Сессия ЗСК. Госгарантия здравого смысла: А так-то оно ничего...


Если бы считать коров не по головам, а по ногам, то результат был бы в четыре раза выше. Это мы вслед за депутатами Законодательного собрания края говорим о развитии АПК края, в частности о животноводстве. Сессия состоялась в среду, о чем мы вам сообщали в прошлом номере. Вел заседание председатель ЗСК Владимир Бекетов. Он как раз и оценил усилия Кубани в этом направлении.

А докладывал о том, как исполняются программные мероприятия по развитию АПК края, замминистра сельского хозяйства Сергей Орленко. Приводил много цифр, характеризующих заботу о развитии. Скажем, на реализацию тех же программных мероприятий из казны было выделено в 2015 году 9,6 миллиарда рублей. Огромная сумма. Можно сказать, что это дало несомненный эффект, ведь продукции сельского хозяйства в действующих ценах произведено на 265 миллиардов рублей, есть заметный рост по сравнению с прошлым годом.

Но вот подошли к разделу животноводства. Оказалось, что поголовье свиней выросло на 100 тысяч. Много это или мало? С одной стороны, рост этот похвальный, если иметь в виду тот факт, что на подворьях сегодня в силу известных причин свиней выращивать запрещено. Но вот если говорить о крупных хозяйствах, то напомним, что только в «Индустриальном» Тимашевского района когда-то содержалась как раз сотня тысяч свиней. Что касается дойного стада, то здесь рост, по словам замминистра, тоже есть — аж на тысячу голов.

Председателю ЗСК Владимиру Бекетову, наверное, слушать это все и не надо было, он и без министерского чиновника знает истинное положение дел. И потому отреагировал тут же:

— Если будем прирастать по сто тысяч свиней в год и по тысяче голов коров — то это темпы плачевные. Поэтому придется отправлять другому государству наше зерно, потому что здесь его никто потреблять не будет в таких количествах.

Возразить нечего, разве что фактами. Иной, услышав цифры животноводческого развития, возрадуется: ну-ка сто тысяч там да тысяча здесь. Но мы разочаруем легковерных. Депутат ЗСК Юрий Хараман — председатель СПК «Колхоз «Знамя Ленина». В этом хозяйстве 11500 голов крупного рогатого скота, в том числе 3500 — в дойном стаде. Так вот за год дойное стадо в своем колхозе Юрий Гаврилович увеличил на 400 (!) коров. Отнимаем их от той министерской тысячи и получим, что прирастил АПК отличного от «Знамени Ленина» огромного края всего-то 600 буренок.

Вот и не знаешь, смеяться или плакать от такого движения к вершинам импортозамещения. Скорее плакать, если иметь в виду, что в крае примерно 300 ферм. И это значит, что на каждой за год появились дополнительно две дойные коровы. 

Грубоватый подсчет, конечно, но в нашем случае важна тенденция, а не цифра.

Мы несколько задержались на этой проблеме. Но она того стоит по многим причинам. Законодательное собрание края не просто продекларировало контрольное направление в своей деятельности. Каждая проблема рассматривается таким образом, что чиновничий лак на прорехах быстро отшелушивается — и предстает реальная картина. И ведь делается это не для того, чтобы кого-то уязвить или показать несостоятельность чиновников. Депутаты ЗСК заинтересованы в том, чтобы была горькая, но правда. Тогда есть от чего отталкиваться для движения вперед.

На том стоим и стоять будем

Если продолжить контрольную тему, то ей на этой сессии было уделено много внимания. Депутаты анализировали, как действуют, исполняются законы и другие нормативные акты, ими разработанные или принятые по инициативе исполнительной власти края. Но даже если вопрос и не является контрольным, всестороннее рассмотрение его следует за тщательным анализом. Его проявление — не только в активном обсуждении на самой сессии, но и в повседневной работе.

Но мы о сессии. И потому обращаем внимание на еще одну проблему. Это работа над постановлением «О согласовании предложений о внесении изменений в государственную программу Краснодарского края «Социально-экономическое и территориальное развитие муниципальных образований». Название сложное, но суть проста и понятна каждому гражданину. Речь идет о развитии инфраструктуры районного или городского значения за счет дополнительного финансирования. Скажем еще проще: это о строительстве, к примеру, детских садов.

Ну так вот: докладчик по этому вопросу и.о. министра экономики Кубани Александр Руппель сообщил депутатам, что на реализацию подпрограммы «Развитие общественной инфраструктуры муниципального значения» поступают дополнительные средства: из федерального бюджета — 275 миллионов рублей, из краевого — 116,2 миллиона. Исполняющий обязанности министра детализировал, куда пойдут деньги. Прежде всего на завершение строительства конкретного детсада. Но есть и такая схема расширения сети, как приобретение трех объектов недвижимости, чтобы потом переоборудовать их в детские дошкольные учреждения. 

