Сессия ЗСК: Поправки в закон вносит жизнь


Состоялась очередная 59-я сессия Законодательного собрания края. Вел заседание председатель ЗСК Владимир Бекетов. В работе депутатов приняли участие вице-губернаторы, руководители краевых министерств и департаментов, главы ведомств. В повестку дня было включено более шестидесяти вопросов. Все они рассмотрены, по всем приняты решения.

Теория без практики мертва

Начнем мы свой отчет с очень, на наш взгляд, важного вопроса, который имеет прямое отношение к развитию производства, особенно аграрного. Почти два года назад в крае был принят закон «О предоставлении юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов для размещения (реализации) масштабных инвестиционных проектов, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения». 


Закон, прямо скажем, замечательный. Тот, кто пытался получить землю под значимый инвестпроект, поймет восторги автора. Но в ходе реализации этого благого начинания случился сбой. Закон ни единожды почти за два года не сработал.


Вот эта ситуация как раз и была одним из вопросов повестки дня. Вернее, так: на сессии было принято только решение. А вся аналитика, которая была проведена до сессии, преследовала две цели: выяснить, где препоны, и наметить конкретные меры по их устранению. И чтобы разъяснить, в чем тут дело, воспользуемся прямой речью.


Сергей Тимченко, председатель комитета ЗСК по вопросам имущественных и земельных отношений:


        — Бизнес прочитал этот закон, вник в него. К тому же было принято постановление губернатора, регламентирующее процедуру предоставления участков под значимые инвестпроекты. Но бизнесмены не спешили воспользоваться этой льготой. Одни сомневались, что закон соответствует нормам других законодательных актов, других останавливало то, что не прописано, что будет после истечения срока договора аренды. Было зафиксировано 22 обращения, но ни по одному из них не было принято решения. То есть закон, в принципе, хорош, но не прописан до конца. Вот это сейчас и исправляется.


Депутаты вместе со специалистами минсельхоза пришли к тому, что вместе с договором аренды должно заключаться соглашение с юридическим лицом, где бы фиксировались обязательства сторон: инвестор выполнит заявленный инвестиционный проект на предоставленном участке, соблюдая сроки, условия и так далее. А краевые или муниципальные органы власти гарантируют свою часть обязательств, скажем по срокам аренды. И это правильно. 


Не может быть ограничен срок аренды, если человек решил вложить деньги в сад, виноградник или животноводство. Впрочем, и завод никто не согласится строить, если срок аренды на землю тоже заключен в строгие временные рамки.


Пришлось исправлять и другой перекос. По словам Сергея Тимченко, бизнес, когда предоставлялся участок внутри населенного пункта, показывал значимым инвестиционным проектом, скажем, торговые комплексы.


— Но у нас достаточно торговых точек в городах, — говорит Сергей Тимченко. — Так что выделять земельные участки без торгов и на льготных условиях здесь нецелесообразно. Для производства — пожалуйста. Иное дело сельские территории — там есть еще потенциал для развития этой сферы. Все проблемные вопросы еще раз обсудим с министерствами, ведомствами, а также с бизнесом и вместе подготовим поправки в закон ко второму чтению.


Юрий Гаврилович Хараман — тоже депутат, но он еще и председатель СПК (колхоз) «Знамя Ленина». Он, скажем так, своей практикой проверяет действие закона:


        — То, что принимаем уточнения к закону, правильно. А то на практике получается, что невозможно им воспользоваться. Мы два года, независимо от этого закона, реализуем масштабный проект. В чем он заключается? Мы обязались в два раза увеличить производство молока в нашем хозяйстве. На 14 тысяч гектаров пашни мы получаем сегодня 29 тысяч тонн молока. Но мы не вписываемся в структуру посевных площадей. Кроме молока производим еще две тысячи тонн мяса. Казалось бы, надо поддержать наш проект, ведь это не что-то мифическое, а реальное производство молока — до 36–40 тысяч тонн в год. Мы предоставляем в администрацию, минсельхоз свои расчеты. Но сидит девочка, которая говорит: «Видите федеральный закон? Должны построить на новом месте». А мы ведь просто расширяемся, делая реконструкцию: было 200 голов, мы делаем на тысячу. Нас отстраняют. Или говорят нам: должны финансироваться через какой-то банк. Да не нужны нам займы, мы сами в состоянии финансировать. Только дайте нам приобрести землю на арендных или других условиях, это же реальная продукция будет. Не выходит.


Вот такое законотворчество в ЗСК на этот раз получилось: тут тебе и закон, рядом же — проверка его практикой. Честно говоря, это оптимальный вариант, когда каждая нормативная буква заземлена на конкретику жизни. Такие законы будут работать на привлечение инвестиций в развитие края.


