В Краснодаре представили Комитет ЗСК по вопросам информационной политики


Комитет по вопросам информационной политики — новый в Законодательном собрании края. В структуре ЗСК он появился с избранием депутатов шестого созыва. На первой же сессии был назван председатель комитета — Николай Гриценко, первый заместитель председателя краевого парламента.
Эти два факта дали повод для размышлений парламентских корреспондентов о функциях комитета, о «весе» комитета в связи с избранием его главой первого заместителя председателя ЗСК Николая Гриценко. Все стало на свои места на представлении комитета, в котором участвовали члены комитета и его экспертно-консультативного совета, пресса. На все свои вопросы журналисты получили исчерпывающие ответы. С чем мы вас сегодня и хотим познакомить.

 

«Мы не имеем права делать вид, что нас не касается, кто формирует общественное сознание»

Открыл встречу Николай Гриценко. В своем вступительном слове он как раз и раскрыл смысл и содержание предстоящей работы комитета по информационной политике:

— По нашему плану мы сегодня должны представить комитет по информационной политике, но в то же время обсудить наиболее важные вопросы этой сферы. Здесь прослеживаются две составляющие: законодательное обеспечение функционирования имеющихся у нас средств массовой информации и работа органов государственной и муниципальной власти в сфере доступа населения к информации. Поэтому считаю важной информацию не только о том, чем будет заниматься комитет, но и о проблемах, которые волнуют прессу, других участников нашего разговора.

Но вначале хочу представить участников встречи: Владимира Владимировича Пригоду, руководителя департамента СМИ краевой администрации, Алексея Валентиновича Руднева, заместителя председателя комитета, и Петра Александровича Савельева, секретаря комитета.

А теперь к сути. Информационная политика была одним из направлений Законодательного собрания предыдущего созыва. Но, разделенная на четыре направления, она была включена в компетенцию четырех комитетов. Сегодня все составляющие информационной политики сконцентрированы как задачи одного комитета. После создания комитета мы сформировали экспертно-консультативный совет, в него вошли 15 человек. Это авторитетные люди, знающие проблематику, имеющие практический опыт, и мы уверены, что они окажут нам серьезную поддержку. И самое главное — укажут на самые важные, на их взгляд, направления работы.

Сегодня мы можем говорить о том, что вся законодательная основа, которой мы руководствуемся, базируется в основном на федеральных законах. Их достаточно много. Эти законы впервые начали приниматься еще в 1991 году. Первый так и назывался: «О средствах массовой информации». Понятно, что с 1991 года много воды утекло. Этот закон постоянно совершенствовался, в него вносились различные дополнения, но его статус базового не изменился. 

Второй закон был принят в 1993 году — о государственной тайне. В 1995 году был принят федеральный закон о порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации. Трактовка в названии — узкая, а ведь кроме государственных было много и других собственников СМИ, деятельность которых этот закон не регламентировал. В 2006 году принят федеральный закон об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Законодательное собрание края начало заниматься законодательной деятельностью на эту тему чуть позже. В 2010 году приняли закон об обеспечении информации о деятельности государственных органов власти в крае, органов местного самоуправления. В этом же году — о гарантиях равенства политических партий, представленных в ЗСК, при освещении деятельности региональными телеканалами и радиоканалами. 

Эти законы были реакцией на федеральные правовые акты. Прямо скажем, база у нас небогатая. Между тем жизнь не стоит на месте: появляются и развиваются новые информационные сферы, внутренние и особенно внешние вызовы остаются. Так что новая ситуация обязательно должна регламентироваться своевременным федеральным и региональным законодательством.

В этой связи еще раз возвращаюсь к нашему экспертно-консультативному совету и хочу сказать, что мы надеемся на опыт членов этого совета, который сможет нам помочь разобраться, какие инструменты нам необходимы, чтобы обеспечить конституционные права граждан, касающиеся информационного обеспечения. 

