Понять значение такой газеты-долгожителя, как «Вольная Кубань», в судьбах отдельных людей, Кубани, да и России вне контекста истории, вне связи с главными событиями века минувшего: Великой рабоче-крестьянской революцией, Великой Отечественной войной, развалом крупнейшей в мировой истории Советской империи и последующей сменой социально-экономических эпох — НЕ-ВОЗ-МОЖ-НО.
Прогресса вниз не бывает…
«Печать — самое острое оружие нашей партии», — утверждали создатели Советского государства большевики. И разили-размазывали на страницах партийных газет и журналов своих политических соперников и противников. Это было время, когда в названиях газет преобладали слова: «Искра», «Правда», «Советская».
«Газета не только коллективный пропагандист и агитатор, но и коллективный организатор», — убеждали нас вначале Ильич, а затем и все коммунисты в годы войны и тяжкое время послевоенного восстановления. И это было — действительно так!
Газета — зеркало наших достижений и грозный бич для советской бюрократии, твердили убежденно поздние коммунисты. Такой была роль печати в годы моей и нашей советской жизни.
Глупцы и предатели под флагом пресловутой перестройки развалили СССР! И наступили другие времена. Взявшие верх корыстолюбцы быстро сообразили, что газеты — еще и мощное средство в борьбе с коммерческими и политическими конкурентами. Ведь газета — это прежде всего слово, которое может возвысить и вылечить, может опустить и ранить, а может даже убить. Особенно актуальны эти ее свойства в теперешнюю эпоху информационных войн. И не случайно традиционно возвышенная и ответственная профессия творцов газет — журналистов теперь нередко становится все более гнусной и подлой, а журналисты все чаще исполняют роль информационных киллеров.
Но во все периоды жизни страны: царской, советской, нынешней кадетской — газеты еще и летопись. Особенно наглядно это их свойство видно на примерах ответственных и интеллектуальных изданий, как это происходит непрерывно на страницах одной из старейших газет России «Вольной Кубани» на протяжении последнего столетия. К сожалению, таких изданий остается все меньше. Одни пожелтели, другие продались с потрохами и стали чисто коммерческими листками.
«Мои» газеты — сердцевина судьбы
В моей судьбе роль газет вообще и самой близкой из них «Советской — Вольной Кубани» в частности — была двоякой. Они являлись незаменимым и оперативным источником информации, а нередко и тем самым руководством к действию. Они же помогали мне выстраивать судьбу — и когда писали обо мне, и когда я смог публиковаться на их страницах.
Вспоминается зарисовка обо мне, секретаре комитета комсомола колхоза имени Кирова Кавказского района, в газете «Прикубанская искра» под пафосным, банальным названием «Дорогу осилит идущий». Литературный работник газеты, фамилию которого я забыл, но помню его визуально, написал обо мне, что «комсомольский секретарь Сергей Платонов хорошо заявил себя как перспективный работник». Не скрою, было приятно читать такую оценку, да еще прозвучавшую на весь район.
Именно тогда и захотелось попробовать вот так же рассказать на страницах газеты о своих товарищах по комсомолу. И через некоторое время в краевой молодежной газете «Комсомолец Кубани» появилась моя первая публикация. Потом было сотрудничество с дочерним изданием «Вольной Кубани» — «Литературкой». Именно в ней была напечатана моя первая повесть «Седой» — о партизанах и чекистах Кубани… С благодарностью вспоминается, как «Литературная Кубань» быстро и заслуженно превратилась в значительное, полезное и яркое культурное явление, в которое вложили талант и душу соредакторы Виталий Бакалдин и Владимир Колесник. Жаль, что теперь ее нет. Почему? Задушил безжалостный рынок.
Газеты могут быть как одной из культурно-духовных опор нашего бытия, так, увы, и источником пошлости. Могут быть подлинно независимыми и оппозиционными. «Вольная Кубань» в лице своих творцов эту дилемму решила так: «Во-первых, пошлости и желтизне — бой, во-вторых, независимость нужна для того, чтобы при необходимости говорить власти, что она не права. А оппозиция — это говорить власти, что она всегда не права. Так не бывает. Мы за независимость!». Правильность и достоинство этого кредо бесспорны для каждого беспристрастного читателя. За это и носит она гордые определения «независимая» и «народная».
