Три юбилея митрополита Исидора: "Господи, к Тебе стремится сердце мое..."


Тремя знаменательными датами украшен нынешний год. Исполняется 50 лет рукоположения во священники митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора, 40 лет его архиерейского служения Церкви и ее прихожанам — 11 июня 1977 года постановлением Священного Синода иеромонах Исидор был избран епископом Архангельским и Холмогорским, а также 30-летие служения Его Высокопреосвященства на Кубани.

Накануне мы встретились с Владыкой Исидором в епархии, на Соборной…


Родное Ополье

Многие храмы на Руси освящались в честь Животворящего Креста Господня. Один из них — в селе Ополье, это в шести километрах от станции Веймарн Ленинградской области, где 25 мая 1941 года, в самый канун войны, в трудовой семье железнодорожников Василия Николаевича и Александры Ивановны Кириченко родился долгожданный сын Коленька.


Родители митрополита Исидора.jpg

 Василий Николаевич и Александра Ивановна Кириченко, родители будущего Владыки Исидора.


Семья была глубоко религиозной и даже в самые тяжкие для российского православия времена икон из дома не выносила и молитв не оставляла — открыто воспитывала троих детей в вере, а по праздникам все вместе отправлялись в храм. Примечательно в жизни Николая, что этот первый для него храм в Ополье через двадцать лет станет и первым местом его священнического служения. Ровно 50 лет назад он был рукоположен во священники.

Но прежде…


Эти шесть километров пешочком — и в распутицу весеннюю, и в морозец. Уже позже автобусные рейсы запустят. Но вспоминается другое — как мама за руку потихоньку вводила в храм, учила совершать молитвы… Это было так светло и необычно, радостно. Она, наверное, чувствовала, что происходит в моей душе, мечтала, чтобы я стал служителем Церкви, – вспоминает митрополит Исидор. – Окончательно повлиял на мое решение дядя — протоиерей Илия Педосенко, к нему в гости, в Сумскую область, мы ездили каждый год. И однажды я там остался — жил у него на приходе, помогал на алтаре, учился петь гласы, читать на церковнославянском…


Дядя учил племянника: «Коля, всегда будь аккуратным, в церкви благоговей. Нам кажется, что мы должны людям угодить, чтобы они нас похвалили, были довольны нами… А главное не в этом. Главное, как в душе себя держим, перед Богом».

Рекомендацию для поступления в Ленинградскую духовную семинарию ему дал протоиерей Игорь Ранне, тот самый священник из храма в Ополье, где Николай прислуживал в алтаре, пел и читал на клиросе. Все четыре года в семинарии был старостой, а предложил его в старосты другой Николай — Гундяев, младший брат нынешнего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 


Митрополит Исидор в семинарии.jpg

Семинарист Николай Кириченко


Преподаватели у нас были замечательные, люди старой закалки, возвращающиеся из лагерей и ссылок, видные иерархи и богословы. Когда я поступал в семинарию, ректором был отец Михаил Сперанский, профессор, митрофорный протоиерей, который перед этим много лет отбывал срок. Прошел через лагеря и профессор Воронов, преподававший самые трудные предметы — догматику и сравнительное богословие. Профессор Лев Николаевич Парийский в свое время проходил по делу митрополита Вениамина (Казанского) и чудом избежал расстрела. Да и те из преподавателей, кто не хлебнул ссылок или тюрем, веры своей не прятали, всей жизнью своей ежедневно свидетельствовали свою преданность Господу: Надежда Николаевна Нелидова, которая вела немецкий, происходила из известного дворянского рода, знаменитый профессор Успенский — он преподавал Церковный устав…


Николай так хорошо знал Церковный устав, что однокурсники даже называли его «ходячий типикон». Семинарию окончил по первому разряду, и в академию его приняли без вступительных экзаменов.

Вскоре для Церкви вновь настали тяжелые времена. Стали закрываться храмы, священнослужители высылались в нелюдимые места, а новый руководитель государства Н. С. Хрущев заявил, что слово «Бог» скоро исчезнет из словаря русского языка.

