Готовясь к уроку в казачьем классе школы-гимназии № 3, волновался так, как будто сдавал экзамен. Как воспримут ученики информацию, что они знают о Великой Отечественной войне, сумею ли донести до них свои мысли и чувства — эти и другие вопросы не давали покоя.
Как оказалось, волновался зря.
Шестиклассники знают немало и о войне минувшей, и о войне на Украине. На перемене учеников классов казачьей направленности видно сразу. Рубашки с красными погонами, нашивки на рукавах.
В гимназии девять классов, которые носят литер «К», то есть казачий. В прошлом году здесь был выпущен первый казачий класс в Краснодаре. 8–9 лет назад приходилось пропагандировать, разъяснять, что представляет собой казачье образование. Сейчас все по-другому.
— С каждым годом все больше родителей стремятся отдать своих детей в классы казачьей направленности, — рассказала директор гимназии Зинаида Стрелкова. — Нам звонят родители из других микрорайонов, не относящихся к нашему, с просьбой взять ребенка в класс казачьей направленности, поскольку в дальнейшем они хотят определить его в кадетский корпус имени атамана Бабыча. К слову, все наши ученики, которые решили продолжить обучение в кадетском корпусе, поступили туда без особых проблем.
...Звенит звонок. Пришло время проводить урок. Более двух десятков детских глаз смотрят внимательно и изучающе. Справившись с первым волнением (последний раз вел уроки истории в школе ровно 20 лет назад), изредка заглядывая в план урока, начинаю рассказ о первых днях войны. Опасения, что дети, родившиеся в то время, когда Советского Союза уже десять лет не существовавшего, ничего не знают о государстве, занимавшем одну шестую часть земного шара, тут же развеялись.
В ходе диалога дети назвали почти все бывшие советские республики. К слову, еще с учительских времен запомнил: самый эффективный метод ведения урока не монолог, а диалог. Поэтому там, где это рационально, стараюсь беседовать, задавать вопросы. Рассказ о битве за Москву дается, пожалуй, легче всего, так как в прошлом году довелось побывать на Вахте памяти в Подмосковье, где ценой своей жизни фашистов, рвавшихся к столице СССР, задержали казаки 4-го эскадрона Армавирской казачьей дивизии.
Перед тем, как приступить к рассказу о битве за Кавказ, задаю вопрос: почему в 1942 году немецкое командование решило изменить направление наступления и двинуло войска на юг? После детального рассуждения о том, без чего не может воевать любая армия, казачата нашли ответ — без горючего. Рассказ о вошедшей в историю войны Кущевской атаке, особенно эпизод о том, как казаки умудрялись на скаку забрасывать гранаты и бутылки с горючей смесью в люки немецких танков, вызвал особую реакцию — детвора оживилась, мальчишки даже попытались изобразить, как это можно сделать.
А вот эпизод об обороне Краснодара ученики знают хорошо. Ежегодно казачата чтят память тех, кто сражался на Пашковской переправе. Так что об этом дети рассказали сами. Знают они и о душегубках, в которых погибли тысячи людей за полгода оккупации Краснодара. Бывали казачата и в Чистяковской роще, где установлен памятник жертвам фашистских палачей. А вот о партизанах, подпольщиках пока знают немногие.
К слову, на Великую Отечественную войну в современной школьной программе отведено всего лишь шесть часов. Не пора ли Министерству образования пересмотреть это безобразие? Если бы не патриотическое воспитание, на которое в последнее время делается совершенно оправданный упор, то еще неизвестно, кто победил бы в непрекращающейся войне за детские умы.
Теперь 6-й «К» знает, в честь кого названа одна из центральных улиц Краснодара — улица Головатого. Знает о подвиге братьев Игнатовых, в честь которых названа детская библиотека кубанской столицы.
Обсудили мы с казачатами события на Украине. Дети в курсе того, что происходит в соседнем государстве, поскольку помимо просмотр новостей по телевидению в гимназии возобновлена практика политинформаций, проводимых в классах. Особенно казачьих.
Рассказал детворе и о поездке в Донбасс с казаками, сопровождавшими гуманитарный конвой с новогодними подарками. Особенный отклик вызвал эпизод, когда дети одной из школ Макеевки провожали нас аплодисментами.
— Наши деды и прадеды остановили фашизм семьдесят лет назад. И вы, те, кто через два-три десятка лет поведет нашу страну вперед, не должны позволить фашизму поднять голову в России.
Эти слова, на мой взгляд, казачата прекрасно понимают, и они не кажутся им слишком патетическими. ...Сорок минут урока пролетели, как мне показалось, очень быстро. После звонка поговорил с одним из самых активных учеников класса — Глебом Мамчуром. Как выяснилось, он из потомственной казачьей семьи. Его прадед прошел войну, а дед передал ему свою боевую шашку. Вот только одна беда — уж слишком мало снимается доступных детскому восприятию фильмов о Великой Отечественной войне. К сожалению. В наше время дети больше информации черпают из кино, чем из книг. «Сталинград», «Цитадель» — эти киноленты вряд ли доступные детскому сознанию. Отчасти подобные пробелы в отечественном кинематографе возместить экскурсиями, походами в музей, вовлечением школьников в изучение истории, быта, культуры казачьего народа. Чем и занимаются педагоги казачьих классов.
— У детей, обучающихся в классах казачьей направленности, свои праздники, — рассказала Зинаида Стрелкова. — День матери-казачки, Праздник первой борозды. Ученики таких классов участвуют в поминовениях. По сравнению с другими классы казачьей направленности более дисциплинированные, дружные, и если хотите — патриотически настроены.
Не берусь утверждать в масштабах всей России, но о Кубани могу сказать: с такими детьми неофашизм, разъедающий братскую Украину, у нас на Кубани не пройдет.
Сергей КАПРЕЛОВ