Сессия ЗСК: Как преодолеть сложности, или Путь от желаний к возможностям


Состоялась очередная 50-я сессия Законодательного собрания Краснодарского края. Вел заседание председатель ЗСК Владимир Бекетов. Рассмотрено более пятидесяти вопросов повестки дня. В перечне — новые законы на разном этапе их рассмотрения, правка действующих нормативных актов, постановления ЗСК и контрольные вопросы.

Ножки — по одежке

Пожалуй, с последних и начнем наш отчет, понимая, что на эффективность любой работы напрямую влияет именно исполнение закона. Поэтому и возвратились депутаты к закону о бюджете 2015 года. То, что рассмотрение этого вопроса предусмотрено регламентом, — это одно дело. Но если смотреть на проблему с этой точки зрения, то тут вроде и мудрить ничего не надо: какие бы ни были итоги, ничего ведь уже не изменить. Но почему же так заинтересованно анализировали депутаты исполнение прошлого бюджета? Да потому, что всякий анализ пройденного, вычленение удач и ошибок, обозначение их в диалогах и монологах, поиск причин недоработок — это как бы точка опоры для работы с бюджетом уже текущего года. Примитивно говоря, чтобы не делать тех же ошибок, а еще для того, чтобы выяснить, где просчеты рукотворные, а где они результат плохой работы.

Конечно, лучше было бы, если бы бюджет был более полновесным. Но работали как умели и какую давала для этого возможность экономическая ситуация в стране и мире. Это и отметил краевой министр финансов Сергей Максименко, который с трибуны сессии докладывал по вопросу. Но при всем бюджетном напряжении, сказал он, свои социальные обязательства краевая власть выполнила. При этом, конечно же, экономя на чем-то. Это «что-то» было облечено в термин «непервоочередные расходы». Депутат Николай Осадчий, традиционно вступающий в полемику с финансовым министром при рассмотрении бюджетных вопросов, и на этот раз поделился своими сомнениями. Как раз по поводу того, что отнесли в непервоочередным тратам. По мнению депутата, неправомерно покушаться, скажем, на развитие ЖКХ, освещение, дороги, водоснабжение, газификацию, ремонт зданий культурных учреждений на селе.

С ним полностью согласен председатель ЗСК Владимир Бекетов. Но желания должны совпадать с возможностями. А возможности бюджета — это показатель того, как обеспечена работа экономики края. При этом глава краевого парламента обратил внимание на несколько положительных фактов: обеспечено функционирование и развитие важнейших для населения сфер — дошкольного образования, здравоохранения, сельского и дорожного хозяйства, да и культуры, кстати, тоже. 

Скажем, за непростой финансовый год в крае дополнительно обеспечили около 26 тысяч мест в детских садах, 117 тысяч детишек поправили здоровье за счет бюджета, для детей-сирот построили 1158 квартир. Да и дороги все же ремонтировали и строили, в том числе на селе. Конечно, согласился Владимир Бекетов, 396 километров отремонтированных дорог — это крайне мало. Да и темпы ремонта клубов, пополнения библиотечных фондов должны быть выше. Но они таковыми будут, если мы сумеем достаточно наполнить бюджет.

Кстати, и рассмотрение закона «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края за 2015 год» тоже не обошлось без депутатских вопросов. Еще больше их появилось при рассмотрении постановления, в котором итожилось комплексное изучение работы краевой системы здравоохранения, где во главу угла были поставлены качество и доступность медпомощи. Бывая на местах, депутаты среди вопросов, которые им задают жители, выделяют в качестве главного здравоохранение. Поэтому главе министерства здравоохранения, который тоже участвовал в работе сессии, долго пришлось стоять у микрофона, чтобы ответить на вопросы. Частности отбросим, а вот то, что надо решать на краевом уровне, отметим. Это, скажем, наличие и использование машин «скорой помощи», многие из которых ресурс свой исчерпали, а обновление парка отстает. Или проблема кадров. Казна который год финансирует программу целевой подготовки медкадров для села. Но некоторые выпускники, отучившиеся по квоте и за государственные деньги, к месту распределения не приехали. Тут вопрос надо ставить ребром: молодые специалисты должны или выполнить условия договора, или вернуть в бюджет деньги, которые на их обучение истрачены. Требует также, по мнению депутатов, иных подходов система подготовки медиков. Ну, а если о медстраховании, то фонд справился со своими обязательствами, обеспечив финансирование по тем нормативам, которые были обозначены на 2015 год.

Про собаку на сене

Давно замечено, что практически на каждой сессии в том или ином аспекте идет очень серьезный разговор о земле. Постоянство темы легко объясняется: земли сельхозназначения — это действительно кубанское богатство и кубанские экономические возможности, в том числе в области импортозамещения. Но вот с какой истории начал сессию председатель ЗСК Владимир Бекетов, который два дня занимался в Сочи именно этой проблемой.

Как известно, самый северный в мире чай выращивается на сочинских плантациях. Сегодня — тоже. Но арендаторы чайных угодий, как сказал Владимир Бекетов, и сами на них ничего не делают, и другим не дают. То есть из всех арендованных площадей обрабатывают лишь часть, остальное дичает. 

Но выгода все же есть: арендатор платит за аренду гектара 300 рублей в год, а с субарендаторов берет десятки тысяч рублей за тот же год. Скажем, был назван «Дагомысчай». 

