Сессия ЗСК: Закрепить все лучшее и двигаться дальше


Как мы уже сообщали, состоялась заключительная в этом году 57-я сессия Законодательного собрания края. Вел заседание председатель ЗСК Владимир Бекетов. В работе сессии принимали участие глава края Вениамин Кондратьев, его заместители, руководители министерств и ведомств.
Эту сессию никто не назвал итоговой в 2016 году, и вопроса такого в повестке дня не значилось. Но перечень вопросов, которые были вынесены для обсуждения и принятия, в большинстве своем отвечали на вопросы: что сделали и что будем делать в следующем году. Наверное, и участие губернатора в работе депутатов задавало именно этот вектор. Но началась сессия со значимого события. Секретарь Краснодарского регионального отделения партии «Единая Россия», заместитель председателя Законодательного собрания Краснодарского края Николай Гриценко был отмечен высшей наградой Краснодарского края — медалью «Герой труда Кубани».

Инициатива снизу

Но начнем мы свой отчет с очень значимой детали. Дважды на трибуну сессии поднимались главы городов. На этот раз не для отчета по какой-то проблеме, что принято в ЗСК, а для представления своей законодательной инициативы. Это руководители администраций Краснодара Евгений Первышов и Геленджика Виктор Хрестин. 


        Тут необходимо пояснение: в законодательной политике краевого парламента исповедуется принцип движения закона снизу вверх — от потребности в нем и инициативы до разработки и принятия на уровне края. Позиция краевых законодателей основана на уверенности, что закон может эффективно работать только тогда, когда понятен тем, для кого он предназначен, и принимается населением. Поэтому мнение людей изучается, законы разъясняются.


Приведу всего лишь один пример. Вот те же научно-практические конференции по укреплению экономических основ местного самоуправления. На них вскрыты многие недоработки местных властей. Но в этом перечне обязательно учитываются и законодательные пробелы, которые сбивают на лету инициативу людей, не дают эффективно использовать свои возможности. И именно поэтому на сессии ЗСК так часто правятся уже принятые законы, они адаптируются к жизни, к возможностям экономики и людей, законодатели стремятся сделать все, чтобы закон не тормозил, а помогал.

А теперь обратимся к сути инициативы Краснодара. Известно, что по краевому закону семьям, где трое или более детей, предоставляется земельный участок для строительства жилья. Но при оформлении документов случаются сложности, которые мешают реализации закона и гражданам. Так вот городская власть Краснодара предложенными поправками упростила процедуру и четче обозначила набор документов для этого. Новый порядок будет предусматривать распределение участков с использованием принципа очереди.

Что касается Геленджика, то здесь проблематика другая. Санитарный порядок в населенном пункте приятен в любом месте. Но особенно это актуально для курортов. Между тем административные комиссии, которые как раз и борются с замусориванием и захламлением улиц, дворов и придомовых территорий, протоколы об этих нарушениях составлять по закону не имеют права. Геленджичане сочли это не просто несправедливым, но и вредным. Поэтому и обратились к краевым депутатам с просьбой закон усовершенствовать. Теперь, после поддержки краевых законодателей, члены адмкомиссий обрели право составлять протоколы, что и зафиксировано в законе «Об административных нарушениях».

С прицелом в будущее

Как мы уже сказали, приход губернатора Кубани на завершающую год сессию было не случайным. Во-первых, обе стороны — главы представительной и исполнительной власти Владимир Бекетов и Вениамин Кондратьев поблагодарили (не лично, конечно, друг друга, а органы власти, им подчиненные) за слаженную, конструктивную работу на благо края. При этом был подчеркнут результат работы в уходящем году. Сказать, что год был беспроблемным, невозможно, и порой усилия всех были направлены на преодоление негативных явлений. Итог (при всех прочих) достойный: Кубань в основном продемонстрировала стабильность и рост, пусть и небольшой в иных отраслях.

Весь этот разговор об итогах уходящего года, собственно, был нацелен в завтра, то есть на будущий год. Тому отправной точкой можно считать возвращение на сессии к «Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года», к закону «О стратегическом планировании индикативных планов социально-экономического развития Краснодарского края». К тому же на сессии были согласованы предложения о внесении изменений во многие государственные программы. 


Если сказать коротко, то всю эту работу можно назвать оптимизацией и усилий, и бюджетных трат. Дело в том, что в бюджете на будущий год зафиксирован дефицит, совсем маленькое несовпадение уровня доходов и расходов. Понятно, что такие условия диктуют необходимость концентрироваться на оптимальных бюджетных затратах, направлять деньги туда, куда не направлять их нельзя, скажем, в социально-бюджетную сферу, и во всем остальном выделить приоритетные направления.