В последнее время наша страна столкнулась с беспрецедентным информационным давлением Запада. Руководство России вынуждено принимать зеркальные меры. Стоит задать вопрос: а на региональном уровне мы к этому готовы? Мягко говоря, не совсем. Те, кто бывает на Черноморском побережье и настраивает свои приемники, слышат, кто работает в эфире. В основном это радиостанции, которые достают нас с другого берега Черного моря. Нас не слышно. Ну один-два российских оператора то появятся, то исчезнут. 

Нам сегодня технически сложно обеспечить устойчивую радиотрансляцию для всех наших слушателей, а ведь у нас кроме пяти с половиной миллионов жителей Кубани в гостях за сезон бывает до 15 миллионов человек.

Бездействовать, успокаивая себя тем, что ситуация на нашем региональном уровне пока не острая, не стоит. Конечно, это тема в большей степени федеральная. Но мы, зная положение на побережье, должны инициировать законодательную инициативу по защите наших граждан от недружественного пропагандистского воздействия, обеспечивать информационную безопасность собственного населения и гостей края. Государство обязано это делать.

 

«Жизнь ставит вопросы, на которые нам нужно давать ответы»

— Надо понимать, и в законодательной сфере тоже? Но, наверное, усилия комитета будут сосредоточены не только на обеспечении контрпропагандистской деятельности и ограничительных мерах?

— Конечно, нет. Посмотрим вместе перспективный план нашей работы. Это выработка и контроль за реализацией основных направлений на региональном уровне в сфере развития электронных и печатных средств массовой информации. Особое направление — развитие Интернета с точки зрения его использования в рамках тех возможностей, что у нас есть. Интернет — такой вид коммуникаций, который никому не подчиняется. Но делать вид, что это нас не касается, что это не оказывает влияния на общественное сознание, мы не имеем права. Это серьезный информационный канал, который завладел умами 80 процентов молодежи.

Следующее направление — контроль за обеспечением взаимодействия органов государственной власти края со средствами массовой информации. Тема достаточно интересная. Прежде всего тем, что в условиях нынешнего уровня развития демократии в информационной сфере мы должны понимать: у людей много вопросов появляется к власти тогда, когда не доходит информация, в которой они нуждаются. 

Мы в каких-то случаях здесь пробуксовываем, вовремя не обеспечиваем людей нужной объективной информацией. Вот люди и вынуждены пользоваться случайными источниками, в том числе недостоверными.

Мы недавно проводили встречу с молодыми парламентариями, которые занимаются этой же тематикой на муниципальном уровне. Состоялся очень интересный разговор. У молодежи очень много вопросов к власти по этой части. Чтобы на них ответить, нам нужно понимать: где-то мы не успеваем что-то предусмотреть, предугадать развитие событий и реакцию людей на ту или иную проблему. Надо понимать, что вовремя, правдиво и откровенно сказанное имеет куда более важное значение, чем объяснения по поводу искаженной информации, полученной из других источников.

Поэтому — это я снова о комитете — формирование общественного сознания, особенно у молодежи, общественного мировоззрения — тоже одна из наших важнейших информационных задач, и мы должны ее решать. В стране на этот счет есть большой положительный опыт. Наш общественный совет будет внимательно изучать его. Все крупицы самого важного и интересного постараемся у себя использовать. Надеемся и на вас — журналистов, обрабатывающих в рамках своей профессиональной деятельности огромные пласты информации.

Какие вопросы мы собираемся рассмотреть на комитете в порядке законодательных инициатив и вынести на сессии ЗСК?

Планируем, к примеру, внести изменения в положение об экспертно-консультативном совете при комитетах Законодательного собрания Краснодарского края. Речь вот о чем: в совете 15 человек. По существующему положению в течение двух лет не менее пяти человек должны пройти ротацию. Мы бы хотели, чтобы это была гибкая норма, чтобы учитывались прежде всего профессиональные качества членов совета, их активность, понимание проблем, которыми занят комитет. То есть мы считаем, что нельзя творческую работу заменять формальными регламентами.

Всю свою законопроектную деятельность мы будем очень тесно координировать с профильным департаментом администрации края. И законодательная, и исполнительная ветви власти в равной степени отвечают перед гражданами нашего края за результаты своей деятельности. У нас с первого дня работы комитета определился очень плотный рабочий контакт с профильными структурами администрации края и полное взаимопонимание по всем вопросам, которые мы обсуждали.