5 января 1967 года на Малом входе за литургией митрополит Никодим совершил постриг Николая в своей домовой церкви. Накануне тот размышлял: какое же имя ему дадут? Посмотрел на календарь и увидел, что 6 января — память Николая монаха. Так, может, оставят имя? Но во время пострига услышал: «Брат наш Исидор!». Священномученик Исидор и прихожане его церкви были схвачены и заключены в темницы ливонцами (XV век) во время великого освящения воды на реке Омовже. Все семьдесят два страдальца вместе со своим пастырем приняли мученическую смерть, будучи ввержены под лед в том самом месте, где отец Исидор ее освящал, но никто не отрекся от православной веры…

В тот же январский день Исидора рукоположили во иеродиакона — в храме в честь святого благоверного князя Александра Невского, где настоятелем был отец Михаил Гундяев. На Благовещение в Николо-Богоявленском соборе был посвящен в сан иеромонаха, а на похвалу Пресвятой Богородицы молодого священника вызвали в канцелярию: «Отец Исидор, вам указ. Вы назначаетесь настоятелем в Крестовоздвиженский храм в Ополье».


Всё в моем первом, родном приходе было знакомо и дорого сердцу. Но даже в Евангелии сказано: „Нет пророка в Отечестве своем“. Мне только исполнилось двадцать шесть, и я услышал, как одна из прихожанок вздыхала другой: „Это же Коля! Как я ему исповедоваться буду?“. Конечно, это понятно — ведь они отлично помнили, как мы совсем недавно на велосипедах гоняли… Но как-то постепенно все устроилось, месяца за два все привыкли: и на благословение подходили, и исповедовались откровенно…


В то время в Ленинградской области редко можно было услышать колокольный звон. Колокола богоборцы сбрасывали в первую очередь, и сиротливо поднимались в небо немые колокольни уцелевших храмов. А над Опольем и окрестностями плыл звон чудом сохраненных колоколов. 

Три весны встретил иеромонах Исидор под благовест этих колоколов. А на четвертую Божия Матерь привела его под свой Покров. Свято-Покровский храм на Козьей Горе стал вторым приходом иеромонаха Исидора.


Выходящий на проповедь

Два последующих десятилетия его пути были наполнены событиями, трудами и заботами настолько светлыми, удивительными, значимыми…

Родители (Василий и Александра) неотлучно были с сыном с момента его рукоположения, переехали с ним и на Козью Гору. Матушка Александра несла различные послушания в храме, пекла просфоры. В бытовом обустройстве оказалась неоценима помощь отца. Именно он взял на себя заботы о дровах и о том, чтобы печи были всегда правильно вытоплены, долгой зимой разметал занесенные снегом дорожки.

Это место в епархии негласно считалось испытанием. Гора возвышалась между двумя поселками, откуда приходили прихожане. Место было живописное, церковь великолепная. Стояла она на вершине горы, от подножия которой начинался лес — любимое место прогулок и молитв.

После молитвенного уединения Козьей Горы иеромонах Исидор оказался в Старой Руссе — месте, где все дышало историей, древним благочестием великой русской культуры. Уже приобретенный внутренний опыт необходимо было соотнести с тысячелетним опытом, накопленным в Церкви. Этому помогали и древние стены, и — самое главное — то, что молодой иеромонах попал под настоятельство архимандрита Клавдиана, сурового старца, прошедшего через лагеря и ссылки за веру Христову.

В этом одном из древнейших славянских городов к середине 70-х сохранилось пять храмов. Церковь во имя великомученика Георгия, в которую в 1971-м получил новое назначение иеромонах Исидор, была построена в 1410 году архимандритом Варлаамом по благословению архиепископа Великоновгородского Иоанна, в княжение Василия Димитровича.

Из Старой Руссы отец Исидор был вызван к новому поприщу — митрополит Никодим назначил его преподавателем богослужебной практики Ленинградской духовной семинарии и благочинным академического храма Святого апостола Иоанна Богослова. И с сентября 1975-го игумен Исидор — снова в стенах дорогой сердцу семинарии-академии. Здесь же, в Иоанно-Богословском храме академии, совершилось наречение архимандрита Исидора во епископа Архангельского и Холмогорского.

