Сессия ЗСК: Бюджетный пирог начинается с начинки


Как мы уже сообщали, состоялась очередная 42-я сессия Законодательного собрания Краснодарского края. Вел заседание председатель ЗСК Владимир Бекетов. В работе депутатов приняли участие губернатор Кубани Вениамин Кондратьев, его заместители, руководители министерств и ведомств. Широкое представительство чиновников краевой администрации традиционно, но на этот раз имело особый смысл: первым в повестке дня значился закон о краевом бюджете на 2016 год. С него и начали работу депутаты.

Как потопаешь, так и полопаешь

Не очень благозвучна русская поговорка, которую мы использовали для подзаголовка. Но смысл ее прозвучал не один раз во время обсуждения будущего бюджета. Когда руководитель фракции коммунистов в краевом парламенте Николай Осадчий перечислил те сферы, которые, по мнению его однопартийцев, требуют более мощного финансового подкрепления, с ним Владимир Бекетов в принципе согласился: да, действительно, и газификация, и культурные объекты, и сельхозпроизводство в части импортозамещения, да все практически, за что ни возьмись, требует средств на развитие. Однако председатель ЗСК призвал всех концентрироваться не только на расходной части бюджета, но и на приходной. Прежде чем делить пирог, надо его для начала испечь.

Надо сказать, что процесс разработки краевого бюджета был довольно длительным. Уже в более подготовленном виде он был представлен широкому кругу экспертов на парламентских и публичных слушаниях. Наша газета печатала материал о том, как оценила общественность проект финансового документа, поэтому повторяться не будем. Скажем лишь, что все замечания и предложения затем были рассмотрены в комитетах Законодательного собрания совместно с разработчиками из краевой администрации. А на сессии проект был представлен уже почти в готовом виде. Но и здесь продолжилась его шлифовка — депутаты задали представляющему документ министру финансов Сергею Максименко много вопросов. В основном они касались увеличения финансирования некоторых сфер, скажем государственной поддержки АПК, программы газификации, культуры в плане ремонта очагов ее на селе, школьного питания, социальной поддержки населения. Что-то сразу находило поддержку, другое откладывалось до лучших времен. Все прозвучавшие предложения будут рассмотрены в рабочем режиме ко второму чтению.

Но надо понимать, что бюджетный принцип, взятый за основу при разработке финансового прогноза на будущий год, когда расходы тесно увязываются с доходами, нарушать разработчики и депутаты не будут. Бюджет спланирован с профицитом, то есть доходы на чуть-чуть превышают расходы. И потому постатейно движение цифр вверх означает или уменьшение их в других статьях, или учет дополнительных поступлений. А о том, что казна может пополниться за счет дополнительных поступлений, тоже говорили. Не надо думать, что депутаты ЗСК, анализируя цифры, бились только за рост финансирования отдельных направлений. Параллельно шел поиск экономии средств, их оптимального (читай: экономного) использования и источников наполнения бюджета.

А пока что доходы краевого бюджета в 2016 году составят, по расчетам, 194,4 миллиарда рублей, расходы расписаны в пределах 193,6 миллиарда. В основном средства пойдут на исполнение госпрограмм. При этом следует отметить, что бюджет социально сориентирован — на социальную сферу направляется 70 процентов бюджета. 

Депутаты обратили внимание на то, что по всем важным статьям, скажем на финансирование образования и здравоохранения, цифры по сравнению с бюджетом-2015 возросли. Но не настолько, чтобы покрыть инфляцию. Это и вправду так. Что ж, в нынешних условиях надо протягивать ножки по одежке.

И тут есть резерв, на который как раз и обратил внимание в своем комментарии Владимир Бекетов. Обеспечить доходную часть не только в пределах узаконенных сумм, но и свыше того может эффективное хозяйствование на земле, умелое и доходное использование государственного имущества, развитие промпроизводства, работа технопарков. А губернатор края Вениамин Кондратьев добавил к этому экономию средств за счет сокращения расходов на госаппарат, на госнужды. Но главным и чрезвычайно актуальным остается рачительное использование каждого бюджетного рубля. И тогда, как заверил Вениамин Кондратьев, бюджета хватит, чтобы обеспечить качество жизни жителей края.

Коси, коса, пока роса?

Особенно актуальным это положение было представлено при рассмотрении другого вопроса повестки дня сессии. В крае давно запущена госпрограмма поддержки социально-экономического и территориального развития муниципальных образований. Так вот в ней есть подпрограмма «Краснодару — столичный облик». Прекрасный лозунг. Но чуден он еще и тем, что воплощение его в жизнь подкреплено бюджетными деньгами. Сотни миллионов казенных денег потрачены на «столичный облик», в основном из общекраевой копилки. Всего за годы действия подпрограммы на ее реализацию было направлено 13 миллиардов рублей.

