Как мы уже сообщали, состоялась 55-я сессия Законодательного собрания края. Вел заседание председатель ЗСК Владимир Бекетов. В работе сессии приняли участие губернатор Кубани Вениамин Кондратьев, его заместители, главы министерств и ведомств. В повестку дня сессии депутаты внесли более пятидесяти вопросов.
Рассмотрение основных вопросов повестки дня депутаты начали с главного. Это, конечно же, бюджет края на 2016 год и еще на два года. То есть снова вернулись к прежней системе бюджетных расчетов. Но если на последующие за
2016-м годы параметры бюджета были лишь обозначены в основных цифрах, то следующий год надо было рассмотреть детально, до рубля. Это было первое чтение закона о бюджете.
Ранее прошли парламентские слушания, вели активную работу профильные комитеты ЗСК и министерства краевой администрации. И все равно на самой сессии вновь были вопросы и ответы, пожелания и требования изменения цифр, недоумения и возражения. Конечно, с бюджетом связано и участие в работе сессии губернатора Кубани Вениамина Кондратьева.
Представившему закон министру финансов Сергею Максименко пришлось долго стоять на трибуне. Время ушло на вопросы депутатов, на комментарии. Мы представляли вам основные цифры бюджета на 2016 год в отчете о парламентских слушаниях, так что не будем повторяться, потому что основные параметры (общие доходы и расходы) мало изменились ко второму чтению.
И все же председателю ЗСК Владимиру Бекетову и губернатору Вениамину Кондратьеву понадобилось еще раз доказывать, что ситуация вынуждает принимать закон в этом виде, а не в каком-либо другом и что даже для достижения этих цифр надо очень напряженно трудиться. Тут еще вот в чем дело: федеральный центр готовит, но еще не принял некоторые изменения в систему наполнения бюджетов и межбюджетных отношений, поэтому несколько раз из уст министра звучало заверение, что в феврале придется к бюджету возвращаться и править его, и тогда возможно некоторое устранение напряженности.
А пока что приходится надеяться только на собственные доходы и, от них отталкиваясь, рассчитывать расходы. И все равно при доходах в 195,9 миллиарда рублей в бюджете-2016 заложены расходы 197,1 миллиарда, что означает дефицит. Но при этом было повторено не один раз, что бюджет сохраняет социальную направленность. Семьдесят процентов всех расходов занимает финансирование бюджетной сферы, социальных обязательств перед населением. И при этом в повестке дня стоит исполнение майских указов президента, повышение заработной платы в бюджетной сфере, увеличение социальных пособий и выплат, поддержка малообеспеченных граждан и многодетных семей.
Учитывая это, председатель ЗСК вновь называет истоки социального благополучия:
— Нужно работать, платить налоги. Деньги бюджета принадлежат всему населению края, и их следует расходовать открыто и осознанно.
Подробный анализ социально-экономической обстановки в крае и параметров бюджета представил губернатор Вениамин Кондратьев:
— Деньги в бюджете есть, вопрос в том, куда их направить, какие у нас приоритеты. Мы должны понимать, что траты, которые планируем, должны соответствовать доходам — сколько заработали, столько должны потратить. Бумага, конечно, все стерпит, можно многое запланировать, но это мыльный пузырь. Надо быть реалистами.
Реалистами стремились быть принявшие участие в обсуждении и задающие вопросы докладчику депутаты ЗСК. Спрашивали об источниках повышения зарплат бюджетникам, ратовали за выделение денег на совершенствование системы
ЖКХ, на господдержку АПК, даже на развитие гражданского общества.
И за этим стоял не только интерес к этим сферам, но и действительная забота о том, чтобы они работали на повышение качества жизни кубанцев. Вряд ли политическим выпадом можно считать обещание не голосовать за «такой» бюджет фракции коммунистов, что они потом и сделали, впрочем, как и всегда.
Но в качестве возражения Владимир Бекетов предложил этой фракции подготовить альтернативный закон, чтобы показать источники более достойного наполнения казны, переброску средств со статьи на статью, проще говоря, у кого забрать деньги, а кому добавить, если уровень доходов оставить таким же.
Одним словом, работа шла напряженная, но усилия того стоят. Тем более что не только ведь о цифрах шла речь, но и о контроле за расходованием денег. Вот, скажем, на содержание и строительство краевых дорог отмерено на следующий год почти двадцать миллиардов рублей. Будут они освоены? Легко. Но вопрос состоит в том, как будут отчитываться за сделанное дорожный фонд, строители. Если как прежде, по освоению средств, то это довольно мутноватая категория.
Потому было предложено мерить сделанное не деньгами, а готовыми объектами: асфальт от места до места, от улицы до улицы и так далее — так весомее и зримее. А то ведь у нас не успевают положить асфальт, как он тут же вздуется или провалится, сделают ямочный ремонт, как правило, после дождя, а он и два дня не держится. А по освоению денег все в ажуре.
Или государственная поддержка АПК. Давно пора детально, до рубля, выяснить, кто сколько получил в прежние годы, а сколько дал в бюджет. Опять же малый бизнес на селе. Субсидии на развитие получают некоторые малые бизнесмены, скажем на теплицы, но большая часть через год дело сворачивает.