Вообще-то стоить вспомнить, как лихо в девяностые избавлялись (попросту — продавали) ДДУ, размещая в них что угодно, но только не детсады. Но дело давнее, так что будем исходить из сегодняшних реалий. А они таковы, что президент поставил задачу обеспечить детсадами, вот ее и надо решать.

Покупать здания будут в Красноармейском районе, Геленджике и Новороссийске. Но вот тут Владимир Бекетов снова расставил все точки над i:

— У нас некоторые муниципалитеты грешат следующим: сперва обещают, что у них инвестор построит школу, детский сад, а в результате потом эти объекты бюджет края должен выкупать. Зачем унижать краевую власть? Выкупает бюджет края, но любой строитель, который что-то построил, получил за это деньги. Точно так же и детсад. Если где-то есть факты, что построенный объект был безвозмездно передан муниципалитету, — об этом надо говорить и сказать спасибо человеку. Но обманывать людей, вводить их в заблуждение — не надо. Потому что огромное количество средств тратит и федеральный, и краевой бюджет, а пытаются приписать эти заслуги кому-то.

О чем речь? Конечно, о правде и здравом смысле, а не о попытке разделить славу. Тут стоит вспомнить прошлую сессию, на которой прозвучала сказка о том, как городская власть краевого центра договаривается с застройщиками о строительстве вот той самой инфраструктуры в жилых массивах — детсадов и прочего. 

Нет такого в нашей жизни, дома вытянут и деньги из карманов тоже, а школы и садики, давайте признаем честно, ложатся на госбюджет. Потому предупреждение и беспокойство Владимира Бекетова вполне обоснованны.

Подчеркиваем к тому же, что на сессии проделана серьезная работа и по другим госпрограммам, в том числе социальной направленности: «Дети Кубани», «Доступная среда», «Содействие занятости населения», «Развитие образования». В одни вносились поправки в связи с дополнительным финансированием, в другие — технического характера.

Пирамида, держись прямо

И о бюджете тоже шла речь на прошедшей сессии. Он, сами понимаете, основа социально-экономической пирамиды: тверд фундамент — на него можно опираться всей конструкции. В этот раз изменения в текущий бюджет продиктовали дополнительные доходы, поступившие из федеральной казны. Депутатам предстояло внести это в приходную часть финансового документа и утвердить распределение средств в расходных статьях. Что они и сделали.

Но мы в этой части обратимся еще к той грани пирамиды, которая носит название «Здравоохранение». На сессии принят закон о территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в крае на 2016 год. Личное здоровье — это та сторона жизни, что занимает каждого из нас. Но здесь, на сессии, превалировал государственный интерес. Потому вопросов к министру краевого здравоохранения Евгению Филиппову было у депутатов много. Если бы мы поставили целью подробно осветить обсуждение этой проблемы, надо было бы посвящать ей отдельный материал. Потому будем кратки: оказание медпомощи по месту жительства, участковые больницы, ФАПы, обеспечение машинами «скорой помощи», некомплектность медучреждений специалистами даже на районном уровне.

Но любая проблема, как всегда, упирается в финансирование. Набить голов в ворота министра можно много. Но он может только то, что может в рамках своих полномочий и финансовых возможностей. Поэтому председатель ЗСК развернул проблему к той же основе пирамиды:

— К вопросу по машинам «скорой помощи» можно добавить и обеспеченность врачей жильем, медицинских учреждений — оборудованием и много чего еще. Но для этого нужно иметь деньги. Невозможно объять необъятное. Программа госгарантий разработана в рамках выделенного финансирования. Нужно решать и другие вопросы, поэтому давайте будем больше заниматься экономикой. Необходимо создавать условия для того, чтобы работали предприятия, производилась продукция, выплачивались налоги. Тогда будет больше финансирование здравоохранения, и больше вопросов сможем решать.

В повестке дня значилось пятьдесят вопросов. Вполне понятно, что обо всех в отчете рассказать невозможно. Мы выбрали лишь несколько, но и другие столь же значимы для кубанцев. Некоторые направления и сферы, по которым принимались документы и решения, назовем: участие молодежи и школьников в общественно-политической жизни, автодороги, развитие физкультуры и спорта, образование, дети-сироты, противодействие незаконному обороту наркотиков, социальная поддержка граждан, занятость населения, строительство и архитектура, топливно-энергетический комплекс, врачебные кадры, жилищно-коммунальное хозяйство, земельные отношения. И даже футбольная тема была обсуждена. По традиции отметим, что все подробности можно найти на сайте ЗСК.

Александр САХНОВСКИЙ.

Фото: Савва Юдин, "ВК Пресс"