Творческая вертикаль «Пересвета».
Музыка — натура женственная. И передать все ее грани под силу не только оперным дивам, но и, как ни странно, мужественным воинам
Воины добра и света, бойцы вокального спецназа… Как только не называют поклонники артистов московского концертного хора «Пересвет». И каждый раз с восхищением и гордостью рассказывают, что побывали на их выступлениях. А это, как ни странно, редкость. Даже в кубанской столице вокалисты дали один-единственный концерт.
— Мы с удовольствием будем приезжать к вам еще и еще. Приглашайте. Мне очень понравился ваш край — такой добрый, радушный и музыкальный, — рассказал художественный руководитель хора Дмитрий Юденков. — Меня очень печалит, что мы не всегда имеем возможность пробиться к своему слушателю. Конечно, можно было бы жить спокойно в Москве, выступать на коммерческих мероприятиях и ни о чем не заботиться. Но я противник такой ситуации. Мы хотели бы давать концерты в настоящей России, за пределами МКАДа. Мы всегда с удовольствием будем откликаться на все предложения, исходящие от регионов.
Коллектив возник в лоне Русской Православной Церкви в 1997 году. Имея статус внештатного хора при Синодальном отделе Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, коллектив сопровождал Святейшего Патриарха Алексия II в апостольских поездках. Основал «Пересвет» музыковед Дмитрий Юденков, собрав вокруг себя единомышленников (все исполнители — певчие и регенты московских храмов и монастырей), в годы сложные, когда вся страна содрогалась от экономического и духовного кризиса. Основал на свой страх и риск, ведь коллектив без государственной поддержки имел весьма призрачные шансы на успех.
Но с Божьей помощью и благодаря неустанному энтузиазму организаторов и исполнителей «Пересвет» занял свое достойное место в ряду музыкальных коллективов и радует своих поклонников премьерами уже добрых шестнадцать лет. Впрочем, нет, из ряда он как раз выбивается.
— Есть хоровые шоу-группы, есть академические хоры. Каждый из них преследует вполне определенные цели. А мы находимся посередине: берем лучшее от эстрадных групп, но всегда сохраняем традиции классического академического хора, — поясняет Дмитрий Владимирович.
— А репертуар формируете, основываясь на своих предпочтениях или следуя желаниям публики?
— Во всем должна быть золотая середина. С самого начала коллектив настраивал именно на высокопрофессиональный универсализм. Нам присуща жадность до хорошей (в нашем понимании) музыки. Поэтому главный критерий в выборе произведений — собственный художественный вкус. Но и запросы общества для нас не менее важны. Слава Богу, с НАШЕЙ публикой мы до сих пор во вкусах совпадали. Слушателям мы стараемся представить всю нашу широкую репертуарную палитру — всегда исполняем духовную музыку, оперные шедевры, городские романсы, народные и военные песни, произведения эстрадного плана, музыку в стиле кроссовер. (Кстати, на концерте в Краснодаре с поистине кубанской удалью вокалисты исполнили казачьи песни, чем немало порадовали зрителей. — Прим. авт.) Как видите, наш репертуар давно вышел за сугубо церковные рамки. Я считаю, в настоящем искусстве нет жанров высоких и низких. Есть талантливая и бездарная музыка. А наша задача — предлагать зрителю произведения высокого качества и исполнять их на достойном уровне.
— А как вы считаете, уровень исполнительского мастерства в России высок?
— К сожалению, в нашей культуре сейчас доминирует попса, кабак и блатняк. Извините, но я хочу называть вещи своими именами. Бесспорно, есть талантливая популярная музыка, выдающиеся фольклорные шедевры. Все мы знаем замечательных авторов, композиторов, которые творят высокое искусство. Но их произведения не так популярны. Почему? Опускаться всегда легко. А вот подниматься — труднее. Мы своим творчеством стараемся доказать, что можно качественно исполнять прекрасные танцевальные хиты, фольклор, НАСТОЯЩИЙ шансон. Можно экспериментировать в обработках, но не терять музыкальной сути.
Уникальность хора еще и в том, что вокалисты практически все произведения исполняют а капелла. И мужское многоголосие разливается с особой силой. Многие зрители потом говорят, что даже не заметили отсутствия музыкального сопровождения. Его полностью компенсирует голос.
Свою роль в создании репертуара играет и название коллектива. Его появлению предшествовало множество совпадений и деталей. Хор носит имя Александра Пересвета — русского богатыря, героя Куликовской битвы. Кроме того, с древнеславянского оно переводится как «ослепительный». Однако именно это название создает коллективу определенные трудности: настороженно идет непосвященный зритель на концерт «Пересвета». Вот если бы «Шоу такое-то», а еще лучше словечко какое-нибудь не наше, иностранное. «Ребрендинга не будет, — бескомпромиссно заявил художественный руководитель. — Негоже от такого имени отказываться». И правильно, ведь «Пересвет» давно популярен далеко за пределами России. Во Франции, Испании, Австрии, Швейцарии, Боснии, Марокко, Южной Корее, во многих других странах полюбили замечательных вокалистов и из года в год приглашают их на концерты. А вот в России поддержку коллектив находит только у некоторых спонсоров. В частности, в Краснодар «Пересвет» пригласила Кубанская нефтегазовая компания.
Коллектив не останавливается на достигнутом. Готовится к выпуску новый альбом «Песни героев», он охватывает песенный период от ратников Дмитрия Донского до героев Афганистана. А вслед за ним будут новые проекты.
— В каждом нашем выступлении, в каждой музыкальной грани должна сверкать бриллиантовая искра истинного искусства, — говорит Дмитрий Юденков. — Мне очень близко понятие perfect, в переводе с английского оно означает «совершенство». Это творческий бог хора. Полного совершенства достичь невозможно, но стремиться к нему, карабкаться по отвесной творческой вертикали нужно всю жизнь.
Анастасия Воронович.