Символ Новороссийска, музей-крейсер "Михаил Кутузов", отправят на ремонт
Крейсера проекта 68-бис, по которому построен «Михаил Кутузов», вошли в десятку лучших боевых кораблей мира, построенных в прошлом веке. Они стали основой создания океанского флота Советского Союза, первыми вышли за пределы морей, омывающих его берега, «распечатали» 30-летний период расцвета ВМФ СССР — период постоянного нахождения надводных кораблей, подводных лодок и авиации в регионах несения боевой службы.
«Михаил Кутузов» был заложен 22 февраля 1951 года в Николаеве на судостроительном заводе имени Н.И. Носенко. Спущен на воду 29 ноября 1952 года, 9 августа 1954 года на крейсере поднят Военно-морской флаг СССР, зачислен в состав Краснознаменного Черноморского флота приказом министра обороны СССР от 31 января 1955 года.
В 1964 году «Михаил Кутузов» первым из кораблей ЧФ вышел на боевую службу в Средиземное море.
В июне 1967 года находился в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта, а в период с 1 августа по 31 декабря 1968 года — вооруженным силам Сирии.
Всего на его счету 15 дальних походов. С начала плавания прошел 211900 миль.
В 2000 году выведен из боевого состава ВМФ России.
Орденами и медалями были награждены 700 членов экипажа корабля. Крейсер «Михаил Кутузов» дал путевку в жизнь 17 адмиралам и 73 капитанам 1-го ранга Военно-Морского Флота.
Глубоко символична история имени корабля. В годы войны Сталин не раз обращался к опыту великих полководцев прошлого, черпая в них веру в победу. Именно по его инициативе были учреждены полководческие ордена, в том числе орден Кутузова. Закономерно, что одному из крейсеров 68-бис было присвоено имя выдающегося полководца, стратега и дипломата генерал-фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. Но еще более символично то, что Кутузов после двух ранений, по мнению докторов, несовместимых с жизнью, остался жив и проявил себя как верный сын своего Отечества, разгромив армию Наполеона. По аналогии с судьбой фельдмаршала и судьба крейсера с его именем на борту была благосклонна — крейсер «Михаил Кутузов», несмотря на неоднократные попытки утилизовать его, остался в строю единственным и последним из 14 кораблей серии артиллерийских крейсеров легендарного проекта 68-бис.
Корабль-музей
Сразу после распада Советского Союза в Крыму неоднократно вставал вопрос об утилизации корабля. Поступали также предложения от коммерсантов о продаже крейсера по цене нескольких крутых «Мерседесов». К счастью, «фельдмаршал» при активной поддержке ветеранов-кутузовцев достойно выдержал все эти штормовые порывы смутного времени. И в конце августа 2001 года крейсер «Михаил Кутузов» совершил свой последний переход по маршруту Севастополь — Новороссийск, проложив тем самым последние мили в море навстречу будущему.
Кстати, эти мили были сделаны в непростых погодных условиях. В первый же день появления в Цемесской бухте «Михаил Кутузов» ощутил на себе колорит местного климата. Сила норд-оста превышала тогда 25 метров в секунду. Заходом крейсера в бухту руководил заместитель капитана порта Новороссийск Виктор Василенко.
— Очень большая парусность крейсера осложняла управление буксировкой, — вспоминал позже Виктор Алексеевич. — Корабль шел боком, и возникла реальная угроза, что мы не попадем в ворота порта. На подходе мы вынуждены были взять еще два буксира — итого было шесть. После прохождения створа крейсер шел уже по линии ветра и причалил с ювелирной точностью.
У моряков есть поверье, что корабли, идущие на лом, становятся неуправляемыми. Но «Михаил Кутузов» шел на вечную стоянку, наверное, поэтому и вел себя прекрасно.
Перевод последнего классического крейсера отечественного военного флота в Новороссийск вызвал определенный резонанс. В частности, на Украине в отдельных средствах массовой информации появились критические реплики в адрес Новороссийска и командования Черноморского флота. Газета «Флот Украины» сообщила севастопольцам: «...Ветераны крейсера несколько лет пытались отстоять уникальный корабль. Но все оказалось тщетным. Деньги за крейсер давно поделены. Новороссийскому порту этот потенциальный корабль-покойник не нужен». Такой виделась правда о крейсере украинским журналистам.
Что же до ветеранов крейсера, то поначалу они действительно скептически восприняли решение о переводе корабля в Новороссийск. Однако после их первого визита в город-герой сомнения были исчерпаны. Сегодня ветераны крейсера «Михаил Кутузов» в судьбе патриарха Черноморского флота вообще не сомневаются. Они убедились, что новороссийцы не только с энтузиазмом воплотили в жизнь идею создания музея на борту крейсера. На «Кутузове» проходят исторические конференции, заседания Морского собрания. И вообще он стал символом Новороссийска.
Без его посещения не обходится ни одна экскурсия. Все важнейшие праздники новороссийцы проводят возле него на Форумной площади у морвокзала. А прекрасный своей грозной силой силуэт крейсера украшает сегодня практически всю сувенирную продукцию города-героя.
В мире насчитывается около трехсот корабельных музеев. Они существуют практически во всех морских странах. Примечательно, что в Австралии, Великобритании и Голландии есть даже музеи, созданные на базе советской военно-морской техники. Во всем мире корабельные мемориалы эффективно используются как центры идеологического воздействия на молодежь.
Новороссийцы тоже не упускают эту возможность. Вряд ли найдется нынче школьник в городе-герое, не побывавший на легендарном «Кутузове».
Еще послужит Отечеству!
И вот пару недель назад Новороссийск посетил директор Центрального военно-морского музея России Руслан Нехай. На встрече с представителями городской администрации и портовыми властями была достигнута договоренность, что крейсер останется в Новороссийске.
А сомнения могли возникнуть в связи с серьезным экономическим кризисом. Ведь содержание крейсера обходится городу в кругленькую сумму. Достаточно сказать, что на покраску корабля одной только серой краски уходит целых 5 тонн!
— На встрече директора Центрального музея ВМФ с городским руководством было принято решение провести капитальный ремонт крейсера «Михаил Кутузов» в Севастополе или Керчи, — рассказал командир крейсера-музея Сергей Назаров. — Пока сроки его проведения не определены, но, скорее всего, это случится довольно скоро. После ремонта крейсер уйдет с тридцать третьего причала у морвокзала, где ошвартован сегодня, и будет переставлен к внешней стенке Западного мола, напротив скульптурной композиции девушки с дельфином. И стоять «фельдмаршал» будет носом к морю, а не к берегу, как сейчас.
После ремонта «Михаил Кутузов» останется кораблем-музеем и будет, как и все последние годы, принимать всех желающих прикоснуться к славной истории Отечества и его грозной силы — Военно-Морского Флота.