Уроки взросления: Казачья школа Семигорья


Эту школу можно сравнить с ручейком, питающим многоводную реку кубанского казачества. Или с питомником, который с годами превращается в могучий, плодородный сад. Или с кирпичиком в фундамент прочного будущего нашего благодатного края, а вместе с ним и всей России. И каждое сравнение будет верным. 
Потому что казачья девятилетняя школа № 25 в поселке Семигорье, что под Новороссийском, действительно исток казачества, питомник патриотизма, фундамент будущего.

Учебный день здесь начинается с линейки-построения. В теплое время года — на плацу перед школой. В холодные или дождливые дни — в здании учебного заведения. Малыши строятся в фойе первого этажа, старшие классы — в фойе второго. Командиры отделений, то есть классов, докладывают школьному атаману, девятикласснику Михаилу Дроздову, об отсутствующих учениках и рапортуют о причинах отсутствия. Так до начала занятий все учителя знают, кого и почему сегодня нет в школе.

Построение — словно в кадетском корпусе. В форме не только ученики, но и учителя. Педагоги-мужчины — в полной казачьей амуниции, при погонах и званиях, а женская половина — в белых блузках и строгих темных костюмах с красной оборкой, но без погон. Кстати, педколлектив в казачьей школе спаянный, молодой, творческий, горит идеей.

Из 20 учителей большинство из станицы Натухаевской, а некоторые приезжают на работу за тридевять земель — из Новороссийска, станиц Гостагаевской и Варениковской. Есть и свой кандидат физико-математических наук — учитель соответствующих предметов Елена Сюсюка. Несмотря на дефицит учителей физики и математики в городских школах, Елена Николаевна предпочитает именно казачью сельскую школу.

После утреннего построения детвора организованно расходится по учебным аудиториям. С директором школы Ольгой Кумпан мы проходим по этажам и аудиториям. Экскурсию нам помогают проводить «штатные» гиды из числа учащихся.

Когда осенью прошлого года школу внезапно посетил губернатор Кубани Вениамин Кондратьев, педколлективу не пришлось что-то приукрашивать, специально готовить для главы края. И показать было что. Школа снаружи и изнутри блестит будто только вчера сделанным ремонтом. Повсюду развешаны стенды с казачьей символикой, портретами атаманов Кубанского казачьего войска. По всему видно, что патриотическое воспитание в казачьей школе — приоритет.

Дарья Филимонова (6-й «А» класс):

«Наши учащиеся принимают участие в поисковой исследовательской экспедиции «Имя Кубани». На участие в этой работе нас вдохновили жизнь и подвиг нашего земляка-семигорца Анатолия Мазникова, героя афганской войны. Самоотверженно сражаясь с афганскими мятежниками, он геройски погиб в 1981 году. За мужество и героизм посмертно награжден грамотой Президиума Верховного Совета СССР и медалью «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа».

У каждого казачьего класса есть свой собственный стенд, где на почетном месте размещена фотография казака-наставника.

— Наши казаки-наставники не просто проводят классные часы, беседы со своими классами, — говорит Ольга Николаевна. — Они организуют увлекательные походы, поездки, интересные и полезные дела. Например, казак-наставник Сергей Сипулин свозил свой класс в мужской монастырь. Вообще, православие занимает особое место в воспитании казачат.

Начиналось все в 2006 году, когда только что назначенная директором Семигорской школы молодой педагог Ольга Кумпан предложила своему коллективу и местному хуторскому казачьему обществу создать из первоклашек хотя бы один казачий класс. Возрождающееся кубанское казачество уже тогда мощно проявило себя во всех добрых начинаниях, и стало приходить понимание, что на казачьих традициях можно и нужно воспитывать подрастающее поколение. К тому же у подавляющего большинства учеников школы казачьи семьи, казачьи корни. Инициативу поддержали Натухаевское хуторское казачье общество, атаман Черноморского казачьего округа Сергей Савотин и тогдашний глава Новороссийска казачий полковник Владимир Синяговский.


— Тогда нам очень помог Сергей Юрьевич Савотин, — вспоминает директор. — Он от казачества предоставил нескольким нашим ученикам старших и средних классов поездку в Москву, на слет казачьих кадетских корпусов. Там мы попали в удивительную атмосферу казачьего братства, казачьего духа. Кадеты из разных уголков России были единой семьей! Наши ребята заметно отличались от кадетов с их дисциплиной, организацией. Там мы впервые задумались о том, чтобы создать казачью школу. И наши ученики возвращались из Москвы другими детьми. Перемена была настолько разительная, что мне захотелось, чтобы все наши школьники смогли это ощутить.


