Сессия ЗСК: О том, что тревожит и беспокоит


Как мы уже сообщали, состоялась очередная 61-я сессия Законодательного собрания края. Вел заседание председатель ЗСК Владимир Бекетов. В работе сессии приняли участие главы краевых министерств и департаментов, руководители различных ведомств. Участники сессии рассмотрели более 60 вопросов повестки дня.

Белоглинцам удивить удалось

Правда, удивление было первым ощущением у многих, кто увидел экспонаты выставки, которую развернули в здании ЗСК белоглинцы. Конечно, первым делом представили продукцию полей и ферм, но не в первозданном виде, а переработанную, уже являющуюся товаром. За малым исключением, это было все, что нужно нам для повседневного и даже праздничного стола. И не только съестное.

Понятно, что представить на «Дне района», который учрежден по инициативе ЗСК, абсолютно все, чем и как живет этот район, было просто невозможно. Поэтому вторая часть экспозиции была тематической. Здесь белоглинцы наглядно продемонстрировали одну тему — практику работы органов местного самоуправления по взаимодействию с ТОСами. Дополнял информацию, размещенную на стендах, вместе со своими земляками глава района Александр Коклин. Он же на пленарном заседании раскрыл опыт работы органов общественного самоуправления, систему взаимодействия с ними органов местной власти. Итог этого «Дня района» депутаты подвели в постановлении ЗСК. Этот документ станет пособием для других территорий, потому что «Дни районов» для того и проводятся, чтобы посмотреть, показать, а потом и поучить.

На самой же выставке и председатель ЗСК Владимир Бекетов, и вице-губернатор Юрий Бурлачко, и депутаты с министрами не просто рассматривали экспонаты и информационные стенды, но и говорили о возможностях и путях развития. Но вот что в первую очередь увидел Владимир Бекетов:

        — В первых рядах у нас сегодня люди, представляющие Белоглинский район, который находится на передовых позициях в вопросах развития местного самоуправления, органов ТОС, в социальной сфере, сельском хозяйстве.

Люди — главное, с них все начинается, ими, их благом и заканчивается любая работа. И это стимул не только для выставки. Люди были главной темой в каждом вопросе повестки дня, которую сформировали депутаты на эту сессию. Вот об этом и поговорим.

Решения разные — цель одна

Начнем, как и депутаты, с первого вопроса повестки дня. И не потому, что он главный в перечне, а потому, что важный для всех селян. Никак не скажешь, что краевая власть стимулирует развитие малых форм хозяйствования на селе только призывами. Предпринимаются колоссальные усилия в законодательной области, в организационной работе, чтобы побудить население заняться товаропроизводством. Но почему депутаты на каждой сессии вновь возвращаются к этому направлению? Причин несколько. Снова идет поиск стимулов, выявляются пробелы в законодательстве и тут же заполняются правкой законов или принятием новых. Продиктовано это и беспокойством: сделано много, но темпы развития малых форм хозяйствования не соответствуют кубанским возможностям.

Простите за предыдущую длинную тираду. Но это необходимое пояснение к тому, что на сессии вновь приняли стимулирующий закон. В первом пока чтении, но обязательно будет и продолжение. Сформулирован он так: «О системе производства и заготовки кормов для обеспечения малых форм хозяйствования». Как известно, животноводческая отрасль самая тревожная для края. Население выручает, конечно, но невозможно не признать, что растить на подворьях в ЛПХ и объектах малого бизнеса птицу, а особенно крупный рогатый скот, кстати, как и прочий, нелегко. Да это просто хлопотно, дорого и потому невыгодно. Одна из тревожных ценовых статей — корма.

Вот и задумывается хозяин: на кой-мне растить этих уток-кур-индюков, если в каждом продмаге все это есть и обходится дешевле? А что качество не то, ну так это издержки нынешней жизни. Все, вопрос для человека закрыт. И вот новым законом краевая власть снова пытается его открыть. Обратите внимание: есть даже в названии закона слово «система», что демонстрирует стремление не какую-то локальную подпорку проблеме соорудить, а выстроить комплексное решение, где будут задействованы сама власть, органы управления, товаропроизводители. Похоже, законодатели решили так: раз кормовая составляющая сдерживает товаропроизводство, так надо ее и разруливать. Но опять же ставка делается на человека.

Лучший способ воздействия сегодня — это, как ни горько, рубль. Хотя и плохого в этом не так много, так как выгоду имеет не только хозяин, но и общество. Так вот закон предлагает стимулировать производство кормов и так (строка из закона): «Государственная поддержка сельскохозяйственных кооперативов, осуществляющих производство кормов». То есть можно специализироваться малому бизнесу и на кормопроизводстве.

Владимир Бекетов, подчеркивая важность и необходимость закона, тут же привел свежий пример — белоглинцев, отметив, что они сохранили птицефабрику, занимающуюся инкубацией яиц домашней птицы. Раньше, напомнил он, инкубаторных мощностей по краю было много и стояли очереди за молодняком. Сегодня — картина иная. И все же хотя бы на пять районов должно быть такое предприятие. Складываем все вместе: молодняк плюс доступные корма, в том числе и для птицы, плюс инициатива — получаем искомый результат.

