Слово и дело: Казаки своих не бросают
Почему на его месте был не я?..
Одна из традиций казачества — не бросать своих. Свои — это не только воины, раненные или сраженные на поле боя, но и семьи казаков. Жена казака автоматически становится казачкой. Так всегда было, есть и будет. Помочь семье погибшего — святая обязанность казаков. Так было во все времена. Но эти самые времена меняются, и, как правило, не в лучшую сторону. Автор этих строк решил убедиться: остаются ли в силе традиции помощи семьям погибших казаков, не расходятся ли их слова с делом?
Для поездки к семье Осьмининых специально выбрал время, никак не связанное с трагедией. Почему? Потому что в день гибели атамана-героя в станицу приедут атаманы и казаки со всего края, и тогда восприятие будет не то.
В Мингрельской первым делом встретился с нынешним атаманом станицы Сергеем Каневским. За плечами потомственного казака — служба в правоохранительных органах, командировки в Чечню во время второй войны и много еще чего. Не раз он рисковал жизнью не только в военное, но и в мирное время. В ту роковую ночь с 7 на 8 марта он был вместе с Сергеем Осьмининым.
— Я часто прихожу на могилу Сергея, — заметно волнуясь, глубоко затягиваясь сигаретным дымом, говорит Сергей. — Раз за разом вспоминаю и заново переживаю те события. Когда поступил звонок о захвате неоднократно судимым Олегом Темченко подростка и об угрозе расправиться с ним в том случае, если его мать не придет в дом, Сергей Осьминин был вместе с двумя казаками-дружинниками. Формально он мог не ехать на место ЧП, но Сергей был человеком неравнодушным, болел за свою станицу, стремился к тому, чтобы был в ней порядок. С Темченко он учился в одном классе и не раз проводил с ним беседы, пытался если не наставить на путь истинный, то хотя бы убедить не нарушать общественный порядок. Поэтому и в ту ночь Сергей надеялся образумить пьяного дебошира, чтобы тот отпустил насмерть перепуганного подростка, над головой которого Темченко произвел выстрел. Едва Сергей Осьминин вошел во двор и окликнул бывшего одноклассника, тут же прозвучал выстрел. И надо же так случиться, что картечь попала ему в сонную артерию. Он упал, затем встал, сделал несколько шагов и рухнул на землю. Следующим выстрелом Темченко ранил в ногу казака-дружинника. Довезти до больницы Серея не удалось. Сколько раз я думал: почему не остановил Сергея, хотя и был без оружия, не пошел, будучи как участковым, первым? Очень тяжело об этом вспоминать. Какого человека мы потеряли! У нас с Сергеем было столько планов!
Сергей Каневский, оставив службу в полиции, вступил в хуторское казачье общество и был избран атаманом Мингрельской. По его словам, после Сергея Осьминина, чей авторитет не только среди казаков, но и среди станичников был очень высок, ему пришлось непросто, особенно поначалу. Однако сейчас земляки, видя старания преемника Сергея Осьминина, доверяют ему полностью. Добиться признания в станице, где все друг у друга на виду, очень непросто.
Спасибо за поддержку!
Светлану Осьминину разыскали на работе. Наш визит стал для нее полной неожиданностью, поскольку заранее о приезде сознательно не предупредили, стремясь, увидеть все как есть. По-настоящему, если так можно сказать.
— Сейчас наш дом по сравнению с тем, каким он был раньше, — это небо и земля, — рассказала вдова атамана-героя, показывая справное домовладение. — Мы с Сережей не смогли самостоятельно перестроить дом. Ему было не до того. Он очень много времени уделял казакам, жизни станицы, детворе. Бывало, придет с работы — тут звонок. Он даже поужинать порой не успевал, собирался и уезжал. Потом мне говорил: «Света, если не я, то кто?». После его гибели глава района Андрей Алексеевич Чабанец выделил деньги, помогли и край, и казаки.
Раньше дом стоял толком не оштукатуренный, сейчас — обшит сайдингом, двор забетонировали.
— Казаки помогали в ремонте. Разобрали старую ветхую пристройку к дому, контролировали строительную бригаду. Мне было некогда, нужно было и работать, и за сыновьями следить. Как видите, сейчас вместо старой веранды прихожая, туалет, ванная — все аккуратно выложено плиткой. Новые межкомнатные и входная двери, заново перекрытая крыша, новые полы в зале. В доме тепло, уютно. Сама бы я никогда не смогла все это сделать.