Это содружество и взаимодействие будем развивать. Будет очень правильно, если мы — комитет ЗСК, департамент, профильный молодежный комитет и экспертно-консультативный совет — будем одной командой. Если журналистское сообщество это поддерживает, то приглашаем и вас в качестве пятого участника. А заняться во благо общества есть чем: жизнь ставит вопросы, на которые нам нужно давать ответы.


«Если закон не заработал, то никакие сверхусилия не заставят его работать»

— Уже отработана система взаимодействия краевых СМИ и ЗСК. Но нас, например, волнует планка, существовавшая ранее, когда работа ЗСК освещалась от уровня председателя комитета и выше. Мы же считаем, что эта планка должна быть опущена. Работа депутатов на местах, выездные заседания комитетов — это тоже работа ЗСК. Представляется, что масса этой работы порой важнее, чем то, что сказал председатель или его заместитель…

— Полностью согласен с тем, что освещение деятельности ЗСК от уровня комитетов и выше — это одностороннее представление о деятельности парламента. Не затрагивается, может, как раз главная часть работы — деятельность самих депутатов. 

Речь идет прежде всего о том, как они, избранные людьми, работают у себя в округах, как участвуют в работе выездных групп и комиссий, занимаясь изучением тех или иных проблем. Нам бы хотелось, конечно, чтобы любая группа, занимающаяся изучением какой-то тематики, обязательно ехала в город и район вместе с представителями СМИ. Это дает возможность и обеспечить прозрачность деятельности органов власти всех уровней на местах, и добавит ответственности.
Полагаю, и депутаты будут работать внимательно, понимая, что их деятельность находится под общественным контролем не только со стороны избирателей, но и СМИ. Немаловажно и то, что это повысит уровень общественного признания той деятельности, которую ведут депутаты.

— Как известно, принять закон — полдела. Вопрос, как он будет работать. Может, стоит и нам вместе с депутатами выезжать в какие-то муниципалитеты и смотреть: почему там закон работает нормально, а в другом месте — нет? Как вы на это смотрите?

— Правоприменительная практика — это процесс не менее сложный, чем законотворческая деятельность. Закон можно поправить, а вот правоприменительная практика имеет такое свойство: если закон не заработал, то никакие сверхусилия не заставят его работать.

Надеюсь, что в этом отношении пресса нам будет только помогать и в части законотворчества, и в разъяснении законов.


«Обидно, когда нас критикуют, но вдвойне хуже, если делаем что-то неправильно, а все молчат»

— В стародавние времена называли прессу, печатную особенно, трибуной как для народа, так и власти. Представляется, что депутатский корпус недостаточно использует прессу как трибуну. Не считаете ли вы полезным, чтобы депутаты выступали в прессе от своего имени, чтобы не мы, журналисты, описательством занимались, а чтобы депутат напрямую общался с людьми. Если вы принимаете такую форму работы, тогда не могли бы вы мягко порекомендовать депутатам активнее использовать прессу?

— Мы, безусловно, такую рекомендацию выскажем. Но я хотел бы, чтобы публиковались отчеты депутатов не только о том, как они работают в избирательном округе, но и об итогах встреч депутатов с избирателями, на которых обсуждаются острые проблемы. Плохо, когда нас критикует обыватель, но еще хуже если мы делаем что-либо неправильно, но об этом молчат, делают вид, что все в порядке. Это опаснее критики.

— Николай Павлович, мы обычно говорим о законах, когда они приняты. Однако существует процесс подготовки, предварительного обсуждения. И вот здесь, на наш взгляд, очень важна общественная оценка, общественное мнение…

— У нас принята система, которая существует уже много лет. Сначала изучается законодательная инициатива. Дальше рассматривается сама проблема, обсуждается в комитете, причем в открытой форме. Затем все выносится на публичные слушания. Там и для прессы вход открыт. В дальнейшем законопроект проходит чтения в сессионном режиме. Это предусматривается регламентом. Так что на любом этапе можно подключаться и говорить о том, какие уязвимые места есть у этого законопроекта. Пока он не дошел до окончательного принятия, есть что менять. И многое действительно меняется.

