Вице-губернатор Кубани Андрей Коробка рассказал о системе фермерских двориков


Вениамин Кондратьев на расширенном планерном совещании, которое прошло в первой декаде декабря, в числе приоритетных обозначил проблему реализации сельхозпродукции крестьянско-фермерскими хозяйствами.
Да, сегодня по субботам в каждом муниципальном образовании проходят ярмарки выходного дня, где свой товар землякам предлагают 2,5 тысячи КФХ, ЛПХ и индивидуальных предпринимателей. Но этого мало, считает глава краевой администрации.

Он предложил организовать систему фермерских двориков во всех крупных городах Кубани, чтобы люди могли покупать качественные молочные, мясные изделия, овощи и фрукты хорошего качества и с минимальной наценкой не один раз в неделю, а ежедневно.

Идея, согласитесь, замечательная, и наш корреспондент, пользуясь уважительным отношением к «Вольной Кубани» со стороны вице-губернатора Андрея Коробки, попросил его более подробно рассказать: каким он видит решение поставленной перед ним, минсельхозом и департаментом потребительской сферы задачи? Какие могут возникнуть сложности при ее реализации?

— Полагаю, Андрей Николаевич, что тема фермерских двориков возникла не случайно. Не исключено, что разговору предшествовал скрупулезный анализ истинного положения дел на рынках края. И обозначенные губернатором приоритеты — плод размышлений не одного дня.

— Все правильно. Как вы знаете, я сам выходец из фермерского сообщества, и вопросы реализации сельхозпродукции для меня не новы. Но в ранге вице-губернатора мне пришлось на нее взглянуть совершенно по-другому. Не побоюсь этих слов, более масштабно. Смотрите, что нам удалось выяснить по городу Краснодару.

В краевом центре на рынках имеется около шести тысяч торговых мест. И когда специалисты минсельхоза и департамента потребительской сферы совместно с мэрией провели их инвентаризацию, то выяснилось: восемьдесят процентов этих мест заняты перекупщиками!

Мне непосредственно перед планерным совещанием довелось побеседовать с десятью главами КФХ, в том числе с Юрием Васильевичем Ильченко и Виктором Борисовичем Гаговским из Динского и Красноармейского районов. Спрашиваю их:
 «Вы могли бы организовать ежедневную торговлю своей продукцией в городе?». Ответ был однозначным: «С удовольствием! Если цены за места будут не запредельные, как сейчас».

— Мне тоже в марте этого года пришлось познакомиться с работой кооператива «Ивановская артель», которой руководит Гаговский. Прекрасные делает пельмени, котлеты, десятки других качественных полуфабрикатов из индейки. А рынка сбыта практически нигде нет. То на территории ВНИИ риса, пользуясь разрешением директора, в дни зарплаты торговлю своей продукцией проводит, то в других местах копеечку заработает. Пытался на побережье выйти — бесполезно. Еле сводит человек концы с концами. А жаль. Изделия из индейки — диетические, птица выращена в фермерском хозяйстве на экологически чистых кормах.

— Совершенно верно. Перекупщики, а точнее, временные владельцы торговых мест, потому что они их выиграли в ходе конкурсных торгов, то есть законно, за выкупленные точки такую цену заламывают, что мама не горюй. И парадокс получается: в будние дни половина торговых мест пустует! А мы, власть, повлиять не в силах: из 17 рынков в краевом центре только четыре муниципальных, где мы сможем и будем ломать ситуацию, организуя места для КФХ.

— Но есть же еще в краевом центре небольшие рыночки под навесами, где тоже можно организовать торговлю…

— Можно. Но они приспособлены в основном для реализации овощей и фруктов. Мясо-молочную продукцию там продавать нельзя — нет специализированных прилавков, холодильного оборудования.

— И какой же вы видите выход из создавшегося положения? Как намерены выполнить поручение губернатора?

— Для начала нам необходимо переформатировать все рынки, причем не только в Краснодаре, но и в Сочи, Новороссийске, других крупных городах. Созданная дизайнерская группа уже разработала несколько вариантов будущих фермерских двориков. Вот смотрите, как красиво все выглядит (достает схемы, рисунки, диаграммы. — Ф.Б.).

В самое ближайшее время в городах планируем соорудить небольшие крытые павильоны, где в каждом намерены разместить 10–20, максимум 40 торговых мест, оборудованных всем необходимым, для фермеров. Они смогут продавать свою продукцию круглый год, а не только по выходным.

Люди будут знать своего продавца в лицо, покупать качественный товар у того, у кого его можно приобрести по приемлемой стоимости. То есть нам удастся насытить рынок обилием сельхозпродукции и сбить таким образом цены на нее. Глядишь, и торговые сети задумаются, как им привлечь к сотрудничеству фермеров.


 Федор БЕЗРУК
Фото Полины Титковой