Так что, говорили на сессии, деньгами на развитие надо помогать тем, кто добивается результата. А что касается господдержки АПК в целом, то ее объемы в следующем году запланированы такие же, как в текущем. Что вызвало некоторую критику: надо больше, говорят. Но, по здравом размышлении, при таких бюджетных сложностях хорошо уже то, что эта статья не урезана.
Заметим при этом, что система расходов увязана с госпрограммами. Их много — и все важные. Вот вы где бы сократили и куда добавили, если госпрограммы касаются (называю навскидку) доступной среды, развития здравоохранения, социальной поддержки граждан, развития сети дорог, развития
ЖКХ, обеспечения безопасности населения, развития культуры?
Так что на этой сессии пришлось программы и их финансирование на будущий год править, все же выделяя приоритеты, впрочем, принцип первостепенности и обязательности финансирования коснулся всех статей расходов. Трудная работа, что ни говори. Но есть надежда, что будет легче: и в этом году ВРП чуть подрос, и на будущий год запланировано повышение. А товар — это деньги.
— Чтобы менять ситуацию, конечно, надо заниматься экономикой, мы ею и будем заниматься. Но мы должны сохранять то, что уже сделано. Я хотел бы, чтобы мы меньше политизировали, а больше настраивались на конкретную работу, на конкретные дела. Безусловно, хотелось бы, чтобы в бюджете было больше средств, — подчеркнул председатель ЗСК Владимир Бекетов.
На этом хотелось бы сложную часть нашего отчета закончить и, скажем, попить чайку. Это сказано не ради красного словца. На этой же сессии депутаты приняли постановление о мерах по повышению эффективности использования чайных насаждений. Помните «самый северный в мире чай»? А вспомните дух «Краснодарского-экстра»!
Так вот: к 2015 году по сравнению с годом 2010-м чайные плантации уменьшились в два раза. Это выяснила рабочая группа ЗСК, в которой работали депутаты. По валовому сбору, правда, есть рост. Но положение серьезное и с собственностью этих земель, и с арендой, и с уходом, и с сохранением плантаций.
Да что там чай! Как говорят на Кубани, семь лет мак не родил, и голоду не было. Так-то оно так, да не совсем. Экономика у нас на Кубани многоотраслевая. Это во многом помогло выстоять в острые кризисные моменты в отличие от тех регионов, где в экономике властвуют моноотрасли. Так что бюджет края зависит от того, что даст не только промышленность, торговля, транспорт, строительство, курорты, но и те же чаеводы. Река ведь начинается с ручейков. А если их много? А если все не иссякают?
В постановлении названы конкретные творцы ситуации в отрасли, приняты рекомендации по дальнейшим действиям местной сочинской власти, министерства сельского хозяйства, ведомств, а также собственников и пользователей. И комитетам ЗСК даны задания. Одним словом, есть теперь программа действий, которая, как это принято в Законодательном собрании, будет контролироваться.
Эта ситуация опровергает расхожее утверждение, что на Кубани, мол, палку в землю воткни… Если этим ограничиться, то палка эта сухим сучком и останется торчать. Нужно руки и голову приложить. Это мы таким образом подобрались еще к одной теме — кадровой. И ей депутаты тоже посвятили постановление, изучив проблему на примере Армавирского аграрно-технологического техникума.
В отличие от объектов изучения в других постановлениях этот был положительный. То есть учебное заведение готовит специалистов по девяти направлениям. Востребованным на рынке труда! Армавирский техникум — это как раз тот случай, когда придраться не к чему. Теоретическая подготовка на уровне, практикой все обеспечены, техническое оснащение учебных программ хорошее. Там придумали даже такое важное дело — работу по специальности: одни хлеб пекут, другие животных лечат, третьи наладкой оборудования занимаются. Техникум даже зарабатывает на этом 150 тысяч рублей в месяц.
Не будем продолжать, кому надо, тот съездит и познакомится с системой подготовки кадров. Но изучение опыта армавирцев взяли депутаты не только для того, чтобы похвалить, но и чтобы сравнить, что у других. И вот тут выяснилось, что, в общем-то, вся система среднего профессионального образования далека от идеала, мало того, многое давно наработанное утеряно.
Да, сейчас иные условия, иная экономика, но все равно подготовка специалистов должна идти вслед за востребованностью на рынке. А у нас то юристов наваяют со средним образованием, то экономистов, а где работа для них? То есть государственные затраты впустую?
Вот и нацелено это постановление депутатов ЗСК на оптимизацию отношений ссузов и рынка труда. Что для этого нужно, тоже сказано: договорная система между работодателями и студентами о целевой подготовке, взаимодействие ссузов с профильными (под техникумовские специальности) сферами экономики, да и в самих учебных заведениях развивать производственную базу, адаптировать специализацию под потребности рынка.
Не будет преувеличением утверждение о том, что и этот вопрос, и все прочие, о которых мы сегодня написали в отчете, очень тесно взаимосвязаны. Внимание к каждой теме подчинено стремлению к экономической стабильности и в конечном итоге — повышению качества жизни кубанцев.
Александр САХНОВСКИЙ
Фото: Савва Юдин, "ВК Пресс"