры» воображение сразу рисует древнегреческий храм или театр времен Римской империи. Впрочем, еще совсем недавно в станицах и поселениях Кубани одним из самых главных и красивых зданий был именно Дом культуры. Конечно, он уступал антике, но уж точно вызывал гордость местных жителей. Времена изменились. А годы оставили разрушительный след на культурных центрах.
Старое полуразрушенное здание в Щербиновском сельском поселении бросилось в глаза сразу. Но до последнего не хотелось верить, что это и есть цель нашей поездки — Дом культуры. Внутри полумрак, под ногами скрипят половицы.
— Мы открылись всего три месяца назад, — рассказывают сотрудницы Дома культуры. — Здесь уже лет десять работала только библиотека. А теперь решили восстановить все учреждение. Помогают в этом местные жители и администрация.
Всеми вопросами заведовал бывший директор Дома культуры Руслан Билюнас.
— Пока не было штатных сотрудников, все делал своими силами: подкрашивал, подбеливал, чинил. Удалось восстановить отопление и водоснабжение, заменить электропроводку. Помогали глава района Сергей Робилко, заместитель главы Александр Беликов и глава поселения Дмитрий Ченокалов, — говорит Руслан Альбертович.
— Я пришла работать сюда первого февраля (как только Дом культуры открыли), — делится руководитель кружка прикладного искусства Ольга Галанская. — Захожу, а кругом голые стены, прогнившие деревянные рамы окон, обветшалые полы… За два месяца мы своими силами оформили студию. Ныне каждый день занимаются кружки, приходят новые воспитанники.
И все это — несмотря на полуразрушенное состояние ДК. Как признался один из сотрудников, десять лет назад Дом закрыли, признав его аварийным. Тогда ни у кого не дошли руки заняться всерьез единственным культурным центром поселения…
Тазик для книжного фонда
Есть в Щербиновском ДК и библиотека. Она появилась еще в 1956 году. А потом долго плутала по разным зданиям. Наконец обосновалась в Доме культуры. Сегодня сотрудники стараются сберечь издания. Влияют на их состояние не только читатели, которые за долгие годы успели зачитать томики буквально до дыр, но и всякие вредители. А им появиться несложно: в библиотеке не во всех окнах есть стекла. Их заменила обычная целлофановая пленка. Прошлой зимой температура здесь была не больше десяти градусов. Хорошо, что в этом году удалось провести отопление.
В ремонте нуждается библиотека и в Шабельском сельском Доме культуры. Ее фонд составляет шестнадцать тысяч томов. И за каждым из них нужен внимательный уход.
Как только я достала фотоаппарат, сотрудница убрала тазик с книжного стеллажа:
— Не очень он сочетается с обстановкой библиотеки. Но что делать, потолок течет.
Помощь идет?
Однако нельзя всех стричь под одну гребенку. Есть в Щербиновском районе и положительные примеры. Старощербиновский центр народного творчества и Ейукрепленский сельский Дом культуры удалось привести в порядок. Теперь коллективам, которые давно доказали свое мастерство, стало гораздо удобнее работать. В скором времени изменения произойдут и в других поселениях, пообещали в администрации района.
— Почти на все ремонтные работы взяли средства из районного бюджета. Например, в Шабельском сельском Доме культуры провели газ. Вступил в программу газификации и Дом культуры Новощербиновского поселения. Около восемнадцати лет здание не отапливалось, и вот сейчас выделено порядка пяти миллионов рублей на решение этой проблемы. К сожалению, нельзя охватить все и сразу. Но губернатор Александр Ткачев говорил, что программы должны быть реализованы уже в 2014 году, — пояснила начальник отдела культуры администрации района Ирина Гужова.
На Бога надейся, а сам не плошай
И вот мы в Шабельском сельском поселении. Конечно, по сравнению со Щербиновским сельским ДК любое более или менее крепкое здание покажется дворцом. И Шабельский Дом культуры поначалу поразил чистотой и аккуратностью. Только потом стало понятно, что весь «шик» держится на простоте и минимализме. Раньше ДК принадлежал рыбколхозу. Его руководство следило за состоянием, помогало решать бытовые и организационные вопросы. А в 2000 году ЗАО «Приморское» сделало ремонт. Сейчас Дом культуры перевели на бюджет поселения. Перевести-то перевели, а вот средств на содержание не добавили. Теперь помогают редкие предприниматели и администрация района… Но чаще приходится справляться своими силами.
На протяжении долгого времени в этом Доме культуры не было отопления. К новому 2013 году газ все-таки подключили. Праздники провели в тепле. Но закончился январь, прошла новогодняя суета, а вместе с ней ушло и тепло. Причину, по которой отключили отопление, толком объяснить не смогли. Два месяца деятели культуры согревались песней. Но сейчас вопрос решился. Так что следующая зима не будет для Шабельского ДК такой суровой. За помощью в ремонте руководство Дома культуры обратилось в Законодательное собрание края. Возможно, скоро исчезнут дыры в потолке. А в концертном зале появятся новая мебель и аппаратура.
