Сессия Законодательного собрания Кубани: золотая середина между желаемым и возможным


Ранее «ВК Пресс» сообщал, что в Краснодаре состоялась очередная третья сессия Законодательного собрания края шестого созыва. В повестку дня депутаты включили более шестидесяти вопросов, которые и были рассмотрены.
Вел заседание председатель ЗСК Юрий Бурлачко. В работе сессии приняли участие губернатор Кубани Вениамин Кондратьев, его заместители, главы краевых министерств и ведомств.

Векторы роста: о бюджете Краснодарского края

Широкое представительство руководителей исполнительной власти края было вполне обоснованным. Первыми пунктами повестки дня значились вопросы, которые имеют огромное значение для обозначения перспектив развития Кубани в будущем году и последующие годы, они определяют слагаемые экономического и социального благополучия региона. На рассмотрение были вынесены законопроекты о бюджете Краснодарского края на несколько лет вперед, начиная с 2018 года, индикативный план на этот же временной отрезок и закон о бюджете Фонда обязательного медстрахования. Не надо объяснять, насколько они определяют качество жизни Кубани и кубанцев.

Однако на самой сессии обсуждение этих законопроектов прошло спокойно, без особых эмоций, разве что фракция коммунистов в краевом парламенте по традиции заявила, что голосовать за проект закона о бюджете не будет. Коммунистов попросили представить свое видение распределения бюджетных денег с предложением «у кого забрать, чтобы другим добавить». Но этот эпизод не повлиял на конечный результат: закон о бюджете края принят в первом чтении большинством голосов.

А вот тому, что при принятии закона не было широкого постатейного обсуждения, есть свои веские причины. Дело в том, что шлифовка законопроекта шла длительное время с участием многих. Он рассматривался в комитетах ЗСК, в министерствах и ведомствах, на уровне руководства краевой администрации, прошел общественную экспертизу на парламентских слушаниях. Одним словом, все, что можно было уточнить, поменять, переориентировать, по-новому сформулировать, было сделано в рабочем порядке. Депутаты ЗСК были активно включены в этот процесс, и потому на самой сессии не было смысла в новых прениях.

Каков он, новый бюджет, определил в своем комментарии председатель ЗСК Юрий Бурлачко:


— Бюджет носит напряженный, но реалистичный характер. И нам нужно ориентироваться на самую высокую планку. Бюджет сохранил социальную направленность, но при этом он является бюджетом развития.


А вот слова из комментария губернатора Вениамина Кондратьева:


— Мы должны экономику делать. Кормить людей обещаниями — удел политиканов. Необходимо сделать все, чтобы разогнать экономику до высоких скоростей. Планку для бюджета на 2018–2020 годы мы ставим высокую. Бюджет достаточно амбициозный, но отвечающий запросам и экономики и людей.


Политическая установка понятна. И вот здесь самое место представить вам основные параметры главного финансового документа края, пользуясь теми сведениями, которые изложил и на сессии, и на парламентских слушаниях министр финансов Сергей Максименко.

Начал министр с самого важного: более 71 процента бюджетных расходов будет направлено в социальную сферу. В целом бюджет 2017 года предусматривает выйти по доходам на уровень свыше 216 миллиардов рублей, то есть с ростом по сравнению с годом нынешним. Это дает возможность профинансировать государственные программы, поддержать развитие экономики, исполнить социальные обязательства, в том числе проиндексировать социальные выплаты. Вот об этом давайте скажем подробнее.

Бюджет края позволяет (и это заложено в нем) повысить оплату труда работников социальной сферы. В 2018 году в среднем на 18 процентов вырастет зарплата врачей, среднего медперсонала и работников учреждений культуры, а зарплаты младшего медперсонала и соцработников увеличатся более чем на 30 процентов. Это как раз требование президента страны, которое он высказал в дополнение к своему майскому указу. На это краевой бюджет-2018 предусматривает почти 32 миллиарда рублей, на шесть миллиардов больше, чем в году нынешнем.

Бюджет демонстрирует и понимание, что росту экономики необходимо финансовое подкрепление. Поэтому предусмотрено, что на развитие только промышленности будет отпущено полмиллиарда через специальный фонд. Столько же будет вложено в стимулирование развития садоводства. А вообще в АПК — 7,3 миллиарда рублей. На сферу образования предусмотрели 45,7 миллиарда рублей, на программу «Развитие культуры» — 5,7, на мероприятия программы «Развитие физкультуры и спорта» отпущено 4,2 миллиарда рублей.

