Совет законодателей Краснодарского края решил, что делать с мигрантами, закупками и микровиноделами


В краевом парламенте состоялось заседание Совета законодателей Краснодарского края. Его провел спикер ЗСК Юрий Бурлачко. За одним столом собрались члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты ЗСК, представители органов местного самоуправления.
— Подход к решению важных для края вопросов — консолидированный, с использованием ресурса всех трех уровней законодательной власти: местного, регионального и федерального, — подчеркнул Юрий Бурлачко, открывая заседание. — Объединив наши силы, мы можем улучшить качество законопроектов, а также использовать для их продвижения возможности наших представителей в Государственной Думе и членов Совета Федерации от Краснодарского края.

В связи с избирательными кампаниями, которые прошли на территории нашего региона в 2016–2017 годах, краевому Совету законодателей сначала нужно было утвердить новый состав и решить ряд организационных вопросов. После их рассмотрения количественный состав Совета не претерпел изменений, в него по-прежнему входят 45 представителей. Однако кадровые дополнения все-таки произошли. На должность заместителя председателя Совета законодателей Краснодарского края был избран сенатор Владимир Бекетов. Секретарем Совета стал первый заместитель председателя ЗСК Николай Гриценко.

Миграция: польза и риски

В ходе заседания депутаты рассмотрели несколько законодательных инициатив. Так, предложение кубанских парламентариев по вопросу миграционной политики вызвало бурное обсуждение членов Совета. Юрий Бурлачко напомнил, что на днях состоялось заседание антитеррористической комиссии, на котором главной темой были вопросы, связанные с миграционной политикой.

— Кубань — это тот регион, где внешние миграционные процессы очень активны, мы занимаем четвертое место в России по количеству мигрантов, — сказал спикер ЗСК. — В 2017 году в регионе было зафиксировано более 500 тысяч легальных мигрантов. Мы понимаем, что это всего лишь вершина айсберга, потому что нелегальные миграционные процессы необъятны. Да, миграция важна для экономики, но при этом мы несем немалые финансовые потери и допускаем риски, в том числе и связанные с антитеррористической защищенностью. Наша задача — минимизировать эти риски.

О том, какие меры уже предприняты на территории края, рассказал начальник управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Краснодарскому краю Алексей Чебураков.

— Если говорить об ужесточении миграционного контроля, важно помнить, что край заинтересован в рабочей силе. В 2017 году за счет мигрантов в казну поступило около 1,2 миллиарда рублей. С учетом того, что в 2015 году было около 500 миллионов, а в 2016-м — 800 миллионов, это хороший результат. На сегодняшний день количество мигрантов не увеличилось, но сбор налогов позволил существенно наполнить краевую казну. Это говорит о том, что мы стали более качественно контролировать мигрантов и напоминать об уплате налогов, — сказал Алексей Чебураков.

Он сообщил, что сегодня назрела необходимость изменений в законодательстве, и в первую очередь — на федеральном уровне.

— Мы внесли ряд предложений. Одно из них — сокращение пребывания мигрантов в центре временного содержания иностранных граждан, который рассчитан на 214 человек. На каждого иностранного гражданина затрачивается порядка девяти с половиной тысяч рублей в месяц, плюс расходы на его выдворение,
 — сообщил Алексей Чебураков.

Депутат Государственной Думы Иван Демченко заметил, что к этому вопросу надо подходить предельно внимательно, потому что здесь уже наработана законодательная база.

Юрий Бурлачко согласился, что ряд вопросов нуждается в детальном анализе и синхронизации.

— Сегодня центр временного содержания иностранных граждан переполнен, а у приставов не всегда есть необходимые средства, чтобы отправлять мигрантов на родину. Мы считаем, что нужна ответственность работодателей, которые привлекают иностранных работников. Целесообразно создать резервный фонд, чтобы снизить финансовую нагрузку на бюджет.

Андрей Горбань высказал позицию возглавляемого им комитета по вопросам законности, правопорядка и правозащиты:

— За последнее время в законодательстве произошли существенные изменения, которые исправили многие острые моменты. Считаем, что необходима более гибкая миграционная политика, направленная на привлечение квалифицированных иностранных кадров. Мы не отказываемся также от привлечения переселенцев в малонаселенные территории края. Существует потребность в трудовых ресурсах для северных и северо-восточных районов. Политика должна строиться на жестком пресечении нелегальной миграции и привлечении легальной квалифицированной рабочей силы, но в первую очередь — из среды соотечественников. Недопустим переход к политике открытых дверей. Надо повышать социальную защищенность легальных мигрантов с целью выведения их из тени.