Напомним, что субаренда запрещена, но даже это можно было бы считать вторым номером, хотя, конечно, не стоит, раз закон нарушается. Но главное в другом. Человек, заплативший за аренду, в первый год занят только расчисткой плантации, только на второй год он собирает урожай. Даже и не знаю, как назвать в этой ситуации арендатора — посредником, что ли, между государством и людьми, нерациональным с государственной точки зрения звеном? А если выпрямить эту ситуацию, чтобы муниципальные земли напрямую давать людям для работы и производства продукции? Тем более что желающих сейчас учтено в администрации Сочи аж 1200.

Проблема настолько серьезна, что уже подключены к ней вице-губернатор Андрей Коробка, специалисты краевого министерства сельского хозяйства, комитет ЗСК по вопросам имущественных и земельных отношений. В курсе проблемы и замминистра Минсельхоза РФ Джамбулат Хатуов. Истории этой уже не один год. Но почему же нужна была поездка и разбирательство председателя ЗСК, чтобы придать ее развитию верное направление? А на что тогда власть местная? У нее нет сил или плохое зрение? Олимпиада — это, конечно, хорошо, но чайку ведь хочется и после нее!

Нагнись и подними

О работе местных властей стоит продолжить. Сколько раз приходилось бывать на научно-практических конференциях, целью которых является укрепление экономических основ местного самоуправления, столько и идет разговор о неиспользованных резервах пополнения казны. Причем порой из тех источников, которые лежат на поверхности, прояви местная власть только заинтересованность и распорядительность. Это подтвердили и на сессии, когда постановлением подвели итоги третьей научно-практической, которая исследовала итоги работы Абинского, Северского, Темрюкского районов, города-курорта Анапа, города Горячий Ключ. Все вышесказанное в полной мере для этих территорий характерно, хотя, в общем-то, в их работе есть и положительная динамика. Но деньги порой валяются под ногами.

Нагнуться и поднять их как раз и предлагает принятое постановление ЗСК: там высказаны требования и рекомендации местной власти, краевым министерствам и ведомствам. Есть здесь резервы роста экономики и расширения налогооблагаемой базы. Наверное, местные власти и сами догадываются, но Владимир Бекетов все же порекомендовал рассмотреть итоги и этой конференции, и других, прошедших и будущих, на сессиях местных Советов, а исполнительная власть должна предложить программу мер по реализации требований резолюции научно-практической конференции и принятого депутатами постановления. Одобрено предложение депутата ЗСК, ректора Кубанского агроуниверситета Александра Трубилина включать в состав рабочих групп, которые анализируют социально-экономическую ситуацию в городах и районах, ученых и преподавателей факультетов экономики и управления кубанских вузов.

Собственно, продолжением темы можно считать и другое постановление, которое принято на сессии. Было исследовано состояние садоводства и виноградарства на Кубани. В этой сфере есть движение, сады и виноградники все же расширяются. Но не такими темпами, как требует время и спрос. И вот что обидно: в крае, как показал анализ, с одной стороны, есть все возможности для развития производства плодов и ягод, с другой стороны — власть применяет финансовое стимулирование отрасли. Для того чтобы комплекс стимулирующих мер задавал вектор движению, в постановлении даны поручения и рекомендации всем причастным к проблеме структурам власти и управления. Скажем, надо точно знать, сколько у нас земель, пригодных для закладки садов и виноградников, необходимо развитие подотрасли посадочного материала. 

Инициативные люди должны иметь возможность заниматься виноградарством и садоводством. Есть вопрос по фруктохранилищам, по мощностям переработки плодов. И так далее. И снова было подтверждено стремление наращивать государственную помощь тем, кто занимается садами и виноградниками. А они есть. И как неприятный факт было отмечено, что не всем желающим развивать отрасль (имеется в виду малый бизнес) такую возможность местные власти предоставили.

Инициатива не наказуема

Как мы уже отметили, повестка дня была обширной и по числу вопросов, и по тематике. Все вопросы мы осветить или хотя бы назвать не можем. Но вот в этой части обратим ваше внимание на стремление кубанских депутатов отрегулировать федеральное законодательство так, чтобы оно не сдерживало, а, наоборот, развивало регионы. Скажем, на этой сессии принято несколько постановлений, утвердивших ряд инициатив и обращения к федеральным органам власти и чиновникам высокого ранга. Например, Госдуме наши депутаты в качестве законодательной инициативы предлагают внести изменения в Кодекс РФ об административных нарушениях. Здесь речь идет об обеспечении дополнительных гарантий в сфере трудовых прав инвалидов. Кубанские законодатели считают, что отвечать за нарушения должны непосредственно юридические лица, то есть работодатели, которые нарушают трудовые права инвалидов.

Принято обращение к министру финансов РФ Антону Силуанову. Минфин подготовил поправки к Закону «О ветеранах», причем таким образом, что федеральные обязательства по обеспечению жильем ветеранов перекладываются на плечи регионов. Известная практика центра. Депутаты ЗСК указывают министру, что регион может выполнить эти обязательства перед ветеранами только при финансовом обеспечении из центра. Свое решение проблем с ремонтом общего имущества многоквартирных домов депутаты предложили в обращении к федеральному министру строительства и ЖКХ Михаилу Меню. А вот премьеру Дмитрию Медведеву изложили свой взгляд на порядок ведения реестра виноградных насаждений.

Прислушаются ли чиновники к этим и иным требованиям и пожеланиям — покажет время. Впрочем, оно же, время, даст практическое развитие всех законов и нормативных актов, которые приняты на сессии. Кстати, подробный перечень и содержание их вы найдете на сайте ЗСК: www.kubzsk.ru.

Александр САХНОВСКИЙ.

Фото: Савва Юдин, "ВК Пресс"