Суммы огромные, и задача состоит в том, чтобы каждый вложенный рубль непременно давал отдачу. А вот здесь стоит сказать о другом важнейшем документе, который утвержден на сессии, — это индикативный план социально-экономического развития края на 2018 год и до 2020 года.

Этим документом ежегодно расставляются ориентиры — чего Кубань должна достигнуть. И понятно, что если мы здесь будем отставать, то и с наполнением бюджета будут проблемы. Индикативный план предусматривает, что внутренний региональный продукт в 2018 году Кубань должна нарастить на 2,5 процента, на последующие годы тоже запланирован рост. Чтобы сократить пересказ, отметим, что практически по всем позициям предусмотрен рост по сравнению с нынешним уровнем.

Такая же тенденция и в социальной сфере. Что же касается бесплатной медицины, то бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования свои обязательства тоже выполнит.

В этом блоке следует отметить и работу над бюджетом текущего года. Дело в том, что он пополнился дополнительно на 4,5 миллиарда рублей. Депутаты утвердили изменения в статьях прихода и, естественно, утвердили новые цифры в расходной части. Так что некоторые очень важные сферы получили дополнительное финансирование.


Курортный эксперимент

На сессии принят закон о курортном сборе. Наш край, как известно, один из четырех регионов России, где правительство решило провести такой эксперимент. Но если говорить о мировой практике, то мы тут не первопроходцы, курорты берут плату за пребывание в местах отдыха. Наступило и для нас это время. И мы обязаны знать, что это такое и зачем оно.

Мы довольны тем, что на кубанские курорты приезжают миллионы отдыхающих.

В этом году, говорят, гостями края стали 14 миллионов. Нагрузка на курортную инфраструктуру вырастает в разы. Организации водоснабжения, канализации, дорожные, поликлиническая и больничная сети, службы безопасности всех видов, МЧС и так далее переходят на усиленный режим работы. Получается, что курортники увозят от нас здоровье, а оставляют нам многочисленные заботы. Всю зиму курортные территории готовятся к новому сезону, в том числе и залечивая рукотворные прорехи. Так каждый год. Поэтому вполне справедливо получить хоть толику средств от самих отдыхающих. На сессии отметили, что траты на сферу отдыха сегодня порой превышают прибыль от курортов. Так что дополнительные средства не помешают.

Очень долго шли в крае дискуссии на эту тему. Обсуждались непростые вопросы: сколько брать, как организовать механизм сборов, куда деньги определять, на что их тратить, да и вообще — не отпугнет ли курортный сбор отдыхающих? А еще и надо было доказать, что это необходимо. На одном из планерных совещаний председатель ЗСК Юрий Бурлачко предложил детально обсудить закон на парламентских слушаниях с участием руководителей органов государственной власти края, глав муниципальных образований, представителей прокуратуры, управления министерства юстиции, контрольно-счетной палаты края, бизнес-структур, экспертов. Что и было сделано. К тому же действовали рабочие группы. Все предложения были обобщены, часть их использована и вошла в итоговый вариант законопроекта, где попытались найти золотую середину между желаемым и возможным.

Что же главное? Это то, что закон уже будет работать в новом сезоне. Принявший участие в дискуссии губернатор так определил его цель:


— Это не только сохранение сегодняшней инфраструктуры наших курортных городов, но еще и их развитие. С каждого отдыхающего будут брать 10 рублей за сутки пребывания. Много это или мало? Давайте посчитаем. Семья из четырех человек заплатит за десять дней 1600 рублей. Это примерно цена одного довольно легкого перекуса для четверых.


Не так уж и накладно. А вот по подсчетам специалистов, сумма собранных средств составит 267,5 миллиона рублей. Не бог весть сколько, но все же помощь Горячему Ключу, Анапе, Геленджику, Сочи, поселкам Туапсинского района, в чьи бюджеты и поступят эти деньги. Кстати, с жителей Кубани сбор взимать не будут.

Закон, конечно, многое прописал. Но, по словам председателя ЗСК Юрия Бурлачко, четкий механизм взимания средств будет отрабатываться и оформляться в нормативных актах. И это понятно: идет ведь пока что эксперимент. Скажем, плата за пребывание на курорте будет взиматься в гостиницах. Но депутаты обратили внимание на наличие теневых гостиниц, проблемным в этом плане остается и частный сектор.