В день празднования иконы Божией Матери Владимирской, 6 июля 1977 года, архангелогородцы встречали назначенного им архипастыря: духовенство Свято-Ильинского кафедрального собора. А на следующий день епископ Архангельский совершал свою первую Божественную литургию при вступлении на Архангельскую кафедру.

Собор в честь пророка божия Илии — это бывшая кладбищенская церковь. К слову, кроме трех кладбищенских церквей, все храмы в Архангельске, а они славились своим великолепием, были уничтожены богоборческой властью. Архиерейский дом находился в центре города, но когда прибыл Владыка Исидор, выяснилось, что дом подлежит сносу, а на его месте будут строить высотку, под которую рядом уже забивались сваи — грохот стоял день и ночь. Проблема решилась только через полгода — недалеко от собора были куплены два дома, простые, деревянные, рубленые, но обшитые тесом. Их обнесли высокими заборами — место было неспокойное.


Епископ архангельский и Холмогорский Исидор с прихожанами.jpg

Епископ Архангельский и Холмогорский Исидор с прихожанами в селе Ширша Архангельской области


В первые же месяцы Исидор побывал в большинстве приходов епархии. Епархия по территории была огромная, от северо-западных границ до Урала — Архангельская и Мурманская области и Республика Коми. А приходов было всего лишь 21 (в 1912-м — 700!), и отстояли они друг от друга на огромном расстоянии. На дальние приходы приходилось добираться в основном самолетом (поезда ходили очень плохо), на теплоходе, а в зиму — и на санях. Было и такое, когда пришлось Владыке пересесть на трактор.


В то время было полное бездорожье, а если еще распутица… Чтобы обустроить дороги, нужно было вынимать 7–8 метров торфа, засыпать гравием и песком, тротуары — деревянные. Помнится, заметил, что прихожанки на службе в холод стоят босые — в чулках да носочках, спрашиваю: да зачем же вы разулись? А они в ответ: «Да как же в церковь-то в обуви! Мы там, за калиткой, оставили…». Северяне — народ богобоязненный, чуткий и любвеобильный, их скромность и преданность покоряли. Потому еще, быть может, что испытали столько горя и мытарств — там в те годы было много высланных, в том числи и с Кубани, жили со всем скарбом в бараках. Да, земля там холодная, а сердца у людей горячие, и молились они так горячо, с такой любовью…


Владыка сокровенно помнит, как легко и радостно служилось ему на Архангельской кафедре, хотя и проблем, конечно, хватало. Строительство храмов тогда было запрещено — по всей России действовал единый указ, даже на ремонт требовалось специальное разрешение. К примеру, в Мурманске, городе моряков, был лишь один небольшой храм — длинное строение с низкими потолками, приспособленное для богослужений. Три года вел переписку епископ Исидор — писал во все инстанции, добиваясь разрешения на строительство нового храма. И в 1986-м храм святителя Николая был уже освящен. Мурманчане праздновали!


Однажды мы с митрополитом Коломенским Ювеналием должны были отправиться на Соловки — на двенадцатиместном „кукурузнике“, где лавки расположены по бокам. А перед этим пошли по Архангельску, набережную посмотреть — там, на Северной Двине, красота необыкновенная, сказочная — ели, сосны, березы на высоких берегах. Решили присесть ненадолго, и к нам подбежала стайка детей: „Вы кто? Деды Морозы?“. А одна девчушка говорит: „Это боженьки, они могут дождь и солнышко послать!“. Обступили Ювеналия, а я оглядываюсь — рядом обком партии…


В трудах и служении проходили годы архиерея на Севере. Но во всех трудностях он помнил наказ митрополита Никодима: «Ты, Владыка, молись, старайся. Господь тебе поможет, но ни в коем случае не проси перевода на другое место служения. Ведь первая архиерейская кафедра — как невеста, с которой повенчал тебя Господь. Люби ее, заботься, о ней, дорожи ею…».

