«Шароле вы мои, шароле…»
До недавних пор утверждение о том, что «на Кубани нет настоящей говядины», имело право на жизнь. Ибо во всем цивилизованном мире, за исключением, пожалуй, стран СНГ и Африки, говядиной считается сырье, полученное после направленного откорма скота мясных пород.
Как это ни дико звучит, но на Западе в кулинарии не используется, допустим, мясо выбракованных (в том числе и по возрасту) молочных коров, которым пять-шесть и более лет. Их пускают на производство мясокостной муки.
В России же все с точностью до наоборот. Ввиду нашей бедности, а в большей степени непросвещенности ребра десятилетней буренки с толстым слоем желтого жира кое у кого считаются шиком. Навар — обалденный, борщ сварганишь — за уши не оттянешь. И только наевшись, вспоминаешь, сколько в твой организм поступило лишнего холестерина и других вредных веществ.
Фраза «до недавних пор» в начале статьи употреблена не случайно. Дело в том, что у нас в 2009—2012 годах эффективно работала целевая программа «Развитие мясного скотоводства в Краснодарском крае». И по истечении трех последних лет по результатам ее реализации можно смело сказать: лед тронулся.
Смотрите. За этот период на Кубань было завезено свыше 16,4 тысячи голов скота мясных пород современной отечественной и зарубежной селекции, в том числе более 12 тысяч — из Австралии, Европы и Соединенных Штатов Америки.
Сегодня в 36 сельхозпредприятиях и крестьянско-фермерских хозяйствах содержится 34 тысячи голов КРС мясного направления, в том числе 12,3 тысячи — коров. На этой базе создано девять племенных хозяйств, в которых насчитывается 8,5 тысячи голов мясного скота — 25 процентов от общей его численности.
Каким породам отдано предпочтение? Преобладает поголовье абердин-ангусов — 34 процента. За ними идут шароле (23), герефорды (19) и скот калмыцкой породы — 12,7 процента. А всего в крае разводят семь пород мясного скота.
Бытует, правда, мнение, что заниматься мясным скотоводством — плевое дело. Коровы могут телиться прямо на пастбище. Доить их не надо — все молоко достается теленку. Подросший молодняк «кучкуется», и за ним ведет догляд одна из мамок — на случай набега волков или шакалов. А бычки повзрослее — те вообще пасутся, почитай, круглый год. Обеспечьте, мол, их водой — и получите дармовое мясо.
На самом деле все далеко не так. Пастбища надо окультурить и постоянно следить, чтобы они не зарастали кустарниками. Затем огородить колючей проволокой — не только от хищников защитив тем самым скот, но и от захода на территорию пастбищ скот из частных подворий, который, не исключено, может болеть бруцеллезом.
Нужны для животных помещения на случай непогоды, запас сена и соломы, комбикорм для пополнения рациона, исключительно чистая вода, для чего часто приходится бурить скважины, что тоже выливается в копеечку.
А самое главное, пожалуй, то, что сегодня не так-то просто найти толковых пастухов. Ведь им месяцами приходится вместе со скотом дневать и ночевать на горных урочищах, вдали от семьи, порой в примитивных условиях и за небольшую зарплату. Трудно отыскать добросовестных работяг.
Поэтому однозначно можно сказать: разведение и выращивание мясного скота — дело хлопотное и не всегда благодарное. Именно поэтому администрация и Законодательное собрание края поддержали инициативу регионального минсельхоза и утвердили новую целевую программу по развитию мясного скотоводства на 2013—2020 годы.
Теперь эта программа значительно расширена и увеличено число направлений, по которым будут выплачиваться субсидии. В 2013 году запланировано выделить из федерального и краевого бюджетов на финансирование целевой программы 250 миллионов рублей. Помощь получат те юридические лица и сельхозпредприятия, которые занимаются не только производством говядины на базе пород скота мясного направления, но и те, кто надумает разводить овец, производить мясо бройлеров.
Что касается «настоящей» говядины, то, будем надеяться, наступит время, когда в супермаркетах края мы сможем купить мраморное парное мясо. Пусть и по 800 рублей за килограмм. Зато какие вкусные и полезные стейки из него получаются! Так и хочется запеть: «Шароле вы мои, шароле…».
Фёдор Безрук.