Можно было бы и покороче написать об этом законе. Но мы попытались передать дух законотворчества, чуть заглянуть в суть поиска оптимального решения проблемы. Ну, а если учесть, что это снова направлено на человека, так места и вовсе не жалко.

Индикатор ответственности

Закон, о котором мы говорили выше, примут обязательно. И воздействие его на экономику будет уже зависеть от исполнения. От этой работы депутаты тоже не уходят, что и подтвердила прошедшая сессия: контрольных вопросов была масса, больше, чем новых законопроектов. Один из них — важнейший. Есть, как вы знаете, индикативный план краевой, есть и муниципальные. Да, собственно, и поселения тоже расставляют экономические и социальные ориентиры. К тому же в крае проходит цикл контрольных мероприятий, в основу которых заложена проверка исполнения постановлений научно-практических конференций по укреплению экономических основ местного самоуправления.

Рассмотрим по порядку. Что касается краевого индикативного плана, то на сессии подводили итоги его выполнения в 2016 году. Документ это объемный, там тысячи цифр как выполнения, так и отставания от самими же зафиксированных ориентиров. Обо всем не скажешь. Но что нам важно? Да все, собственно, потому что результаты труда — это не только продукт, но и доходы работающих, это стабильность предприятий, наполнение казны. Между тем даже за общими цифрами успеха порой кроется отставание. Возьмем лишь несколько позиций. Скажем, притчей во языцех стало слабо растущее поголовье крупного рогатого скота. За 2016 год его нарастили на 2,6 тысячи голов. Ура? Да нет же. План выполнен только на 98,9 процента. Что же касается дойных коров, то эта позиция вытянула только на 97 процентов от плана. И так — что ни возьми. Постановление ЗСК не только подробно перечисляет всех победителей и отстающих, но и ставит задачи перед краевыми министерствами экономики, финансов, перед властями городов и районов, показывает формы контроля. В нем также даны рекомендации депутатам продолжить контрольную работу — ведь Кубань уже работает над выполнением индикативного плана текущего года.

Что касается постановлений по научно-практическим конференциям, то здесь тоже непростая картина. Признано, что взыскательный анализ и тщательный поиск резервов дали результат. Доходы поселенческих бюджетов, как и муниципальных, выросли значительно. Но заметно и другое — многократное повторение на местах при анализе одних и тех же бед. Так вот сейчас ЗСК вошло само и ввело многих как в крае, так и в районах в контрольную пору: давайте смотреть, что мы смогли сделать. Докладчик — председатель финансово-экономического комитета ЗСК Николай Кравченко подробно рассказал о действиях Анапы, Горячего Ключа, Абинского, Динского, Калининского, Красноармейского, Крымского и других районов. Снова есть к ним вопросы? Есть. Но есть и ответы. Их, в частности, дает принятое на сессии контрольное постановление ЗСК.

То, что сказал Владимир Бекетов, характеризуя состояние краевой экономики, в полной мере можно отнести к обоим обозначенным вопросам. Главной остается прежняя установка: ответственность за невыполнение индикативного плана, да и постановлений по конференциям. Это тем более важно, потому что, по словам Владимира Бекетова, в крае есть точки роста, но они разрозненны, и задача состоит в том, чтобы их объединить.

По сути это требование, да еще и прибавление уровня ответственности местных властей даст толчок развитию любой сельхозотрасли. Сейчас мы имеем в виду садоводство и виноградарство. На сессии уже в который раз поднимается вопрос о предоставлении земельных участков для желающих заниматься плодово-ягодными культурами. Общее направление есть — развивать, но оно искривляется то невыделением участков, то нецелевым их использованием. Ну и так далее и привычное тому подобное. Между тем в крае есть земли, пригодные для садов и виноградников.

Пилотный проект по развитию отрасли показал большие возможности Кубани. Решили нарастить территории применения. Так вот в итоге, отмечается в постановлении, справился только один Ейский район. Зато в Приморско-Ахтарском и Красноармейском не дали людям ни одного гектара земли на эти цели.

Обратите внимание

Вот еще на что можно обратить особое внимание, если говорить о материалах 61-й сессии. Был представлен опыт подготовки кадров в Курганинском аграрно-технологическом техникуме. Он сам по себе заслуживает изучения, но работа этого учебного заведения выводит на обобщения обо всей системе подготовки кадров в крае. Так что познакомиться с этими материалами можно рекомендовать всем средним специальным учебным заведениям.

Кроме того, обратите внимание на то, что на этой сессии были согласованы изменения в ряде госпрограмм. А у нас ведь бюджет в первую очередь сориентирован программно, так что исполнение и финансирование программ затрагивает много отраслей.

В целом же, как мы уже сказали, в повестке было более шестидесяти вопросов — и ни одного, на наш взгляд, формального. Убедитесь в этом сами, заглянув на сайт Законодательного собрания края (www.kubzsk.ru), где размещены подробно все материалы сессии.

Александр САХНОВСКИЙ.

Фото: Савва Юдин, "ВК ПРесс"