Этого наказа епископ Исидор держался все десять лет — вплоть до определения Священного Синода: «Быть ему на Краснодарской кафедре».

Владыка до сих пор получает с Севера огромную праздничную, да и обычную почту…


С милого Севера в сторону южную

Ровно 30-летие назад, в июне 1987-го, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери, Кубань встречала своего нового архипастыря. Своды кафедрального собора Святой Екатерины огласились песнопением. В трогательных приветствиях духовенства — теплота, искренность и надежда на перемены к лучшему. Что, собственно, и происходило за это 30-летие

С этого дня епископ Исидор начал, как и обещал присутствующим на первой встрече, усердно и очень часто совершать богослужения архиерейским чином в Свято-Екатерининском кафедральном соборе (в ту пору в краевом центре было всего два храма — еще Свято-Георгиевский). Сейчас же — 50!

За несколько месяцев Владыка побывал практически во всех приходах. Наблюдал в служении пастырей, видел дарования, добрые качества и радовался. Скорбел, когда замечал недостатки, небрежность в служении — по-отечески вразумлял и наставлял. Ценил усердных и ревностных.

Первая осень изумила горячим солнцем, изобилием разнообразных плодов и роскошных цветов. Цветами встречали архипастыря всюду — даже дорожки до храмов выстилали. Сразу после приезда Владыку принял Николай Кондратенко, будущий губернатор Кубани, батька Кондрат, а в то время председатель крайисполкома. Он выказал неожиданное по тем временам расположение к Церкви и к Владыке лично, а вот первый секретарь крайкома КПСС Иван Полозков согласился принять архипастыря только через год, когда вся страна (и Кубань в том числе) готовились к 1000-летию Крещения Руси.


В ходе беседы Иван Кузьмич спросил о проблемах, и я ответил, что было бы замечательным подарком к столь важному юбилею передать епархии Троицкий и Ильинский храмы. В Троицком к тому времени располагался скульптурный цех, гипсовая пыль покрывала даже весь церковный двор, заваленный обломками конструкций и горами глины. Фрески, выполненные артелью Васнецова, были замазаны дешевой масляной краской. А в Свято-Ильинской церкви был склад. Храмы вернули Церкви уже после ухода Полозкова…


До приезда Владыки на Кубани действовали 76 храмов, большинство из них приспособленные помещения — хатки, где в алтаре рукой можно было достать до потолка. Сколько было этих полуразрушенных храмов, где совершались архиерейским чином службы Божии, несмотря ни на какие неудобства! И чем труднее предстояла поездка на приход, тем охотнее отзывался на нее Владыка. К концу 1993-го епархия насчитывала 200 православных приходов.

Февраль 1994-го принес перемены, Краснодарская и Кубанская епархия была разделена на две самостоятельные: Краснодарскую и Новороссийскую, Майкопскую и Армавирскую. В Краснодарской осталось 130 приходов. И казалось, станет легче во многом, больше будет времени для духовного окормления каждого прихода.

Да, так и случилось. Но созидательный процесс набирал силу — открывались новые приходы, строились и восстанавливались храмы. И все это под неусыпным контролем Владыки. Особым предметом его попечения стали монастыри, где непрерывно идет молитва, внешне невидимая, но действенная для верующего человека. Их на Кубани сегодня семь.


В монастырях издревле сочетались молитва и труд — не только физический, но и интеллектуальный. Там работали и летописцы, и переводчики, и проповедники. Безусловно, главный сегодня труд в обители — это богослужение. Второе — чтение, чтобы совершалась молитва. И, конечно же, работа над собой. И обитель надо сохранять, и экскурсии проводить, реставрировать утварь, облачение, и теплом обеспечить, электроэнергией…


Местом настоящего паломничества стал Свято-Духов мужской монастырь в Тимашевске. Первый женский монастырь открылся в 1992-м в Кореновске, через два года в станице Роговской возрожден старейший на Кубани женский Мария—Магдалинский монастырь, а в 1999-м открыт женский монастырь в селе Лесном Адлерского района. В поселке Нижний Солохаул (Лазаревский район Сочи) в 2000-м учреждена мужская обитель Крестовая пустынь — побережье нынче нуждается в сугубой молитве. В 2002-м в горном Апшеронске на глазах поднялась женская обитель во имя иконы Пресвятой Богородицы «Нерушимая Стена».

