Публикация в «Вольной Кубани» серии материалов о важности развития животноводства натолкнула журналистов на неожиданную мысль. А вдруг мы не правы? Зачем критиковать, допустим, тех же крыловчан за то, что они избавились от коров, если там получают рекордные урожаи зерновых колосовых культур — по 62 центнера с гектара? Может быть, наоборот, их опыт нужно обобщать и распространять по всему краю?
Поделился своими сомнениями с профессором кафедры общего и орошаемого земледелия Кубанского госагроуниверситета
Валентиной Василько, а в ответ услышал:
— Думаю, победные марши недолго будут звучать.
— В каком смысле?
— Эти рекорды, если они на самом деле таковыми являются, могут привести к очень печальным последствиям. Перевод технологий возделывания культур на минеральную систему удобрений, к чему и пришли крыловчане, — это губительный путь для плодородия черноземов Кубани.
Запомните: сколько бы мы минеральных удобрений ни вносили, корни растений все равно заберут из гумуса от 40 до 60 процентов элементов питания. И, не внося органики, а рассчитывая только на минеральные удобрения, мы с каждым годом все сильнее и сильнее обедняем черноземы.
— И сколько крыловчане могут продержаться?
— Если учесть, что в доперестроечный период в Крыловском районе все же вывозили на поля навоз, у них была люцерна, но последние 20 лет севообороты нарушались, навоз не вносится, то думаю, у них уже налицо элементы и химической, и физической деградации почвы.
— В чем это выражается?
— Если взять журналы обследования почвы в динамике за последние 10 лет, то мы увидим: за это время потери гумуса в ряде районов края составили столько же, сколько мы теряли раньше за 20 лет. Нарастает гидролитическая кислотность, ухудшаются агрофизические показатели почвы.
— И к чему приводит подкисление почвы?
— К катастрофе. Декальцинация почвенно-поглощающего комплекса, изменение состава гумуса, его текучесть способствуют постепенному уничтожению черноземов, резкому снижению бонитета почвы.
— Надо полагать, что те хозяйства и целые районы, где животноводство ликвидировали как отрасль, спасает пока заделка в почву пожнивных остатков?
— Да, это в какой-то мере спасает. Но никак не выводит на бездефицитный баланс гумуса.
— И какой же выход из ситуации вы видите? Что предпринимать тем фермерским и коллективным хозяйствам, которые вырезали крупный рогатый скот? Возьмем, к примеру, КФХ, имеющее 600 гектаров земли. Как здесь можно спланировать севооборот?
— Надо обязательно вводить бобовые культуры. Половину пашни, 300 гектаров, отвести под озимую пшеницу, часть засеять горохом или соей, а может быть и люцерной, на остальной площади разместить кукурузу и подсолнечник.
Пшеница у него даст бездефицитный баланс, бобовые чуть вытянут на положительный, а отрицательный баланс после пропашных культур можно покрыть пожнивными остатками, заделкой в почву сидератов и минеральных удобрений.
— Следующий мой вопрос может показаться наивным, но я его все же задам. Как-то в конце августа мне довелось увидеть фермерское поле, сплошь покрытое падалицей. До этого там росла пшеница. Растения набрали высоту где-то сантиметров под 30 и стояли густо-густо… Наверное, потери на гектаре составили не меньше трех центнеров зерна. Спрашиваю у фермера: «Почему не задисковали поле?». А он, усмехаясь, ответил: «А зачем? Хороший сидерат вырос. Вот сейчас и заделаю его в почву». Я так и не понял: человек надо мной подшучивал или говорил правду?
— Раньше на самом деле бытовало мнение, даже научные статьи публиковались о том, что не надо трогать бурьян и падалицу. Это, мол, хорошие сидеральные культуры.
Да, кое-какая польза от них есть. Но вреда гораздо больше. На той же падалице накапливается целое сонмище вредителей и болезней. Этого нельзя ни в коем случае допускать!
Сидератами надо заниматься вплотную, особенно в зонах с достаточным увлажнением и где нет животноводства. Сеять горчицу белую, люпин, зимующий горох, донник, вику и так далее.
Что это дает? Запахивая в почву зеленую массу растений, мы обогащаем ее органическим веществом и азотом, улучшаем физико-химические свойства черноземов, повышаем активность полезной микрофлоры. Эффективность зеленых удобрений примерно такая же, как и навоза.
— Спасибо за добрые советы. Надеюсь, что кое-кому они принесут несомненную пользу. А вообще-то, как мне кажется, у нас в крае пока еще недостаточно оценена роль науки. Все, о чем мы говорили, должно быть давно в голове всех агрономов, фермеров, руководителей.
Хорошо, что есть все-таки у нас в крае хозяйственники, которые не мыслят своей работы без связи с наукой. Очень точно и образно высказался на этот счет директор Брюховецкого аграрного колледжа Анатолий Викторович Югов, который в беседе со мной заметил: на том поле, куда ступила нога ученого, можно рассчитывать на увеличение урожайности зерна минимум на пять центнеров.
— Анатолий Викторович, с которым ученые университета сотрудничают более двух десятков лет, в принципе, прав. Иногда коллегиальное решение ученых и производственников не только дает прибавку в пять центнеров, а спасает миллионы рублей. Правда, сиюминутно это трудно отследить.
Но то, что связи науки и практики нужно укреплять, — бесспорно, что мы и делаем.
— Наверное, и в зимнее время можно организовать учебу специалистов, проводить с ними обучающие семинары?
— Конечно. Нам, к примеру, удалось наладить очень плотные контакты с администрацией Ленинградского района и его главой Владимиром Николаевичем Гукаловым, управлением сельского хозяйства в лице Михаила Дмитриевича Алифирова и Владимира Ивановича Мишнякова. Они по пути тесных связей с учеными идут еще с тех времен, когда районом руководил Сергей Валентинович Гаркуша. В чем суть контактов?
В Ленинградском районе работает агросовет. Ученые вместе с фермерами, специалистами выезжают непосредственно в поле, и там идет «разбор полетов». Рассматривается проблема в комплексе: система обработки почвы, удобрений, защиты растений, структуры севооборота и так далее. Мы уже зимой намечаем канву для каждого хозяйства.
И Динской район во главе с Сергеем Викторовичем Жиленко роль ученых хорошо понимает. С ними мы договорились идти по такому же пути.
Те же, кто продолжает считать, что при отсутствии почвоохранных севооборотов и органики на одних пожнивных остатках и минеральных удобрениях можно долго протянуть, глубоко ошибаются. Они находятся у опасной черты.
Беседу вел
Федор БЕЗРУК.
Фото: Савва Юдин, "ВК Пресс".