Вчера исполнилось 110 лет со дня рождения Ивана Юдина, редактора газеты «Большевик» — «Советская Кубань»


Иван Юдин жил и работал на Кубани с 1925 по 1949 год. На должности редактора краевой газеты (1938—1949 гг.) в полной мере испытал груз всей ответственности в годы войны.
Имел высокие награды: медаль «За оборону Кавказа» и три ордена. Орденом «Знак Почета» в 1941 году награжден за активное участие в строительстве Тщикского водохранилища, важнейшей стройки края. Свой первый орден Трудового Красного Знамени получил в 1944 году за успехи в восстановлении народного хозяйства края, разрушенного немецкими оккупантами. 

И.И. Юдин родился 7 февраля 1906 года в семье шахтера в Ростовской области, с 12 лет работал на руднике. В 16 лет вступил в комсомол, вскоре активиста направили на Кубань в Кропоткинский район. Работал в комсомоле, на выборных должностях в профсоюзных и партийных органах. В 1927-м стал коммунистом. Создал семью, растили с женой троих детей. В 1932 году Юдин окончил газетное отделение Ростовского комвуза. С марта 1938 года его назначили редактором главной газеты края «Большевик» (с 1944 года — «Советская Кубань»). По законам советского времени обычный путь самородка, незаурядного рабочего-выдвиженца. …

Август 1942-го. Наши войска оставили Краснодар, редакция газеты «Большевик» эвакуирована в Сочи. В Краснодаре семья Юдиных жила на улице Седина в трехэтажном доме рядом с мединститутом. Перед оккупацией немцы с самолетов разбрасывали листовки со списками семей руководителей Кубани, которые подлежали расстрелу. Фамилия Юдина стояла в числе первых. На сборы дали один час и эвакуировали в Баку. В условиях жесткой дисциплины военного времени редактор даже не успел забежать домой, чтобы проститься с семьей. Практически весь журналистский корпус газеты «Большевик» был на фронте. Многие журналисты-кубанцы с фронта не вернулись. 

Иван Юдин все военные годы был бессменным редактором «Большевика», ответственным секретарем — Николай Винников, Павел Иншаков — военкором газеты. Лозунг печати тех дней — «Кровь за кровь, смерть за смерть!». Газетные страницы — панорама дел и забот военной поры. 

Постоянные рубрики «Письма с фронта» и «Письма на фронт», приказы и распоряжения, адресованные населению, преследовали цель не допустить паники, укрепить порядок и дисциплину, укрепить веру в победу. Нелегко было добывать информацию с оккупированных территорий. Журналисты ее добывали. Горе, страдания и вера в победу стоят за скупыми строчками этих публикаций. Газету разбрасывали с самолета над населенными пунктами, в том числе над оккупированными. Именно здесь, когда отцы, мужья, сыновья сражались далеко от дома, газета была нужна как воздух. 

В июне — июле 1943 года были напечатаны пять очерков Николая Винникова «Казаки-гвардейцы» с портретами героев, а в начале 1944 года — очерки за подписью «И.Осипов» (псевдоним И.И. Юдина) «Кубанцы — Герои Советского Союза». Предшествовали этому его очерки «Кубань сражается», «Партизаны Кубани». Газета «Большевик» увековечила не только имена героев фронта и тыла, но и трагические факты преступлений немецких оккупантов и их приспешников. 

…Лето 1943 года. Еще не вся Кубань освобождена, но в Краснодаре состоялись первые судебные процессы над оккупантами и их пособниками. Уникальна книжка И.Юдина «Следы фашистского зверья на Кубани», вышедшая по горячим следам событий. После освобождения Кубани от врага журналистика края обращает все свои усилия на организацию восстановительных работ. Война продвигалась на запад, а оставшиеся в тылу вынуждены были работать за двоих, за троих. В отличие от литературы журналистика в своей убедительности апеллировала к фактам и только фактам. Искать и находить их — повседневная задача редактора И.Юдина и его коллег-журналистов. Современники Ивана Иосифовича давали положительную оценку его творческой и редакторской деятельности, отмечали его немногословность, добросовестность. Огромного роста, с красивым типично русским лицом, он был всегда суров и молчалив, требовательно относился к выполнению сотрудниками заданий. Но никогда ни на кого не кричал, что себе позволяли иные руководители. 

В 1949 году И.И. Юдина послали учиться в Москву в высшую партшколу. На Кубань его уже не вернули, направили «поднимать на более высокий уровень» газету соседнего Ставрополья. Так была поставлена точка в его кубанской биографии. Но кубанцы его не забыли. 

В год 80-летия кубанской советской печати Виктор Ламейкин в книге «Вольная Кубань», а также в интервью так отзывался о бывших сотрудниках редакции: «…газету делали, конечно же, журналисты из самой гущи народной. Кремневые по крепости люди, самоотверженно несшие тяжелый крест нашей профессии. Особо выделяются в славной кубанской когорте три редакторских имени. Одно из них — И.И. Юдин. Это крупная личность, выдающийся организатор и журналист. Во многом благодаря его искусному и честному редакторству газета стала центром притяжения лучших талантов и духовных начал Кубани в военное и послевоенное время». 

В краткой публикации нет возможности всесторонне раскрыть жизнь и творчество И.И. Юдина. Скорее это штрихи к портрету редактора и журналиста. Но, несомненно, он был человеком своего времени, был героем этого времени. Поэтому, верю, более глубокий и объемный материал еще появится на страницах «Вольной Кубани», которая, продолжая и его, юдинские славные традиции, уверенно приближается к своему 100-летию.
Нианила ПЕТРОВА-ХОРИНА.
Историк, журналист.