В июле 2005-го в женский монастырь был преобразован приход школы Божией Матери «Всецарица» в Краснодаре. Это первый в России храм иконы «Всецарица», построенный на территории онкологического лечебного заведения. Рядом — часовня, освященная в честь апостола Иоанна Богослова. И все это — в почти райском саду, где переливаются оперением птицы, привлекают диковинные цветы и плавают в пруду прекрасные лебеди. В Динском районе у монастыря появилось подворье, в котором сестры воссоздали Гефсиманский сад. Для освящения пригласили Владыку Исидора. Священнослужители храма «Всецарица» посещают тяжелобольных, соборуют, причащают…

В марте 2014-го принято решение в возобновлении монашеской жизни в Екатерино-Лебяжском Николаевском мужском монастыре, возрождение которого, по благословению владыки Исидора, началось еще в 2011-м, это уже третий монастырь на территории Ейской епархии.

Владыка считает, что монастырские школы, приюты для больных и сирот, ремесленное и сельскохозяйственное производство — все это должно возрождаться.

При храме Рождества Христова в Юбилейном микрорайоне Краснодара по архиерейскому благословению создана первая на Кубани русская православная школа, где обучаются более ста детей. По благословению Владыки при храме разместился также и детский социальный приют «Рождественский».


Митрополит Исидор в приюте Рождественский.jpg

С детьми социального приюта "Рождественский" и прихожанами храма Рождества Христова.


Большинство выросших на Кубани в 90-х годах храмов были построены на пожертвования простых прихожан. Уже позже более заметно стали помогать власти: 74 храма получили статус памятников архитектуры, из бюджета стали выделяться средства на поддержание их облика. Самый отрадный пример сотрудничества — возрождение войскового собора в честь святого благоверного князя Александра Невского. Митрополит Екатеринодарский и Кубанский смог убедить администрацию Краснодарского края в том, что это общий долг — вернуть казакам войсковой собор. Поднялись в городе и другие храмы в честь святых воинов — благоверного князя Димитрия Донского, одержавшего победу на Куликовом поле, в честь святого Илии Муромца, охранявшего рубежи нашей святой Руси.

Уже 22 раза собирались на Всекубанские Кирилло-Мефодиевские духовно-образовательные чтения представители духовенства, работники науки, образования и культуры, представители молодежных организаций, СМИ, воинских подразделений, правоохранительных органов, казачества, чтобы обсудить проблемы образования и просвещения. И не просто обсудить, а принять конкретные решения, которые будут обязательны к исполнению. Именно на Кирилло-Мефодиевских духовно-образовательных чтениях в 2002-м был поставлен вопрос о введении в школах края предмета «Основы православной культуры». 

На Кубани никогда не было собственной духовной школы, ближайшая и старейшая находилась в Ставрополе. В июле 2006-го была учреждена Екатеринодарская духовная семинария. Власти передали под семинарию здание, входившее до революции в храмовый комплекс Свято-Троицкого собора. Когда в семинарию прибыла высокая комиссия из учебного комитета Русской Православной Церкви, ее глава протоиерей Максим Козлов сказал: «Что архиерейские покои, что семинария! Сразу видно, что Владыка заботится о духовной школе». Владыка действительно заботится, и не только материально. Он возглавляет вступительные экзамены, проводит собеседование с каждым абитуриентом, вникает во все проблемы учебного и воспитательного процесса.


Митрополит Исидор.jpg

Митрополит Исидор за работой с документами


Газета „Православный голос Кубани“, зарегистрированная в декабре 1990-го, стала одним из первых епархиальных изданий Московской патриархии. Возглавил издание сам Владыка Исидор. Но уже тогда, среди казавшихся неподъемными забот по восстановлению церковной жизни, наш Владыка понимал, что слово Церкви должно звучать не только в церковных стенах. И газета стала печатным амвоном для проповеди. 