Как не разжалобить ФАС

Еще одна важная тема — сфера госзакупок. О необходимости корректировок 44-ФЗ рассказал председатель комитета Законодательного собрания Краснодарского края по финансово-бюджетной, налоговой и экономической политике Николай Кравченко.

— Главная проблема — это норма, позволяющая физическому или юридическому лицу, общественным организациям, даже не пытаясь участвовать в конкурсе, подавать жалобы по вопросам контракта или технической документации. Вокруг этой нормы существует целая криминальная индустрия. Жалобы в Федеральную антимонопольную службу срывают госзаказы, проваливается выполнение государственных программ, объекты остаются недостроенными. Они прямо говорят: 10 процентов от суммы контракта — и мы жалобу отзываем, — подчеркнул Николай Кравченко.

По его словам, здесь нет призыва убирать норму, надо сделать так, чтобы она звучала по-другому. Сейчас жалобы могут подать даже те, кто еще не оформил заявку. Надо прописать в законе, чтобы потенциальные участники, имея претензии, были обязаны снять разногласия путем запроса разъяснений у заказчика, а после получения разъяснений — подать заявку и стать участником торгов.
Сенатор Владимир Бекетов дополнил 44-й закон важным примером.

— Закон регламентирует закупки продовольствия для государственных и муниципальных нужд. В законе правильно прописано: закупать нужно на конкурсной основе, то есть во главу угла поставлено качество продовольствия. Но правительство внесло изменение, которое требует закупать только на аукционе, при этом аукцион не предусматривает качества, там играет роль только цена, поэтому вместо молока в детские сады можно покупать молочный продукт, а вместо мяса — сою. Считаю, что в будущем надо рассмотреть этот вопрос и обратиться в правительство, чтобы они убрали это изменение и дали возможность работать только по федеральному закону.

— Действительно, такая проблема существует, — поддержал сенатора депутат Госдумы Дмитрий Ламейкин. — Мы сталкиваемся с тем, что комбинаты школьного питания совершают закупки не по принципу качества, а по принципу цены. Соответствующее обращение было, и сейчас мы тесно взаимодействуем по этому вопросу с комитетом, который представляет Владимир Евланов. Как только мы получим ответ, тщательно изучим проблему и решим, как правильно отрегулировать данное направление.

Пороги винограда

На совещании также поднималась тема административных барьеров для сельскохозяйственных товаропроизводителей при получении лицензий на производство, хранение, поставки и розничную продажу вина, игристого вина из собственного винограда. О необходимости изменений федерального законодательства рассказал заместитель председателя комитета ЗСК по развитию агропромышленного комплекса и продовольствию Сергей Орленко.

Он подчеркнул, что большинство проблем с виноделием в регионе связано с нехваткой посадочного материала. Питомников, которые сегодня есть на Кубани, не хватает. Другой аспект касается так называемого гаражного, или по-другому — микровиноделия. Из пятидесяти зарегистрированных на Кубани виноделен лишь две получили лицензии на производство собственных вин. Для дальнейшего развития микровиноделия необходимо передать полномочия по лицензированию на уровень региона.

— Мы свои предложения по вопросу снижения административных барьеров для сельскохозяйственных товаропроизводителей при получении лицензии на производство, хранение, поставку и розничную продажу вина, игристого вина (шампанского) изложили в письме, которое адресовано министру финансов Российской Федерации, — рассказал Сергей Орленко.

Председатель ЗСК отметил, что стоимость лицензии составляет около одного миллиона рублей. Зачастую это неподъемная для фермеров сумма. Однако к проработке инициативы нужно подойти взвешенно.

— Здесь никаких резких движений не требуется. Первое, что мы предлагаем, — это письмо в Минфин РФ, затем разрабатываем проект по внесению изменений в соответствующий закон и выносим его на следующее заседание Совета законодателей, — подчеркнул Юрий Бурлачко.

В повестке заседания Совет рассмотрел также вопрос о необходимости уточнения полномочий органов государственной власти субъектов в части осуществления ими промышленной политики. Соответствующее письмо будет направлено в адрес профильного комитета Государственной Думы.

СПРАВКА

Совет законодателей Краснодарского края был создан
в 2016 году как постоянно действующий совещательный и консультативный орган при ЗСК. Он призван продвигать местные законодательные инициативы на федеральный уровень. В него входят члены Совета Федерации от Краснодарского края, депутаты Государственной Думы от региона, депутаты ЗСК, председатели представительных органов муниципалитетов.

С. Александров
Фото: Петр Янель