Город Крымск, о котором ранее в России мало кто знал, после разрушительного наводнения летом 2012 года стал известен не только всей стране, но и всему миру. Крымск стал не только символом беды и людского горя, но и символом мужества и силы духа тех, кто пришел на помощь жителям города. Первыми стали казаки Кубанского войска. Поэтому перед заседанием совета атаманов в Крымске прошел траурный митинг в память о погибших во время разрушительного наводнения.
Стена плача
Так назвали монумент в память о погибших жителях в ночь с 6 на 7 июля 2012 года, воздвигнутый в центре города. Изломанная стена, по которой скатываются капли воды, символизирующие слезы, скорбная фигура женщины в платке, прижавшей руки к лицу, и таблички с именами погибших от разрушительного наводнения.
Здесь в минувший четверг выстроились делегации казаков всех отделов Кубанского войска. Заупокойный молебен, минута молчания и выступления тех, кто добровольно пришел на помощь крымчанам.
— В половине седьмого утра я уже был в Крымске, в половине девятого в город прибыло порядка пятисот казаков, а к двум часам дня группировка казаков составляла около полутора тысяч человек, — сказал войсковой атаман Николай Долуда, открывая траурную церемонию. — Мы занимались спасением людей, ликвидацией последствий этого страшного наводнения и защитой имущества от мародеров. Казаки действовали бесстрашно, а порой героически, рискуя собственными жизнями.
Первыми, с кем захотелось поговорить Патриарху всея Руси Кириллу, прибывшему в Крымск, были казаки. Он наградил 25 казаков орденами Русской Православной Церкви.
Среди них был и есаул Виктор Сакуров, спасший на своем КамАЗе более сорока человек. Ему руководство автозавода вручило новый грузовик.
Николай Александрович никогда публично не говорит о своей роли в ликвидации последствий трагедии. Приведу лишь один эпизод, рассказанный атаманом Крымского РКО Алексеем Фоминым. На своей машине он возил атамана войска Николая Долуду.
Некие паникеры пустили слух, что за первой волной, обрушившейся на город, идет вторая. Люди в панике бежали, падали, затаптывая упавших, сталкивались автомобили. Еще бы чуть-чуть — и жертв в Крымске стало больше.
— Жуть что творилось! Николай Александрович скомандовал: «Алексей, гони туда!». Он вышел из машины и практически в одиночку сумел остановить панику, — вспоминает Алексей Фомин.
Сотрудники МЧС и других аварийных служб отказались собирать тела погибших. Это в сорокаградусную жару пришлось делать казакам.
Батьке — «Любо»!
Один из ключевых вопросов заседания совета атаманов — выборы нового казачьего батьки, поскольку срок полномочий Николая Долуды истекает в ноябре этого года. Процедура созыва войскового сбора непроста. Решение совета атаманов необходимо согласовать с Советом по делам казачества при Президенте России и с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами.
Дата и место проведения согласованы: 21 ноября 2015 года, город Краснодар. Вносить кандидатуры на должность войскового атамана имеют право совет атаманов по представлению совета стариков, станичные казачьи общества.
Исполняющий обязанности председателя совета стариков Николай Рябцев доложил о решении, принятом 17 сентября: выдвинуть кандидатом на должность войскового атамана Николая Долуду и поручить ему исполнять обязанности до проведения отчетного сбора. Зал взорвался казачьим возгласом «Любо!».
— За время его атаманства исчезли партизанские ватаги, обвешанные неизвестно кем присвоенными орденами, в разношерстной форме, частенько разгуливавшие в пьяном виде. На нас сейчас любо-дорого посмотреть, — совершенно справедливо отметил Николай Рябцев.
Свыше шестисот атаманов единогласно поддержали решение совета стариков. Вероятно, кто-то решит составить Николаю Долуде конкуренцию, но шансов у них, на мой взгляд, в сущности, нет.
— Казачество стало смыслом моей жизни. Нет другого такого народа, который готов подставить плечо соседу, бросив свои дела, прийти на помощь тем, кто в ней нуждается. Казаки — это воины и патриоты, — подчеркнул Николай Долуда, поблагодарив атаманов за оказанное ему доверие. — Это прошло через мою душу и сердце, и я сам такой. Для меня казачество — это моя родная семья. Если меня изберут, то буду и дальше работать над тем, чтобы поднять Кубанское войско и казачество еще на один уровень выше!
В этом сомнений нет — Николай Александрович при его загруженности в качестве вице-губернатора пашет как проклятый, поэтому и заслужил почетное прозвище «батька».
Надежная охрана
На совете атаманов обсудили итоги проведения военно-полевых сборов, но останавливаться на этом не стану — этой теме «Вольная Кубань» посвятит отдельную аналитическую публикацию. Не станем рассказывать и о праздновании на Тамани, поскольку об этом мы уже писали. А вот о чем стоит рассказать, так это о новых перспективах, открывающихся перед Кубанским войском. В связи с существенным сокращением вневедомственной охраны школы, детские сады и другие социальные объекты останутся оголенными. К чему это может привести, объяснять, думаю, не стоит. Кто может взять на себя охранные функции? Сторожа с улицы или казачьи ЧОПы? Не ошибусь, утверждая, что безопасность детей могут и должны взять на себя казаки. Причем времени для создания филиалов на базе ЧОП «Пластуны», которому решением Правительства РФ дано право заниматься частной охранной деятельностью, в районах осталось мало.
Сегодня такие филиалы есть всего в шести районах. Отсюда задача: там, где казачьи общества решат заняться охраной школ, необходимо отобрать казаков, каждый из которых обязан по закону иметь лицензию. Кто, как не станичники, должен следить за безопасностью своих же детей? Тем более что губернатор края Вениамин Кондратьев поддерживает идею о казачьей охране. Поэтому к уже имеющимся 360 казачьим охранникам нужно привлечь еще несколько тысяч служивых. Тем более что работать они будут не за здорово живешь, а получая деньги.
Сергей КАПРЕЛОВ.
Фото: Татьяны Алексеенко.