Слово, русское слово


Корреспондент «Вольной Кубани» встретилась с председателем Кропоткинского городского отделения Международного пушкинского общества Людмилой Алексеевной ЕРЕМЯН и поговорила о предложении Валерия Ганичева: государство должно начать работу по сохранению языка, повышению грамотности и культуры речи.

Именно в день рождения Александра Сергеевича Пушкина, 6 июня, мы отмечаем и День русского языка. Не школьного предмета, а если прислушаться к словам представителей Всемирного русского народного собора, — величайшего дара свыше и мощной духовной скрепы в межнациональной стране. Корреспондент «Вольной Кубани» встретилась с председателем Кропоткинского городского отделения Международного пушкинского общества Людмилой Алексеевной ЕРЕМЯН и поговорила о предложении Валерия Ганичева: государство должно начать работу по сохранению языка, повышению грамотности и культуры речи.

— Людмила Алексеевна, когда говорят о вмешательстве государства в дело сохранения русского языка, становится просто страшно: а к добру ли это приведет? Не станет ли еще хуже? Одно «улучшение» программы по литературе чего стоит.

— Полагаю, что поддержка государства нужна. Мы должны вспомнить, что такое язык, какую силу он имеет, и подумать, что будем делать, если утратим эту силу. Каждый из нас должен это в себе ощутить. И государственная поддержка будет той платформой, которая всех объединит.

Ганичев предлагает ввести «Урок русского» на телевидении, в газетах открыть «Уголки русского слова». Но, может быть, не в лоб это делать: «Говорите так, не говорите эдак», а пойти за Василием Давыдовичем Ирзабековым. Ведь чудные лекции, чудные книги — «Тайны русского языка». Эти книги надо нести людям. Я не знаю, пользуются ли ими учителя в школах, рекомендуют ли ученикам. В этих книгах и сила и ясность.

Ганичев говорит, что русский язык — величайший дар свыше. Если расшифровать, что такое «дар свыше», придем к простым истинам: кто дал нам азбуку? Кирилл и Мефодий, монахи. Где были первые библиотеки? При монастырях. Первые книги — поучительные. Потом Екатерина внесла развлекательный элемент. И мы сейчас все развлекаемся и развлекаемся. И утрачиваем очень многое.

Если прочитать азбуку, написанную Кириллом и Мефодием, и потом посмотреть, какие реформы проводились, мы поймем, почему мы сейчас такие. У нас другая азбука! И мы не владеем языком, а пользуемся им. Давайте вспомним Даля — 200 тысяч слов в его Словаре живого великорусского языка! Где он взял эти слова? Кто его обеспечил этим богатством? Простой человек. Это в народе был такой богатый запас.

— Был…

— Возьмите сейчас простого человека — найдет он в своем словаре эти 200 тысяч слов? Да они ему уже не нужны. Многие слова вытесняются ритмом жизни. Мы не успеваем описать красоту, потому что для этого нужно остановиться и нужно слово. Тургенев мог писать медленно, Пушкин мог ехать в повозке и восхищаться. Нынешний человек все спешит и спешит, и словарь обедняется… Посмотрите на СМС — это же ужас! Что творится в чатах! Скудость слов, сквернословие, подмена иностранным языком. Как бороться с этим? Возможно, бороться в первую очередь надо за душу человека. Помочь ему посмотреть вокруг и заглянуть в себя. Потому что предавать свой язык — это предавать себя. Обеднять язык — обеднять именно себя.

— Передачи, рубрики, посвященные русскому языку, — это хорошо, но ждет ли их популярность сейчас у нас? Всероссийские, краевые конкурсы чтецов, которые должны будут затронуть практически каждую школу, — не более ли это эффективно? Тем более есть практика.

— Да, всероссийские чтения — это великолепно. Правда, скажу честно, я не слышала, чтобы это транслировалось, чтобы на всю страну объявили результаты… После двухсотлетия Пушкина все затихло… Пушкинские праздники, конечно, продолжаются, дети читают, но это очень небольшой процент, мероприятия проходят тихо и незаметно. Возможно, здесь и должна быть поддержка государства. Нужна заинтересованность учителя, нагруженного заботами о благополучной сдаче ЕГЭ, ведь так? Где-то надо усилить дворцы культуры и внешкольные центры специалистами по выразительному чтению — потому что нужна подготовка, это искусство. А у нас — самодеятельность. И подготовка кадров — это государственная забота? Государственная. Получается, без его заботы мы не сможем ничего сделать.

Чем отличается русский язык от других? Ведь это ритм сердца. Повышение и понижение интонации соответствуют ритму сердца на кардиограмме.

А сквернословие — настолько мерзость, настолько дурная энергия, что люди даже не знают, как вредят себе. В русском языке изначально не было матерных слов, это заимствования, которые в своих языках не имели дурных значений, но употребляться стали именно с негативом. Почему даже наши дети сквернословят? Наверное, потому, что мы перестали придавать должное значение слову. Перестали читать им русскую классику. Нам некогда…

Что было бы, если бы не было слова? Ни книг, ни стихов, ни песен, ни науки, ни техники, ни медицины — ничего не было бы! Мы владеем богатством невероятным, нам свыше дан этот дар. И мы должны сражаться за этот дар, очистить его от скверны разной. И если государство возьмется за эту работу — честь и хвала ему. Если посчитает, что это скучно, неактуально, несовременно, то зря. Язык — это хлеб насущный.

— Как Пушкинское общество отметит День русского языка и день рождения Пушкина?

— В Кропоткине проводился конкурс чтецов — кстати, не силами общества. И победители выступят сегодня у памятника Александру Сергеевичу. Пройдет этот праздник, к сожалению, для детей только младшего школьного возраста, дети старших классов заняты экзаменами. Потом — экскурсия по пушкинским местам.


Наталья Кулакова.