Полная самостоятельность для сельских домов культуры не редкость. Сделать косметический ремонт -— дело привычное. Люди искусства, как известно, и на рояле сыграют, и стены распишут, и кран починить сумеют. А уж костюмы для своих воспитанников сшить -— дело чести.
Встречают по одежке…
Тут невольно вспомнилась мне история, которую рассказала директор Николаевского сельского Дома культуры Людмила Ткаченко. Не секрет, что ее учреждение славится танцевальным коллективом. На одном из конкурсов педагогу сказали: «Ваши дети танцевали бесподобно. Но обувь у них не соответствует традиционному кубанскому наряду. Вы в балетках танцуете, а надо в сапожках или в туфельках».
— А на что купить традиционную обувь, никто так и не подсказал, — вздохнула Людмила Георгиевна. -— На этом конкурсе мы получили подарочный сертификат на пять (!) тысяч рублей. Заказать бы на него всем туфли да сапожки. Но вот незадача: в старшей группе восемь человек, а в средней — семнадцать. Как всем на эту сумму обувь купить, ума не приложу.
Хорошего специалиста грошом не заманишь
Аварийное состояние сельских домов культуры не единственная проблема. Это, в конце концов, только стены. Катастрофически не хватает на селе кадров. А кто поедет работать в глубинку, где нет жилья, а зарплата — кот наплакал.
— Нет у нас художественного руководителя, хореографа, звукооператора, — поделилась директор Шабельского сельского Дома культуры Алена Олейникова. — В танцевальном коллективе девочки занимаются самостоятельно: сами проводят занятия, сами ставят номера. Старшие педагоги подсказывают, советуют. Но специалист все-таки нужен. Привлечь человека из райцентра проблематично. Неудобное у нас месторасположение — на самой окраине Кубани. Поэтому никто ехать к нам не хочет. Тем более зарплаты небольшие.
— Конечно, есть губернаторская надбавка. Но сужу по себе: у меня со всеми добавками-надбавками получается восемь тысяч с хвостиком, — пояснила руководитель народного фольклорного коллектива «Журавка» Тамара Калюжная. — Кстати, уже четвертый месяц мы губернаторские надбавки не получаем. Обещают в этот аванс все выдать. Жалуясь на большой объем работы и маленькое финансирование, не раз мы слышали: «На ваши девять тысяч найдутся люди». Но почему-то не очень идут работать в культуру, особенно молодежь.
В Глафировском сельском поселении та же проблема.
— Есть у нас одна молодая сотрудница, но она местная, после училища вернулась домой, — рассказала директор Дома культуры Раиса Недорез. — Люди не хотят идти в культуру. Нужен нам хореограф. Но специалист потребует жилье и хорошую зарплату. А между тем район ставит условия: сократить количество сотрудников. Это, в свою очередь уменьшит бюджетные расходы. Но у нас просто некого сокращать. И так справляемся малыми силами.
Кстати, Раиса Ивановна тоже не может похвастаться ремонтом в своем ДК. За сорок пять лет здесь ни разу не было капитальных работ. А чтобы войти в краевую целевую программу помощи сельским клубам, нужно ни много ни мало шесть миллионов. В бюджете же поселения, по словам Раисы Ивановны, не больше трех миллионов.
Однако в старом зале регулярно идут репетиции, чисто, потолок не обваливается. Что еще, казалось бы, нужно? Только не хватает хорошей аппаратуры и совсем нет средств на новые костюмы и поездки на конкурсы.
— Нас регулярно приглашают на фестивали, но ездить на них просто не на что, — не скрывает досады художественный руководитель ДК Любовь Буряк. — Один из конкурсов, например, обошелся в сто пятьдесят тысяч рублей. Средства на эту поездку получили из краевого бюджета.
За проблему взялись. Каков результат?
О возрождении культуры на селе заговорили на самом высоком уровне. Президент Владимир Путин не раз говорил о важности решения этой проблемы: «Российское село будет развиваться только на основе прочного культурного и нравственного фундамента, именно поэтому необходимо приводить в порядок существующие и строить новые дома культуры, центры детского творчества и подобные учреждения». Губернатор Кубани Александр Ткачев в одном из интервью отметил, что программа по возрождению домов культуры будет реализована на сто процентов.
Но вот незадача: то ли по специально спланированной программе, то ли из-за нерасторопности чиновников на местах воз с багажом проблем и неразрешенных конфликтов вперед не сдвигается, а порой откатывается назад. Сегодня в крае 1121 здание муниципальных и поселенческих клубных учреждений, из них 269 (24 процента) требуют капитального или текущего ремонта.
В министерствах придумывают новые проекты и целевые программы, которые со скрипом реализуются в регионах. Для чиновников они, как правило, заканчиваются бумажной волокитой, а для сельских деятелей культуры превращаются в Дантовы круги ада.
Так как же в таких условиях развиваться сельской культуре в отдаленном Щербиновском районе? Ведь тамошние жители так нуждаются в заботе и поддержке и главы района, и краевых руководителей.
Анастасия Воронович.