Амина Маданова (9-й класс):

«Мы продолжаем экскурсию у стендов патриотического воспитания. В течение многих лет поколения школьников по крупицам собирали материал для нашего уголка боевой славы. Инсталляция „Малая земля“, созданная руками учащихся и учителей, посвящена подвигу героев-малоземельцев. Часть экспозиции посвящена подвигу блокадного Ленинграда, на чью долю выпали исключительные трудности. Особое место в нашем уголке боевой славы занимают письма с фронта. Как трогательно и проникновенно звучат строки военных лет, которые бережно сохранены и переданы младшему поколению. В нашем музее хранится школьная реликвия — копия письма политрука Мухина, который погиб в нашем поселке в годы войны. Еще одна наша реликвия — копия Знамени Победы, врученная нашей школе в городе-герое Новороссийске за лучшие результаты в военно-патриотической работе».

Понадобилось всего три года, чтобы родители всех учащихся Семигорской сельской школы убедились, что казачество — это здорово. И в 2009 году школа получает статус казачьего образовательного учреждения. Все классы, с первого по девятый, стали казачьими. Несмотря даже на то, что школа многонациональная, не все дети в ней православные. Но все без исключения родители тем не менее дали свое согласие. Жить в казачьем крае — значит придерживаться местных традиций, тем более что традиции эти учат юное поколение только хорошему. Причем Семигорская школа стала первой в крае, где все сто процентов учащихся надели казачью форму с погонами.

Примерно в то же время школа из средней была преобразована в девятилетку, поскольку в выпускных классах было не больше десятка учеников. А всего тогда в школе насчитывалось 196 учащихся. Сегодня же в школе обучается 276 детей. Потому что теперь здесь учатся не только дети поселка Семигорье и соседнего хутора Ленинский Путь, но приезжают и из станицы Натухаевской, поселков Верхнебаканского и Цемдолина, где, к слову сказать, есть полные средние школы. Есть здесь даже дети из Новороссийска, которых родители каждый день возят за много километров в сельскую школу — так велико желание учить своих детей казачьим устоям!

Ульяна Ломачкина (8-й класс):

«В нашем музее казачьего быта собраны экспонаты, повествующие о повседневной жизни и нелегком труде казаков. Хата — как маленькая церковь, поэтому в каждой казачьей семье был красный угол, где висела икона, покрытая рушником. В углу стояла кровать для казака и казачки, а подушки на постели покрывались после сна с той целью, чтобы на них не ложились дурные мысли. Возле кровати висела люлька для младенца, которую также покрывали с той же целью, а еще клали куклу-оберег от сглаза. В казачьих хатах стояли сундуки, в которых хранилась одежда, а на них спали дети. Считалось, что если в казачьей семье есть самовар и утюг, то эта семья обеспеченная, потому такие вещи чаще всего выставлялись на видное место.
Ученики нашей школы занимаются исследовательскими проектами о казачестве и занимают высокие места на городских и краевых научно-исторических конкурсах. В нашей школе существует традиция: каждый год девочки-выпускницы вышивают свой рушник — на память школе от класса».

От обычной школы казачью отличает еще и учебный план, в который помимо общеобразовательных уроков включены занятия по истории кубанского казачества. А после уроков все дети задействованы в творческих кружках и спортивных секциях, в основном казачьей направленности.

— Сейчас каждое общеобразовательное учебное заведение может открыть любые кружки, на это есть финансирование, — поясняет директор. — А раньше этого не было. Поэтому мне пришлось заключать договоры с различными учреждениями дополнительного образования, чтобы их педагоги занимались с нашими детьми различными дисциплинами, привязанными к казачьим традициям. Это было песенное творчество, хореография, прикладное искусство. С годами все направления дополнительного образования получили свое развитие, и сейчас у нас около двух десятков спортивных секций и творческих кружков.

Ученики школы с удовольствием разучивают казачьи народные песни и пляски, часто выступают на сельских и городских праздниках. С первого по пятый класс все занимаются хореографией, а затем продолжают выступления уже в сформированных творческих коллективах художественной самодеятельности. Девушки увлеченно занимаются домоводством, традиционной кубанской вышивкой, приготовлением блюд кубанской кухни. Обязательный кружок для всех классов — основы православной культуры. Так что дополнительное образование здесь — едва ли не основа в воспитании казачьих традиций.

— Наши дети, вырастая, становятся хорошими людьми, — убежденно говорит Ольга Николаевна. — Попадая на девять лет в среду казачьей школы, они узнают много интересного, наши ребята по воспитанию отличаются от сверстников в других школах в положительном смысле. По достижении совершеннолетия ребята вступают в казачество, а затем проходят срочную службу в казачьих воинских частях.

Первоклашек принимают в казачата на праздник Покрова. Вся школа выстраивается на линейке, перед строем каждого малыша казаки прокатывают на коне по кругу, а затем хуторской атаман Евгений Волков вручает каждому красные казачьи погоны. Затем каждый первоклашка вместе с казаком сажает свое дерево в школьной аллее. Хлебом-солью встречают новое пополнение казачат перед входом в школу.