На высоте духовного подъема

После торжеств, посвященных вселенскому событию — 2000-летию Рождества Христова, в которых активно участвовали главы городов и районов края — возводились храмы, часовни, поклонные кресты, возрождались традиции крестных ходов по всей епархии, — Владыка предложил администрации края, которую возглавлял тогда Александр Ткачев, разработать совместную программу на 2005–2010 годы, в которую вошли бы не только памятники церковного зодчества, но и вновь строящиеся и восстанавливаемые храмы. И это предложение было принято.

Наверно, поэтому власти с готовностью отозвались на предложение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, когда он в 2010 году во время своего первосвятительского визита на Кубань призвал увеличить число храмов. Так возникла программа „100 новых храмов Кубани“.

К этому времени в России активно шел процесс образования новых епархий. У нас в крае их стало пять, объединенных в Кубанскую митрополию: Екатеринодарская, Ейская, Новороссийская, Армавирская, Тихорецкая. Главой митрополии, разумеется, назначен правящий архиерей митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор. Так что новым архиереям не пришлось начинать с нуля.

Именно в 30-летие управления митрополитом Исидором Кубанская кафедра не только прочно укрепилась и возросла новыми храмами, монастырями, войсковыми соборами — все приходы заполнились массами людей, и число прихожан неуклонно растет! Кубанцы совершают молитвы, крестят своих малышей, венчаются, отпевают уходящих… Появились священники в Кубанском казачьем войске — какой же казак без веры? Казаки обеспечивают порядок и безопасность в ходе многочисленных церковных мероприятий.


Освящение памятника Екатерине Великой в Краснодаре.jpg

Открытие памятника святой Екатерине в Краснодаре, 2009 год


В июле прошлого года по благословению Его Высокопреосвященства в рамках краевого губернаторского форума молодежного актива „Регион 93“ прошла уже третья смена православной молодежи „Моя вера православная“.

XII слет православной молодежи Кубани проходил в октябре 2016-го по благословению Владыки Исидора. Участвуют в таких слетах команды общеобразовательных школ, кадетских корпусов, православных молодежных организаций, учащихся вузов — обычно до 500 ребят.

В Дни духовной культуры на Кубани проходят встречи митрополита с представителями молодежных организаций — благодаря соработничеству городской, краевой власти и Церкви многого удается достичь в сфере молодежной политики.

По благословению митрополита комиссией по культуре Екатеринодарской епархии совместно с министерством культуры края и Кубанским казачьим хором уже не первый год проводятся открытые региональные православные фестивали церковных хоров „Господи, воззвах…“.

Уже восемнадцать лет ежегодно проходящий в краевом центре кубанский фестиваль православных фильмов „Вечевой колокол“ собирает фильмы-призеры крупнейших ведущих православных кинофестивалей России, Украины, Белоруссии, Сербии, а также других независимых отечественных и зарубежных киностудий. Имя уникального кубанского фестиваля напрямую связано с его целью — бить в набат, нести благую веру.

„Помоги бездомному“ — так называется уже постоянная акция, организованная при участии отдела социального служения нашей епархии добровольческим движением Всесвятского прихода, настоятелем которого является архимандрит Трифон (Плотников). Посетителям, среди которых — бездомные, малоимущие, беженцы, многодетные, погорельцы, предлагают горячую пищу, вещи, детские игрушки, продукты питания…

Двенадцатый год группа прихожан разных храмов Краснодара совершает поездки в женскую колонию № 3 в поселке Двубратском Усть-Лабинского района. По благословению священников, окормляющих колонию, они привозят свечи, иконы, православные книги для молитвенной комнаты, продукты и вещи для детей заключенных, содержащихся в детском доме на территории колонии, дают концерты. После каждого концерта зрители окружают приехавших: задают вопросы, просят приезжать почаще, а иногда между ними завязывается переписка… Так и осуществляется завет апостола: „Носите тяготы друг друга…“.


