В ЗСК подняли важный вопрос: Почему на Кубани тормозится исполнение госпрограмм?
А начали мы с резюме потому, что оно точно отражает и ситуацию, и причины отставания по части важнейших программ.
На планерных совещаниях в Законодательном собрании уже обозначена традиция: включение в перечень вопросов контрольного. В прошлый раз рассматривался ход выполнения программы по курортам и туризму, на этой, как мы уже сказали, речь шла обо всем массиве госпрограмм.
Как показала информация министра экономики Александра Руппеля, вопросы и выступления участников совещания, дела в этом направлении если и не провальные, то тревожные. Как известно, 95 процентов средств краевого бюджета запланировано на реализацию программ. Это значит, что краевая власть законом гарантирует их финансирование. То есть деньги предусмотрены. Но почему не в полной мере используются? Вот в этом и стремились разобраться участники совещания.
Министр в своем докладе разделил программы в части их исполнения на три категории. О тех, что без проблем, говорить не станем. Есть такие, где освоение отстает, но оно, по заверениям Александра Руппеля, будет преодолено. Беспокойство вызывает та часть программ, где процент выполнения очень низкий и тенденции к преодолению слабо обозначены. Вот на них и сконцентрировали свое внимание депутаты. Они искали не только причины, но и пути преодоления негативных тенденций. Этим как раз и ценна контрольная деятельность ЗСК.
Но почему же отстаем? Причины можно разделить надвое. Отчасти так случается потому, что меняется федеральное законодательство, в нем есть пробелы, скажем в части проведения госзакупок. Это тормозит подготовку документации и перевод региональных усилий в режим исполнения. Что тут можно сделать? Выходить с инициативами на уровень федерального законодателя, работать с центральными министерствами и ведомствами, а в регионе оперативнее на законодательном и исполнительном уровне реагировать на федеральные новации.
Гораздо опаснее наши внутренние недоработки. На муниципальном уровне отмечается низкое качество подготовки конкурсной документации, опоздание с проведением конкурсных процедур, порой сроки выделения субсидий затягиваются, встречаются недобросовестные поставщики услуг, то есть исполнители. А это как раз зона краевой и муниципальной ответственности. И все бы ничего, если бы затягивалось исполнение программ второго плана. А то ведь какую ни возьми — все важные. При этом, скажем, госпрограмма «Развитие ТЭК» освоена в этом году на 11 процентов, «Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства, архитектуры» — на 14 процентов, «Развитие ЖКХ» — на 20 процентов, «Развитие сети автомобильных дорог» — на 11 процентов.
Есть вопросы и по исполнению даже важнейшей для Кубани госпрограммы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». Произошло это вот по каким причинам. В программу внесли изменения, которые предусматривали, что получатели субсидий должны открывать счета в федеральном казначействе. Но прежняя нормативная база разрешала заключать договоры с коммерческими банками, что и было сделано. В результате все выплаты были приостановлены. Теперь нужно возвращаться к адаптированию соглашений к новым условиям, чтобы можно было работу продолжить.
И ее надо продолжить не только по этой программе, но и по другим. Покажем, как это важно, даже просто перечислив программы: «Развитие здравоохранения», «Развитие образования», «Социальная поддержка граждан», «Развитие физкультуры и спорта», «Развитие культуры», «Дети Кубани» и так далее. Попробуйте определить, что важнее для качества жизни кубанцев. Важно все, потому что реализация любой программы — это работа, быт, лечение, обучение в школах, строительство, ремонт и реконструкция школ и детсадов, социальная поддержка населения и так далее.
Поэтому понятны усилия краевых властей, направленные именно на четкое исполнение социальных госпрограмм. Министр обнародовал такие сведения: идет строительство и реконструкция 16 школ общей вместимостью свыше 10 тысяч мест и 8 детских садов на 1740 мест — объекты строятся по нескольким госпрограммам. В рамках программы «Развитие образования» возводятся три пристройки к детским садам в Кавказском, Красноармейском и Успенском районах. Завершен капитальный ремонт в 24 школах 11 муниципальных образований, что позволило создать более двух тысяч новых учебных мест. За счет средств краевых и местных бюджетов приобретено 113 автобусов для подвоза школьников в 38 муниципальных образованиях.
На условиях софинансирования строится восемь малобюджетных спортивных залов шаговой доступности. А для повышения доступности амбулаторной медицинской помощи в рамках госпрограмм ведется строительство 17 офисов врачей общей практики. За счет федеральных средств свыше 700 кубанцев переселено из 282 аварийных жилых помещений. Продолжается развитие газотранспортной системы — завершено строительство 35 газопроводов общей протяженностью 109 километров, после капремонта введено в эксплуатацию 185 километров автодорог.
Вот что значит выполнение госпрограмм! Это прекрасно понимают депутаты, поэтому так критически осмысливали все услышанное от министра, задавали много вопросов.
— Проблемы известны, — отметил в ходе дискуссии председатель ЗСК Юрий Бурлачко, — но угроза неосвоения средств по некоторым программам очень настораживает. Особенно по второй группе: это надуманные проблемы, о которых слышим из года в год. Наша задача — максимально эффективно использовать бюджетные средства.
Первый заместитель председателя ЗСК Николай Гриценко высказал обеспокоенность состоянием дорог, хотя и такая госпрограмма есть. Его поддержал заместитель председателя ЗСК Сергей Алтухов. По его мнению, нужно проработать вопрос о соразмерности бюджетных трат дорожного фонда по самым проблемным дорогам. Сергей Алтухов также обратил внимание на нехватку поликлиник, а что касается еще и школ, то тут, по его мнению, надо развивать
К объективности при планировании призвал заместитель председателя комитета ЗСК по вопросам социальной защиты населения и здравоохранения Николай Петропавловский. При проектировании строительства поликлиник и других социально значимых объектов учитываются данные госстатистики, а они не всегда объективно отражают и плотность населения, и его число в конкретном населенном пункте.
С содокладом по вопросу госпрограмм на совещании выступил заместитель председателя комитета ЗСК по бюджету, налогам и экономическому развитию Иван Артеменко. Необходимо своевременно разрабатывать механизм выделения господдержки, вот тогда будем укладываться в сроки освоения бюджетных средств. А еще следует повысить ответственность краевых координаторов госпрограмм и усилить их связь с муниципальными властными структурами.
В итоге всем причастным к проблеме даны поручения. Понятно, что это в первую очередь комитеты ЗСК и профильные министерства и ведомства. Еще подчеркнуто, что выровнять ситуацию может только скоординированная работа всех уровней власти и высокая ответственность.
А.ПЕТРОВ.
Фото: Полина Титкова, "ВК Пресс"