Поступить после окончания шестого класса в Новороссийский казачий кадетский корпус для питомцев школы более чем почетно. Каждый ученик, добившийся такой чести своим упорным трудом, прилежанием, учебой, заносится на школьную Доску почета. Там красуются сегодня фотографии Юрия Шеломенцева, Сергея Сиратского и Сергея Чивардова. И педагоги кадетского корпуса хвалят семигорцев, что и немудрено: они и дисциплинированны, и подготовлены.
А характеры будущих командиров выковываются у казачат в школьном самоуправлении.

Артем Арутюнов (8-й класс):

«Мы находимся у стендов школьного самоуправления. В нашей школе действует детская общественная организация „Казачья честь“. Руководящим органом является атаманский совет во главе с нашим школьным атаманом, переизбираемым ежегодно на общешкольном сборе. Здесь вы можете увидеть фотографии всех учеников, которых учащиеся в разные годы избирали школьными атаманами. В атаманский совет входят командиры всех классов. Общешкольный сбор проходит один раз в четверть. Казачата в нашей школе живут очень интересной и насыщенной жизнью. Мы шефствуем над ветеранами войны и тружениками тыла, посещаем памятные места края. К нам регулярно приходят казаки-наставники и проводят с нами классные часы. В качестве ресурсного центра по казачеству мы организуем классные часы казачьей направленности для других школ Новороссийска и Краснодарского края».

Приходят первые победы в научно-исследовательской работе казачат. Так, в краевом конкурсе «Эврика» есть победители и призеры на муниципальном уровне. В прошлом году по географии победителем стал семиклассник Данил Шалимов, а также его одноклассник Николай Фирсов. В этом учебном году девятиклассник Никита Кумпан уже на зональном конкурсе был признан первым со своим исследованием по истории православия, а Данил Шалимов стал третьим в этом конкурсе с работой по истории казачества. А проторил дорожку к этим победам Владислав Старовойтов, который в 2014 году стал первым на краевой исследовательской конференции, подготовив увлекательный доклад о казачьей шашке своего деда.

— У нас много исследовательских проектов, — продолжает Ольга Николаевна. — Ребята сами предложили проект — рассказ о человеке, который внес большой вклад в развитие казачества. Они изучили биографии таких замечательных людей, как Чепега, Россинский, Долуда, других известных личностей, и каждый на школьной научной конференции защищал своего кандидата.

Строевую подготовку вместе с казаками-наставниками ведет учитель физкультуры Алик Авакян. Результат — призовые места Семигорской школы в городе и крае на смотрах-конкурсах. И внутри школы проводятся свои смотры. В этом году идет подготовка к проведению строевого смотра, посвященного атаману Захарию Чепеге. На него планируют пригласить казачьи классы из Новороссийска и других муниципалитетов края.

Особая гордость школы — команда по мини-футболу, которую тренирует тот же физрук. Алик Борисович сумел заразить мальчишек своей любовью к футболу настолько, что небольшая сельская школа, где выбор игроков невелик, завоевывает не только победы в муниципальных и зональных соревнованиях, но и призовые места во Всекубанской олимпиаде.
И в казачьем многоборье семигорские ребята постоянно становятся победителями или призерами городских соревнований среди всех казачьих обществ. В позапрошлом году были первыми, а в прошлом и нынешнем заняли второе место.

Братья-близнецы Вадим и Артем Евсеевы (7-й класс):

«Перед вами находится выставка спортивных достижений наших учащихся. Ученики школы № 25 завоевали много спортивных побед. Ежегодно учащиеся нашей школы становятся победителями городских и краевых соревнований по футболу, волейболу, баскетболу, шашкам и казачьему многоборью. Несмотря на то что в нашей школе учатся всего 276 учеников, мы смогли добиться таких больших результатов».

В прошлом году впервые казачьи школы участвовали во Всероссийском конкурсе на звание «Лучший казачий кадетский корпус», и семигорцы вошли в десятку лучших школ страны, за что были удостоены грамоты Министерства образования РФ. Бережно показывает директор еще одну знаковую награду — орден Жукова, которого школа удостоена за второе место в краевом ежегодном конкурсе по военно-патриотическому воспитанию.

— Пользуясь случаем, хотела бы обратиться через газету с просьбой к руководству Кубанского казачьего войска, — завершает наш экскурс директор школы. — Раньше мы могли вручать лучшим ученикам почетный знак «Отличник казачьей учебы», а сейчас эту краевую награду почему-то отменили. Мы продолжаем вручать только удостоверения нашим отличникам. Хотелось бы вернуть эту награду, ведь дети очень гордятся и до сих пор носят эти знаки отличия.

Евгений РОЖАНСКИЙ.
Новороссийск.
Фото: zema.su