От имени "Вольной Кубани"

Каждый из нас, вольнокубанцев, дорожит и гордится добрыми, необыкновенно теплыми отношениями, которые связывают нас с Владыкой уже не одно десятилетие. И особенно дороги сердцу ежегодные рождественские встречи с Владыкой в стенах „Вольной Кубани“ — эти теплые, задушевные беседы, благословение Его Высокопреосвященства дают газете и каждому ее сотруднику огромный творческий, духовный заряд на очередное новолетие, заставляют о многом задуматься. 


Митрополит Исидор и вольнокубанцы.jpg

Митрополит Исидор в редакции газеты "Вольная Кубань"


Но что особенно трогает — его доброта и любовь. Он любит Бога и всякий раз после очередной встречи оставляет нам завет этой любви. Он любит Церковь, отдает все свои силы на служение ей и нас призывает любить ее. Он любит народ, всегда прост в отношениях с людьми, понимает их нужды и всегда выступает печальником, ходатайствуя за них перед властями. И народ отвечает ему взаимностью.

Удивляет потрясающая работоспособность Владыки: ежедневно у него по нескольку встреч, ежедневно он прорабатывает огромное количество документов, еженедельно совершает несколько богослужений, находя в молитве силы и укрепление для шествия по жизненному пути. Совершая Божественные литургии, он наполняет благодатью человеческие сердца.

Двери его кабинета открыты для всех приходящих: крестьян и ученых, творческой интеллигенции и лиц, находящихся у власти. Порой это люди разных общественных и политических взглядов, а бывает, и разных вероисповеданий — и для всех он находит добрые слова. Он старается понять каждого и всегда полагается на молитву. И в то же время, при всей открытости к диалогу и сотрудничеству, Его Высокопреосвященство является ревнителем соблюдения церковных канонов и хранителем святоотеческой традиции.

Низкий, до земли, поклон Вам, глубокоуважаемый Владыка, за тот тернистый, но такой яркий и поучительный жизненный путь, который Вы избрали полвека назад. И по которому идете с таким достоинством, верой и любовью к людям…


Кубанцы с благодарностью


Вениамин КОНДРАТЬЕВ, глава администрации (губернатор) Краснодарского края:

Исполняется тридцать лет служения на Кубани митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора, а кажется, Владыка был с нами всегда, так сроднился он с нашим казачьим краем, так живет его надеждами и печалями, так чувствует боль и радость каждого его жителя. Преданным служением Владыки Исидора укрепилась православная вера в крае, возвращаются традиционные народные ценности, восстанавливаются храмы. Сегодня дома Божьи есть даже в самых отдаленных уголках Кубани. В числе прихожан — молодежь, и в этом немалая заслуга митрополита.

Владыка Исидор внес огромный вклад в развитие духовно-нравственного просвещения на Кубани. По его инициативе проводятся форумы, православные фестивали, реализуются программы для молодежи. Все это — примеры успешного взаимодействия, или, говоря языком церковным, соработничества церкви, государства, светских организаций. Плоды этой работы — укрепление семей, рост здорового патриотизма, повышение интереса к истории и культуре края и страны.


Александр ТКАЧЕВ, министр сельского хозяйства Российской Федерации, экс-губернатор Краснодарского края:

Три десятилетия Его Высокопреосвященство возглавляет Екатеринодарскую и Кубанскую епархию. Его многолетняя плодотворная деятельность — пример истинного подвижничества, верности избранному пути и пастырскому долгу. Высокого уважения заслуживают неустанные труды Владыки, направленные на сохранение гражданского мира и согласия в многонациональном крае.

Православная вера испокон века была духовным стержнем казачества, опорой земли кубанской. Но духовное сознание взращивается годами, это каждодневный кропотливый труд. И здесь очень важно сотрудничество светской власти и церковной. Вы учите нас держать свое сердце чистым и открытым для веры.


Николай ДОЛУДА, атаман Кубанского казачьего войска, казачий генерал:

Мы всегда шли в ногу с Церковью — как во времена казачества в России, так и в современной истории. Именно Владыка сыграл одну из ведущих ролей в возрождении кубанского казачества, которое продолжает жить, трудиться и нести свою службу. Без благословения митрополита Исидора не проводится ни одно казачье войсковое мероприятие. С благословения Владыки в войсковом соборе Кубанского казачьего войска хранится хоругвь, освященная Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, которая неизменно выносится на все крупные церковные мероприятия.