— Сейчас много говорят о стратегии развития Краснодарского края, на выходе сама стратегия. Она предполагает не только развитие экономики, но и рисует человека будущего, к чему мы все должны стремиться. Скажите, комитет информационной политики как-то намерен транслировать образ будущего, погружать его в умы людей?

— Если отойти от пафоса и говорить о том, какие результаты мы должны получить от реализации нашей экономической, социальной стратегии, то наш комитет тоже за эту тему отвечает. Общественное сознание к этому надо подготовить, приковать к проблеме внимание, и тогда, как говорил один из классиков, идея, овладевающая массами, становится материальной силой. Хочу, чтобы средства массовой информации тоже подключались к этой деятельности.

Стратегия социально-экономического развития — это одно из наших главных приоритетных направлений. У нашего профильного комитета здесь своя задача — информационное сопровождение. И надо понимать, что если мы не будем с вашей помощью это правильно делать, то это сделают другие, и не факт, что лучшим образом.


«От „выключения“ любого канала информации теряет и общество и власть»

— Особый пласт современных источников и распространителей информации — интернет-ресурсы. Ваше отношение к ним и, если возможно, позиция и реакция ЗСК.

— Мы над этой проблемой сейчас работаем, понимая, что даже тот сайт, который есть в Законодательном собрании, не в полной мере отвечает современным запросам и современному уровню. Стоит вопрос посещаемости, качества продукта, доходчивости.
Сошлюсь на встречу с молодыми парламентариями. Их эта проблема очень волнует. С сожалением спрашиваю и себя и коллег: почему нас это не взволновало раньше. Понятно, что Интернет — новое явление в нашей жизни. И скорость, с какой он развивается, опережает наши возможности. Многим людям просто не по силам этот ресурс.

Уже давно никто не слушает зарубежное иновещание. Работает Интернет. А он всякий — и во благо, и наоборот. Так что в этой части работы непочатый край.

— Николай Павлович, тревожит состояние печатной прессы. Живется газетчикам сложно, даже тем, у кого среди учредителей есть властные органы. Вы берете состоянии печати, особенно районной, в число направлений комитета?

— Для многих людей важным информационным источником, заслуживающим доверия, по-прежнему являются именно печатные СМИ, особенно в муниципалитетах. Конечно, будем работать в этом направлении, в том числе и над погашением долгов перед муниципальными СМИ. И ни в коем случае речь не идет о том, чтобы избавиться от этой проблемы путем сокращения муниципальных СМИ. Сохранить — вот главная задача! Мы понимаем, что, если выключим этот информационный канал из общественной жизни, потеряет и общество и власть. Эти СМИ влиятельны, потому что они являются каналом связи народа и власти, обеспечивая двустороннее движение информации.

— Журналистские конкурсы, которые проводились по инициативе Законодательного собрания, очень популярны среди сотрудников СМИ. Что с ними теперь будет?

— К сожалению, финансовые возможности пока не позволяют твердо ответить: «Да, они будут». Просто пожать руку и вручить диплом — дорого не стоит. Нам надо отметить победителей и материально, поддержать журналистов. Мы внесем свои предложения. И будем это делать непременно с финансовым подкреплением. Нам бы очень хотелось, чтобы нынешнее поколение журналистов и то, которое идет по вашим стопам, чувствовало, что власть их позицию ценит независимо от того, удобна эта позиция для самой власти или нет. Конкурсы нужны, они должны быть привлекательны, чтобы и те, кто овладевает этой профессией на журфаке, и те, кто собирается поступать туда, и те, кто уже занят практической работой, понимали: их труд важен и ценен для общества.

«Надеемся на дальнейшее сотрудничество» — это были заключительные слова Николая Гриценко на встрече. Но мы, излагая ее темы, оставили за скобками деловые и содержательные выступления других участников. Все дело в постановке журналистской задачи. А она состояла в том, чтобы представить новый комитет ЗСК. Что по возможности и сделано.

Александр Гикало.
Фото Петра ЯНЕЛЯ.