Дом окружен новым забором. Во дворе на солнышке нежится кот, резвятся собаки.
— К нам часто заезжает нынешний атаман станицы Сергей Каневский. Постоянно звонит и приезжает атаман района Сергей Бондаренко. Интересуется делами атаман войска Николай Александрович Долуда. Он подарил детям велосипеды, спортивные костюмы. Когда звоню в районное или станичное казачье общество, то мне даже представляться не нужно, так как слышу: «Да, Света, слушаем вас». Когда нужна мужская сила, я всегда обращаюсь к казакам. Отказа никогда не было. Сейчас хочу благоустроить придомовую территорию — снова обращусь за помощью к казакам.
В доме новая мебель. В стенке, которую семье подарил бывший глава станицы Андрей Старастенко, лежит шашка, которую Сергею Осьминиу так и не довелось взять в руки.
— Казаки обещали подарить эту шашку, изготовленную по эскизам, которые Сережа нашел в старинных книгах, ему на 35-летие. Но так получилось, что подарили ее детям, - вздыхая, говорит Светлана. — И хотя прошло почти полтора года, как Сережи не стало, мне кажется, что он куда-то уехал и вот- вот вернется.
Тут и детвора подоспела. Старший сын Сергея Осьминина Леша учится в пятом классе. Он пошел по стопам отца: одноклассники избрали его атаманом класса.
— Я помогаю учителям поддерживать дисциплину, рассказал он. — Правда, девчонки слушаются хуже, чем мальчишки. Я хочу поступить в Новороссийский казачий кадетский корпус. Так хотел папа, да и я сам так хочу. После его окончания думаю стать полицейским. Хочу, чтобы в моей станице безопасно было людям жить.
Младший сын, Максим, в этом году стал первоклассником. Учится он также в казачьем классе. У него два увлечения: рыбалка и баян.
— Мне нравится, как звучит баян. У меня друг на нем играет. Мама предложила попробовать сыграть, и у меня стало получаться. Сейчас занимаюсь в музыкальной школе, учу ноты.
В детском саду Максим пел в хоре. Детский коллектив выступал и в своей станице, и в Абинском районе. Стал лауреатом конкурса детской песни, о чем свидетельствует диплом. Имеет диломы и Леша: он занимался выжиганием по дереву и занял призовое место на конкурсе.
Одним словом, дети у Сергея Осьминина пошли в него.
Память о герое
В станице чтят память Сергея Осьминина. Поверьте, это не дежурная фраза. В сквере среди трех бюстов: Героя Советского Союза Константина Ковалева, Героя Социалистического Труда Григоря Богмы увековечена память первого Героя Кубани Сергея Осьминина.
— Как только в Мингрельской появится новая улица, мы назовем ее в честь Сергея, — говорит глава станицы Игорь Дубровин. — В книге, которая издана в преддверии Дня станицы, целая глава посвящена ему. Мы гордимся, что у нас есть такой герой. Семья Сережи в фокусе внимания администрации. Помогали и будем помогать.
В средней школе, носящей имя Сергея Осьминина, учащиеся знают, в честь кого она названа.
— Школа носит имя нашего атамана, который погиб, спасая ребенка, взятого в заложники, — говорит ученица девятого класса Валерия Воловодова.
— Наша школа названа в честь дяди Сережи Осьминина. Он почти каждый день бывал в нашей школе, мы с ним ходили в походы. Он был очень хорошим, добрым человеком, — рассказал восьмиклассник Ростислав Кочурин.
— На траурной линейке в школе многие дети плакали, — вспоминает заместитель директора школы Татьяна Косницкая. — Наш ученик четвертого класса Никита Парфенов написал работу об атамане Сергее Осьминине. Он работал с архивными материалами, собирал факты, беседуя с казаками. Никита выступал с докладом на конференции малой академии наук «Эврика» в Абинске. О Сергее Осьминине он рассказал восьмиклассникам.
Возвращаясь к началу, могу с полной уверенностью сказать, что на примере семьи Осьмининых кубанские казаки делом доказали: в беде своих они не бросают.
Сергей КАПРЕЛОВ
Фото: www.mingrelskaya.ru