Но вот пришло время посмотреть, как они использованы. Поручили это Контрольно-счетной палате Краснодарского края. И она подтвердила, увы, печальную для России истину: там, где текут бюджетные деньги, традиционно соседствуют нарушения. Что касается Краснодара, то это завышение стоимости и объемов выполненных работ, необоснованное и неэффективное использование средств и имущества, несоблюдение Градостроительного кодекса РФ, законодательства при проведении закупок для муниципальных нужд и прочие. Набралось нарушений почти на 319,8 миллиона рублей. Часть из них уже в ходе проверки в бюджет вернулась, но это всего лишь 9,5 миллиона. А остальные? Докладчик по вопросу — председатель бюджетного комитета ЗСК Иван Артеменко об этом не сказал, да это и не его функция, для детального разбирательства есть другие органы, хотя при рассмотрении этого вопроса на сессии словосочетание «коррупционная составляющая» прозвучало всего лишь один раз.

Вообще-то вопрос о столице края собирались рассмотреть раньше, но потом решили, что для эффективности необходимо участие главы Краснодара Владимира Евланова. Он и стоял на трибуне этой сессии, отвечая за «столичную» работу — свою и своих подчиненных. Ответа на главный вопрос о судьбе неправомерно потраченных средств не прозвучало. Будем считать, что механизм запущен и даст результаты. Тем более что на сессии вопросов к главе Евланову было так много, что общая картина хозяйствования представилась практически плачевной. Город застраивается так, что в жилых микрорайонах нет места для садиков и школ. Да если бы эти площадки и нашлись, то эта земля городу-то и не принадлежит: все, как сказано на сессии, продано. Договоры с застройщиками заключены таким образом, что они тянут только дома, а инфраструктура остается за бортом. Режутся под стройки зеленые зоны, ужимается под них же городская инфраструктуры. Даже энергетические мощности — подстанции, трансформаторные комплексы — негде разместить. Развеян миф и об инфраструктуре для массового спорта — обеспеченность, как выяснилось, минимальная.

Энергия городской власти по некоторым позициям, скажем по сохранению рекреационных зеленых зон, направлена на отстаивание через суды своей, как выяснилось, ущербной для города позиции. Председатель ЗСК Владимир Бекетов, губернатор Вениамин Кондратьев, депутаты Виктор Чернявский, Андрей Булдин, Владимир Чепель, Дмитрий Ламейкин, Алексей Гусак, Григорий Литвинов и другие забивали вопросы как гвозди по самую шляпку: школы-садики, исторический центр Краснодара, трубы-энергетика, дороги-благоустройство, обещание-невыполнение. Но ни на эти, ни на вопрос председателя ЗСК Владимира Бекетова: «Когда кончатся эти безобразия?» — внятных ответов, увы, не последовало. Вот потому, наверное, в постановлении вопреки принятым стандартам оценку за исполнение подпрограммы «Краснодару — столичный облик» депутаты не поставили, зато записали требования к краснодарской власти, которые совпадают с ожиданиями общества.

Граждане и гражданская позиция

Поскольку автор убежден в том, что формирование гражданского общества является важнейшей политической задачей власти, обращаю внимание на один из важнейших законов, который на сессии принят в первом чтении. Он называется «Об общественном контроле в Краснодарском крае». В моем отчете нет места для рассуждений на тему гражданского общества, но все же замечу, что очень важно, чтобы люди наши были не просто жителями или населением, но и гражданами страны. Не надо объяснять, наверное, что смысловая нагрузка у этих понятий разная.

Иногда, если иметь в виду общественный контроль, выделяется прежде всего контроль за деятельностью власти. Это важно и необходимо: если бы он был налажен, то, может, в Краснодаре и не было бы столько «безобразий» (вернемся к предыдущему вопросу). Вот как раз структуре, принципам, организации, полномочиям, взаимодействию с властью и прочим тонкостям функционирования общественных структур, в том числе результативности, и посвящен этот закон. Начни этот закон работать, а главное, исполняться — власть найдет в лице общественников колоссальную экспертную поддержку еще на уровне принятия решений, а более — на стадии их исполнения.

Вот, скажем, строится в Краснодаре жилой комплекс «Седьмой континент», который тоже стал предметом рассмотрения на сессии отдельным вопросом. Город обеспечил площадку, дал разрешение. Но как же так — этот микрорайон и так перенаселен, а с появлением «Седьмого континента» плотность возрастет против нормы более чем в три раза. Так еще и нагрузка на сети и другую инфраструктуру возрастет до аварийной. Люди жаловались, обращались к власти. Это и побудило депутатов включить этот контрольный вопрос в повестку дня. То есть теперь приходится тушить пожар, принимая трудные решения, отыгрывая ситуацию к исходной позиции. А включись общественные контролеры на стадии принятия решения о строительстве в этом месте многоэтажного жилого массива — наверное, все было бы иначе: построили бы коттеджный комплекс со всеми вытекающими, и не были бы нарушены ни Градостроительный кодекс, ни интересы жителей, у которых и надо было спросить, каково им.

Нам удалось изложить малую часть вопросов. Они, во-первых, значимы по содержанию, во-вторых, раскрывают принцип подхода к проблеме и направление депутатских усилий.

Между тем в повестку дня было включено более пятидесяти пунктов. В разных аспектах рассматривалась политическая, экономическая, социальная проблематика. Нашли свое значимое место вопросы образования, культуры, социальные и другие. Потому напоминаем, что сайт Законодательного собрания края содержит всю информацию, там вы можете узнать, какие законы приняты, их содержание и влияние на вашу жизнь и деятельность.

Александр САХНОВСКИЙ.

Фото: Савва Юдин, "ВК Пресс"