Своими пусть и скромными достижениями на литературном поприще я прежде всего обязан «Вольной Кубани», и в первую очередь — ее главному редактору Виктору Ламейкину. По счастью, и надежному моему другу по жизни, да и всей моей семье с женой Людмилой. Ведь часто публикация в газете — это и проба пера, и презентация тебя как автора «граду и миру». Недавно в Интернете обнаружил в рейтинге лучших (из 120 подобных) свою книгу о президенте Путине на 14-й строчке сверху. Главы из нее впервые напечатала «Вольная Кубань». Потом были особенно памятные для меня публикации рассказов «Арбузы для Ленина», «Летала ослица с парашютом», «Председатель». В памяти как некие творческие вехи и такие материалы, как «Симонов и Кубань» — о выдающемся поэте и прозаике, оставившем след на Кубани в годы Великой Отечественной; на тему казачества — «Между Доном и Кубанью»; об исторических корнях — «Россияне, кто мы?»; о радостном для всех нас возвращении Крыма — «Русь и Крым — одна судьба»…
Сотрудничество наше продолжается. В 2016 году публиковались главы из моего нового сочинения «Пророк» о выдающемся ученом и мыслителе России Петре Кропоткине, одно из предостережений которого нам — потомкам и мне как юристу особенно близко… Завершая этот фрагмент размышлений, хочу еще раз сказать: спасибо тебе, родная газета, за возможность представлять на суд читателей-земляков свои сочинения и осмысление наследия великих предков. Суд строгий и справедливый. Иногда и жесткий.
Не просто работа, а служение Отечеству!
Рассуждая о СМИ, мы часто повторяем словосочетание «редакция газеты». При этом вольно или невольно упускается из виду, что редакция — это не здание и помещения с техникой, а коллектив журналистов и сотрудников во главе с редактором. Это они практически ежедневно и в ситуации цейтнота делают газету. Понятно, что для создания качественного продукта, для сохранения традиций и преемственности коллектив должен быть сбалансированным по возрасту, опыту, профессиональной специализации и журналистским пристрастиям. Коллектив «Вольной Кубани» в этом отношении на протяжении многих лет почти идеальный. Конечно, это не происходит само собой, без решающего влияния руководителя. Я имею в виду многолетнего редактора Виктора Ламейкина. Это ему принадлежит заслуга в создании журналистского ансамбля, а можно сказать — и оркестра творцов и единомышленников, равного которому еще поискать на Кубани, да и в России.
Формально не являясь сотрудником редакции, имею честь быть причисленным к тем, кого называют вольнокубанцами. И потому в преддверии 100-летней годовщины газеты не могу не сказать добрые и благодарные слова тем, с кем свела жизнь и на примерах мастерства которых постоянно учишься. Это Ольга Цветкова — ветеран кубанской журналистики, мастер человеческих очерков, отвечающая за обратную связь с читателями, без чего газета слепа и глуха. Александр Гикало — виртуоз политической публицистики, без сомнения самый известный журналист Кубани. Федор Безрук — журналист-аграрник от Бога. Сергей Капрелов — автор даровитых исследований по экономике и летописец кубанского казачества. Блистательный спортивный обозреватель, яркая интеллектуальная звезда и могучий по натуре человечище — Виктор Анфиногенов. Инна Мочалова — автор выверенных социально-правовых публикаций. Наталья Кулакова — редактор электронного портала «ВК Пресс», пишет тонко и трепетно. И, конечно же, первый заместитель главного редактора и непосредственный исполнитель газетно-производственного процесса — вдумчивый, степенный Владимир Колесник. Это их талантом и ежедневным трудом всех вольнокубанцев, в том числе соавторов из числа верных читателей, создается Н-А-С-Т-О-Я-Щ-А-Я ГАЗЕТА. Именно такая журналистика, так же как учительство и врачевание, не просто работа, а служение людям и Отечеству!
Должен сказать…
Не вправе сегодня не поделиться, как гражданин, тем, о чем болит душа и сердце.
Всеобщая тенденция все большей коммерциализации жизни ставит СМИ, и особенно печатные издания, в условия выживания. Уже давно нет одной из лучших молодежных газет страны «Комсомольца Кубани». На его месте в информационном поле Кубани растут бурьяны безыдейности, преступности, наркомании, проституции, детской безнадзорности… В связи с этим волнует, тревожит мысль: если на каждом крутом историческом повороте мы будем терять такие или подобные им ценности, то где гарантия, что в будущем из-за социальной или рыночной стихии мы не потеряем такие жемчужины, как Кубанский казачий хор, Краснодарский драмтеатр, художественный музей имени Ф.Коваленко, да и ту же «Вольную Кубань»? Не пора ли в этих вопросах перестать полагаться на авось и признать их объектами регионального культурного достояния с гарантированной государственной и общественной поддержкой?!
В мировой журналистике появилось и прижилось понятие «фейк» — подложные новости. Их распространение теперь стало порочной практикой. Не так давно за эти деяния президент США Д.Трамп назвал прежде солидную газету Тimes и четыре основных телеканала врагами (!) американского народа. И это в стране — родоначальнице свободы слова!
Слава Богу, большинство наших отечественных газет до такого дна не опустились…
Уверен, что пока среди российских СМИ есть такие издания, как «Вольная Кубань», этого не произойдет. Ибо это важно не столько для самих газет, сколько поистине сакрально и значимо для судеб многих россиян.
Сергей Платонов.
Москва.