В прокуратуре края: На краю жилищно-коммунального коллапса
В совещании приняли участие первый
Забегая вперед, скажу — совещание получилось знаковым. На краевом уровне достало политической воли подступиться к чрезвычайно сложному комплексу проблем, возникших вокруг систем жизнеобеспечения крупных городов Кубани.
Болезни роста
Если обозначать звучавшие на коллегии проблемы коротко, то сформулировать их с точки зрения стандартов качественной жизни нетрудно. В самом деле, сегодня просто комфортного жилья в современных городских условиях уже мало — важно, в насколько удобном районе твое жилье, есть ли в шаговой доступности детский сад, школа, поликлиника, парк… И собственного автомобиля уже недостаточно — необходимы развитые
Именно эти вопросы, определяющие уровень жизни населения Кубани, и стали предметом прокурорской проверки. О них говорил в своем вступительном слове Леонид Коржинек, вычленив суть:
— Органы местного самоуправления в большинстве случаев реализуют документы территориального планирования избирательно — по большей части застраивая территории многоквартирными домами, офисами, торговыми центрами. При этом строительству социальных объектов, дорог и автостоянок должного внимания не уделяется.
Не соответствуют потребностям населения края и коммунальные сети, изношенность которых составляет от 60 до 80 процентов. Решения этих проблем должны, по идее, быть прописаны в муниципальных программах комплексного развития коммунальных систем. Однако на сегодняшний день такие программы, огорошил прокурор, утверждены только в 16 районах края.
…Да, наши города за последние два десятилетия заметно разрослись — и ввысь и вширь. Высокие темпы застройки имели под собой основание. Взять хотя бы тот же Краснодар. Помню, при подготовке очередного социального репортажа в 1996 году поразила цифра: очередь нуждающихся в жилье начиналась с тех, кто зарегистрировался аж в… 1963 году, и насчитывала несколько десятков тысяч человек. Сегодня, даже при ежегодном миграционном притоке и положительной демографии, дефицита
Это совершенно не утешает. Более того, порождает цепочку вопросов, которые прилюдно задавал Вениамин Кондратьев, побывав в самом густо застроенном районе Краснодара — на улице Дзержинского. Почему условия соглашений о предоставлении земельных участков именно под комплексную застройку не выполняются? Куда смотрят архитекторы? Каким образом разрабатывается градостроительная документация?
Земля налево, земля направо…
Такие вопросы, судя по материалам проверки, о которой доложил первый заместитель прокурора края Игорь Бабаев, можно задавать муниципалитетам многих городов края.
— Должному развитию территорий препятствует предоставление под застройку земельных участков, не предназначенных для строительства, — сообщил Игорь Александрович. — Например, прокурором Абинского района установлено, что семьям, имеющим трех или более детей, предоставлены земельные участки согласно утвержденному администрацией перечню. Но они являются сельскохозяйственными угодьями. Граждане, внося арендную плату, в течение двух лет не имеют правовой возможности осуществить строительство.
— В ряде случаев, — продолжил докладчик, — участки, не предусмотренные для возведения объектов недвижимости и не обеспеченные сетями нормативной мощности, без процедуры торгов отчуждаются по заниженной стоимости и в пользу аффилированных лиц. Вопиющие факты неправомерного отчуждения земли уже стали основанием для возбуждения уголовных дел по материалам прокуроров в отношении глав Новокубанского, Тимашевского, Темрюкского районов и ряда должностных лиц Белореченского района, Прикубанского округа Краснодара и других.
Не во всех муниципальных образованиях обеспечено приведение местных нормативов градопроектирования в соответствие с вступившими с 1 января 2015 года изменениями градостроительного законодательства, в том числе определяющими минимально допустимый уровень обеспеченности благоустройства территории.
Это стало основанием для принятия мер реагирования прокурорами Абинского, Брюховецкого, Гулькевичского, Динского, Калининского, Крыловского, Крымского районов.
При этом практика предоставления участков без стоянок, иных элементов благоустройства получила широкое распространение. Такие нарушения выявлены прокурорами Армавира, Геленджика, Новороссийска, Западного и Центрального округов Краснодара, Северского района, крымского межрайонного прокурора.
Вода как первооснова
Поставка некачественной холодной питьевой воды, отсутствие централизованной канализации, несанкционированные врезки в ливневые отводящие каналы, аварийность глубоководных выпусков — эти беды тоже стали следствием недостаточных мер, принимаемых властями и на местах и в крае. Департамент ЖКХ к контролю подходит формально, а на самой коллегии руководитель ведомства попытался увести разговор в сторону, но был строго остановлен прокурором края: «Не надо заниматься демагогией».
На ряде водозаборов Анапы, Щербиновского района вдвое превышены нормы содержания нитратов в воде.
Отсутствие системы водоотведения в значительной части Краснодара и в населенных пунктах Черноморского и Азовского побережья приводит к сбросу неочищенных сточных вод, что не позволяет их использовать в рекреационных целях и в качестве источника питьевого водоснабжения.
Нарушения закона с организацией водоотведения имеются и в Ейске, где действует аварийная сеть фекальной канализации, ее выход из строя оставит без услуг водоотведения всех жителей города и повлечет экологическую катастрофу.
Аналогичные нарушения в Сочи: обследованием очистных сооружений на 10 из 29 объектов выявлены невыполнения требований
Подход должен быть принципиальным
Разумеется, за каждым обнародованным фактом стоят причины —
— Однако объективности ради, — заметил Джамбулат Хатуов, — нужно учитывать и то, что генплан, ставший настольной книгой каждого города, принимается на местах, а утверждается на федеральном уровне. В Краснодаре, к примеру, принятый в 2004 году генплан был утвержден в
Если рассматривать проблему системно, то мы вплотную подошли к необходимости реформы в строительной отрасли, которая справедливо отрегулирует интересы бизнеса и запросы общества, заключил Хатуов. И с новой ноты:
— Но любые стоны считаю неприемлемыми. И с инвестором можно договориться об обременении по возведению соцобъектов с последующим выкупом. Как правило, бизнес идет навстречу. Можно и нужно разработать 7–9 типовых проектов детсадов, единожды утвердить и поставить строительство на поток. А главное: думаю, к генплану необходим план детальной планировки, и тогда инвесторы не позволят себе лишнего.
В свою очередь,
Что дальше?
Подводя итог трехчасового «мозгового штурма», Леонид Коржинек озвучил комплексный план мероприятий, позволяющих переломить ситуацию к лучшему.
…Расходиться участники коллегии не торопились, обсуждали услышанное, обменивались мнениями. Было ощущение, что не просто для галочки собрались. Есть понимание серьезности, если не катастрофичности момента. Важно теперь, что будет дальше?