Виктор ЗАХАРЧЕНКО, художественный руководитель Государственного академического Кубанского казачьего хора, народный артист России, Украины, Республики Адыгея и Республики Абхазия:

О нашем достопочтимом первоиерархе Кубани Владыке Исидоре можно говорить только доброе и хорошее. Все православные христиане-кубанцы знают, что наш митрополит обладает многими дарами, которые ему послал Господь Бог. И, наверное, один из них — его постоянная молитвенность.

И каждый раз, когда я уезжаю куда-то или предстоят очень важные события, я, грешный, дерзаю позвонить даже домой Владыке Исидору и, извиняясь, говорю: „Владыка, простите меня, грешного, благословите — у нас вот концерты очень важные“. И Владыка всегда благословляет.


ТИХОН, архиепископ Майкопский и Адыгейский:

Весь путь высокопреосвященнейшего Владыки Исидора являет свидетельство глубокой веры и преданности Слову Божию, пример для православной паствы в деле служения Истине. Он достиг выдающихся успехов на ниве апостольского служения, в созидании отношений Русской Православной Церкви со светским обществом, повышении авторитета Церкви на Кубани и Северном Кавказе.

С сердечной теплотой вспоминаю начало своего служения под мудрым отеческим руководством Его Преосвященства, сослужение у престола Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. За все это я преисполнен великой благодарности…


СТЕФАН, епископ Тихорецкий и Кореновский:

Под мудрым, честным, страннолюбивым и учительным руководством Его Высокопреосвященства возросло не одно поколение клириков и верных чад Русской Православной Церкви. Владыка Исидор как никто другой любит молитву и богослужение, и мы всегда ощущаем его молитвенную поддержку. От него всегда исходят и мудрые советы, и важные пожелания, и своевременное предостережение, к нему обращаемся, испрашивая благословение на всякое доброе дело.


Марина ШАХБАЗЯН, проректор Екатеринодарской духовной семинарии, член Союза журналистов России, доцент кафедры истории и правового регулирования массовых коммуникаций КубГУ:

Владыка Исидор прибыл на Кубань в 1987 году. А в 1990 году он открыл газету „Православный голос Кубани“. Меня уже тогда поразила прозорливая мудрость Владыки, его тонкое понимание изменений в коммуникативном пространстве, миссиологическая чуткость. Потом появилась епархиальная телепрограмма „Отчий дом“, нормой стало постоянное сотрудничество со всеми СМИ, у епархии есть собственный сайт, причем очень живой и динамичный.

Необычно светлый, открытый, излучающий доброту, Владыка Исидор любим не только прихожанами и духовенством. Он любим журналистами. А все знают, как это редко бывает в нашем профессиональном сообществе.


ГЕРМАН, епископ Ейский и Тимашевский:

Всегда были, есть и будут Божии люди. Вы только посмотрите, ведь они рядом с нами.

Он смиренный, он кроткий, он милостивый, он чистый сердцем, он созидающий мир и разрушающий ссоры. Это — наш любимый Владыка Исидор, митрополит Екатеринодарский и Кубанский.

Для всех православных жителей Кубани он является образцом жизни во Христе, потому что действительно стал солью земли и светом миру.


ФЕОГНОСТ, епископ Новороссийский и Геленджикский:

Став архиереем в сложные годы гонений, на примере жизни своей и служения Владыка Исидор показывает твердость, стойкость, безграничную жертвенность и любовь к Христовой Церкви.

Минувшие десятилетия — свидетели колоссальной работы по преображению и созданию полноценной церковной жизни митрополии. К слову многоопытного иерарха, усердного труженика и вдохновенного проповедника прислушиваются и власть, и духовенство, и простой народ. Его многолетние святительские труды неизменно приносят обильные добрые плоды, вызывая удивление и восхищение у людей различного положения, политических взглядов и религиозных убеждений.


Ольга ЦВЕТКОВА, "Вольная Кубань".