        Вот потому на сессии из уст губернатора и председателя ЗСК как раз и звучали эти приоритеты, да и о резервах речь шла параллельно. Мы не станем злоупотреблять прямой речью. Постараемся в концентрированном виде представить те направления, которые требуют, по мнению губернатора, особого внимания в будущем году.

Это:

Совершенствование законодательной базы, о чем мы как раз и вели речь ранее в своем отчете. Эту установку надо понимать в широком смысле: законы должны быть такими, чтобы регламенты не просто упорядочивали работу, но и стимулировали развитие экономики, чтобы в законодательстве не было белых пятен.

Поддержка крупных инвесторов. Речь идет о реализации закона по предоставлению земельных участков для масштабных инвестпроектов в аренду без торгов.

Также следует выдавать без торгов объекты муниципальной собственности инвесторам, которые возьмут на себя обязательства по завершению долгостроев.

Более гибкая и удобная система льготного налогообложения для инвесторов. Это только на первый взгляд кажется, что казна теряет от применения различных льгот и преференций. Но ведь чем меньше затрат у инвестора на этапе становления, тем быстрее он выйдет на проектные мощности и тем ощутимее станет налогооблагаемая база. Так что сегодняшние преференции обернутся отдачей. Это уже доказало хозяйствование в этом году.

Выйти на федеральный уровень и предложить федеральному законодателю разрешить предоставлять землю без торгов фермерам и сельхозпредприятиям, которые наиболее эффективно работают.

Снова на федеральном уровне — активнее лоббировать наделение органов местного самоуправления дополнительными полномочиями в сфере градостроительного контроля.

Разработать и внедрить механизм льготной ипотечной программы для врачей и учителей края. Вот это принципиально важно для нашего края, все еще испытывающего дефицит медиков и учителей, особенно на селе. Кадровая работа в этих сферах активно велась и в году уходящем, но проблема далеко не закрыта.

Мы назвали только часть резервов, выделив те позиции, что требуют законодательного оформления и поддержки. Хотя, по правде сказать, депутатская работа в этом направлении и не прерывалась. На этой сессии в том числе. И потому, подводя итоги этой части разговора, председатель ЗСК Владимир Бекетов подчеркнул:

        — Почему с оптимизмом смотрим в будущее? Потому что проделана хорошая подготовительная работа. Теперь наша задача — сделать так, чтобы наступающий год был не хуже прежнего. Это значит — закрепить все лучшее, что было в уходящем году, и двигаться дальше. Мы видим, что в отношении всех отраслей экономики и направлений социальной сферы сформирована действенная законодательная база. Даже если она где-то и нуждается в доработке, все равно она позволяет нам действовать в интересах всех жителей края. А кроме того, в нашем распоряжении другие ресурсы: доверие наших избирателей и федерального центра. Располагая всем этим, сделать можно многое.

Не откладывая на завтра

А вот здесь как раз и содержится подтверждение слов Владимира Бекетова. Депутаты на этой сессии рассмотрели ход выполнения госпрограммы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» в 2016 году. Заметим, что на реализацию этой программы в 2016 году государство выделило 8,5 миллиарда рублей, то есть инвестировало в развитие отрасли. И это окупило себя.

Скажем, в отрасли растениеводства. О рекордном урожае зерновых все знают. В анализе отмечена хорошая динамика в производстве плодово-ягодной продукции, винограда. Закладываются новые сады и виноградники, что важно выделить — этим активно занят малый сельхозбизнес. Но по-прежнему проблемным остается животноводство. Также падает численность поголовья скота. И на валовое производство слабо влияет даже повышение продуктивности дойных коровок. О том, что мешает этому, мы много раз писали в своих материалах. Но, если спросить малый сельский бизнес владельцев личных подсобных хозяйств: «Почему не наращиваете молочное и мясное поголовье?» — то вам тут же ответят: корма, рынки сбыта, система закупок, пастбища — это как раз и есть препоны.

В ЗСК, проанализировав исполнение программы, приняли постановление, которым как раз и заостряется внимание на этих и многих других сдерживающих факторах. Даны задания властям и ведомствам, в частности краевому минсельхозу, которому настоятельно рекомендовано в будущем году сконцентрировать внимание на развитии животноводства.


        Мы с полным основанием можем сказать, что на развитие направлены и многие другие законы и нормативные акты, в том числе контрольные. Вот темы некоторых из них: развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности, сельские усадьбы в малых населенных пунктах, сфера строительства и архитектуры, защитные лесонасаждения, транспортное обслуживание населения. 


Подробнее остановиться на этих документах нет возможности, поэтому рекомендуем вам посмотреть полную информацию на сайте ЗСК: www.kubzsk.ru.

Александр САХНОВСКИЙ.

Фото: Савва Юдин "ВК Пресс"