Но если частные гостинички еще как-то можно ввести в зону администрирования, хоть и это не так просто, то с гостями домов и дворов — этих непременных участников летнего курортного бизнеса — будет посложнее. Муниципальным властям и в этом плане, и вообще с реализацией закона предстоит немалая и хлопотная работа. Да и без дополнительного внимания законодателей процесс не обойдется. Может, и такую задачу, по словам Юрия Бурлачко, нужно будет решать: как наладить механизм сбора и не отпугнуть туристов?


Отдохнули — теперь поработаем

Хотим обратить ваше внимание на контрольный вопрос повестки дня. Депутаты исследовали выполнение постановления ЗСК «О реализации мер по организации взаимодействия сельскохозяйственных товаропроизводителей и перерабатывающих предприятий Краснодарского края». Выбрали мы его из большой повестки дня с учетом значимости этой сферы. Как показала практика хозяйствования, в частности в малом сельском бизнесе и в личных подсобных хозяйствах, наши селяне научились выращивать многие культуры, в том числе овощи. И потенциал развития есть. Но есть и сдерживающие факторы.

Вот тот важный закон по организации оптово-закупочных рынков, принятие которого инициировали несколько лет назад кубанские законотворцы, так и находится в тупике федеральных структур. Его пока что начисто не отвергли, но и ходу ему не дают. Между тем именно отсутствие в крае системы закупки овощной продукции сдерживает развитие производства.

Краевая власть при отсутствии закона пошла обходными путями — некоторое время назад активно заговорили о логистических центрах, которые и были бы партнерами сельхозпроизводителей. Но это дело дорогостоящее, а частных инвесторов найти непросто.

Есть и другой путь: тесное взаимодействие селян с переработчиками на основе договоров. Схема несложная: фермер или хозяин личного подсобного хозяйства, вышедший на уровень товарного производства, заключает договор с переработчиками о поставке сырья с указанием объемов, ассортимента, цены, качества, времени сдачи. Хозяин, скажем, подворья или участка земли избавлен от мытарства, как реализовать выращенное, а консервщики имеют стабильный источник продукции для переработки. Вот на этот счет и есть постановление ЗСК, и депутаты решили проверить, как оно выполняется.

Нельзя сказать, что в этой сфере ничего не сделано. Есть и опыт взаимодействия, и примеры взаимной заинтересованности, и действия муниципальной власти, нацеленные на то, чтобы у переработчиков были земли, на которых налажено собственное производство овощных культур. Но все же сессия сконцентрировала внимание на проблемах. А они есть. В крае в основном заключаются договоры на год или сезон. А как же крестьянину смотреть в будущее, не зная, как повернется ситуация в следующем году?

Долгосрочных договоров крайне мало, а человек ведь построил теплицу не на один сезон. Что касается минсельхоза, то депутаты отметили его промедление с организацией сельской потребкооперации, которая стала бы посредником между производителем и переработчиком. А информации о том, что из овощей, плодов и ягод есть в товарном виде в малых формах хозяйствования, практически нет, что исключает возможность продуктивного партнерства. Муниципальные власти не заботятся о сети заготпунктов, и часть уже произведенной продукции остается невостребованной.

Пока что в итоге — новое постановление ЗСК, которым как раз и заострено внимание на проблемах. Кроме того, даны рекомендации всем причастным к проблеме управленческим структурам, властным в том числе, по устранению недоработок.


От мала до велика

Эту главу нашего рассказа о прошедшей сессии мы посвятим важным и актуальным сегодня вопросам. Депутаты внесли изменения в закон о присвоении звания «Ветеран труда». Скажем главное — о том, кто может претендовать на это звание. Вот здесь необходима цитата из пояснительной записки: «Право на присвоение звания „Ветеран труда“ приобретают лица, награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации.

При этом обязательным условием становится продолжительность трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуга лет, необходимая для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, а для награжденных ведомственными знаками отличия — при указанном необходимом трудовом (страховом) стаже не менее 15 лет продолжительной работы (службы) в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).

Законопроектом предусмотрено, что за гражданами, награжденными ведомственными знаками отличия в труде по состоянию на 30 июня 2016 года, сохраняется право на присвоение звания „Ветеран труда“ при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении».

Теперь от ветеранов повернем к молодежи. Молодые тоже нашли отражение в повестке дня сессии. Внесены изменения в краевой закон «О государственной молодежной политике». Кроме того, постановлением подведены итоги проведения в крае военно-спортивной игры «Зарница» в 2017 году. Здесь же отмечено ее значение для патриотического воспитания, а потому и в следующем году «Зарница» состоится.

Александр САХНОВСКИЙ.
Фото: Полина Титкова, "ВК Пресс".