Касается каждого


Мы посвятили этому законопроекту много места еще и потому, что хотели показать принцип, который определяет подход депутатов ЗСК к законотворчеству. Вопрос, как будет работать тот или иной закон, всегда стоит на первом плане. Именно поэтому план работы на 2017 год, который рассмотрен на сессии, предусматривает равную нагрузку как в законотворчестве, так и в контрольной деятельности краевого парламента. Председатель ЗСК Владимир Бекетов приоритетом определил контроль. Практика правоприменения закона, адаптация законодательства к новым условиям, эффективность нормативной базы, ее направленность на развитие, а не на торможение процессов, в конце концов, вооружение населения знанием законов — вопросы не рядовые. И снова председатель ЗСК подчеркивает: необходима работа на местах, привлечение широкого актива, изучение ситуации в экономике и прочих сферах.

Собственно, и на этой сессии депутаты много времени отдали уже действующим законам. Мы уже говорили о том, что бюджетное финансирование тесно увязано с реализацией госпрограмм. Непростые финансовые условия нынешнего года заставили власть концентрировать внимание на приоритетных направлениях, что дает возможность избежать непродуктивных затрат. А поскольку госпрограммы и есть приоритеты, то как раз их приходится адаптировать под новые условия. 


Только не надо понимать так, что дефицит средств тут главное. В первую очередь — здравый смысл и прагматичный расчет. Участники сессии рассмотрели, а депутаты согласовали предложения о внесении изменений в десять программ. Для тех, кто по ним работает, будут интересны сферы, которые эти программы регулируют — называем некоторые: образование, здравоохранение, культура, соцподдержка граждан, дети, безопасность, спорт, оборот наркотиков, строительство и архитектура и прочие.


Что происходит — показываем на примере. Вот программа «Развитие образования». Депутаты согласовали предложения администрации края (по-другому — дали добро) по увеличению финансирования этой сферы в 2017 году на 550083,6 тысячи рублей.


 Куда пойдут эти деньги, тоже зафиксировано: на ремонт спортзалов учебных заведений в сельской местности, на дополнительное профобразование учителей, даже на «поддержку программ по развитию содержания, форм и методов повышения кадрового потенциала педагогов и специалистов по вопросам изучения русского языка» (формулировка сложная, но, в принципе, понятная), на автобусы, технические средства. В других программах тоже есть увеличение расходов, есть и сокращение, но это скорее оптимизация — тут подходит пословица: «Протягивай ножки по одежке». Наобещать-то можно много.


Мы по возможности подробно говорим о госпрограммах. Документы это объемные и сложные. Но в каждом из них ясно просматривается направленность на конкретных людей. Разве не убеждает нас в этом даже правка отмеченной нами программы «Развитие образования»? Вот эти дополнительные деньги на спортзалы, автобусы и прочее — это для кого? Для наших же детей. Так что в каждом законе можно увидеть, каким он боком тебя лично касается. Некоторые же имеют персональную направленность на каждого.


Вот, к примеру, поправили депутаты краевой закон «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд». Люди стали жаловаться, что разрешенные нормы заготовок предусматривают только отопление жилых домов. А отдельно стоящие кухни и бани в норму не входят. 


Закон изменили, и теперь стало проще с теплом и в кухнях и в банях. Или, например, приняли депутаты обращение к премьер-министру Дмитрию Медведеву, предлагая внести изменения в условия программы «Молодая семья». Люди, а вместе с ними и депутаты не согласны с нормой, ограничивающей господдержку молодых семей. 35 лет исполнилось одному из супругов — и молодая семья вроде как уже и не молодая, а значит — вне забот государства. Премьера просят эту ситуацию изменить так: пусть будет одному из супругов и больше, чем 35, но если другому меньше, так и не исключать из льготной категории.


Ради общественной пользы


В этой части нашего повествования мы обратим ваше внимание на некоторые нормативные акты общественной направленности. Подробно говорить о них нет возможности, поэтому только обозначим. 


Внесены изменения в структуру краевой администрации. Здесь появился департамент по обеспечению деятельности мировых судей. 


Вообще это сложная государственная инстанция. Загруженность судей, условия работы, тесный контакт с населением, подбор кадров — все это требует государственного участия и внимания. Надо полагать, что все это проявится в концентрированном объеме с учреждением новой структуры.


Общественная палата Краснодарского края. Что касается содержательной части, мне лично хотелось бы, чтобы эта палата действительно была общественной по составу и опиралась на общество. Дело в том, что мы пока что не можем гордиться тем, что у нас действительно сформировано гражданское общество, а палата как раз и есть его элемент. Так вот на сессии рассмотрены законопроекты, которыми краевой закон приводится в соответствие с федеральными. Названы новые принципы формирования палаты, определены некоторые нюансы финансирования.


Один из вопросов повестки дня был сформулирован так: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Краснодарского края». Вот здесь все касается выборов. Заметим, кстати, что в будущем году нам предстоит избрать и депутатов Законодательного собрания. Так вот: несколько законов, связанных с выборами, подвергаются правке. Объясняется это изменениями в федеральном законодательстве. Ну, а что касается ЗСК, то новый поворот кампании дает тот факт, что в будущем созыве будет на 100, как сейчас, а 75 депутатов.


Все подробности и этих, и многих других нормативных актов представляет сайт ЗСК www.kubzsk.ru. Наша задача — выделить наиболее интересные и значимые темы кубанского законотворчества — на этом выполнена.

Александр САХНОВСКИЙ.

Фото: Савва Юдин, "ВК Пресс"