Вклады… в песок


В этой статье пойдет речь о министерстве курортов и туризма, которое, по заключению аудиторов, слишком вольно распоряжается нашими с вами деньгами.

«Вольная Кубань» продолжает публикации, в основу которых легли материалы проверки Контрольно-счетной палаты Краснодарского края. В этой статье пойдет речь о министерстве курортов и туризма, которое, по заключению аудиторов, слишком вольно распоряжается нашими с вами деньгами.

Дорогостоящий пиар

Курорты Краснодарского края известны всей России. Мало кто из миллионов россиян хотя бы раз не побывал на Черном или Азовском морях, поэтому они вряд ли требуют особой популяризации.

Сегодня каждый, кому «не нужен берег турецкий», может заблаговременно и обстоятельно спланировать отдых, скажем, на Черном море, воспользовавшись всемирной паутиной.

Ради эксперимента набрал в поисковике «Отдых на Черном море». «Яндекс» выбросил без малого сотню ссылок (может быть, и больше, но кликать по их страницам — рука устала). Чего в интернет-пространстве только нет! Предложения на любой вкус: от отдыха в фешенебельном сочинском отеле «Рэдиссон-Лазурная» до малобюджетного отдыха «диким» способом.

Приведу только один пример. На сайте «Хочу на Юг» можно заранее заказать номер в гостинице, пансионате, гостевом домике, в частном секторе. Нужно ли при столь исчерпывающей информации тратить немалые бюджетные средства на популяризацию отдыха на кубанских курортах? А деньги действительно немалые!

Вот что говорится в отчете КСП: «Из краевого бюджета департаменту на выполнение целевой программы «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса края» за проверяемый период было направлено 311 миллионов рублей, из которых 218 миллионов были использованы на проведение краевых, общероссийских и международных выставок, ярмарок, форумов, конкурсов, рекламных мероприятий». То есть 85 процентов казенных денег ушло на командировки, изготовление рекламных материалов: стендов, буклетов и еще бог весть чего.

К сожалению, КСП не указала конкретные затраты на командировки и рекламную продукцию. А жаль, интересная картина могла бы получиться…

— Сегодня для многих жителей страны Черноморское побережье ассоциируется с Анапой, Сочи и Геленджиком. Мы делаем все для популяризации других мест, — заявил министр курортов и туризма Евгений Куделя два года назад на пресс-конференции. — Проводим презентации наших курортов в Магадане, Якутске, Новосибирске, рассылаем рекламные материалы туроператорам, работающим в различных регионах страны. В дальнейшем эта работа примет системный характер, и мы, конечно, рассчитываем на отдачу.

Теперь об отдаче. Подсчитайте, сколько стоит перелет из Якутска в Краснодар и обратно, не считая проживания. А что жители, Якутска не знают, что кроме названных министром городов-курортов есть еще и Туапсе, Тамань, Ейск? Они что, географической карты в жизни не видели? Или у них нет интернета? А может быть, якутчане предпочитают проводить отпуск на Белом или Карском морях?

А вдруг поездки по стране — это и есть основная функция сотрудников министерства курортов туризма? Открываю положение о ведомстве Кубани, раздел «Цели и задачи», читаю: «Организация разработки и реализация научно-технической политики, а также организация научного, инновационного и информационного обеспечения в сфере развития курортов и туризма на территории Краснодарского края». Неужели поездки по стране за казенный счет — это и есть инновация? Вряд ли. Если внимательно вчитаться в вышеприведенную фразу, то ясно как божий день: не колесить по России нужно, а научно подходить к продвижению бренда Кубани. Возможностей для этого масса. Одна всемирная паутина чего только стоит…

Такого же мнения придерживается КСП. «Несмотря на внушительный объем расходов, ряд основных целевых показателей программы на 2009—2010 годы (по числу отдыхающих на курортах края, по объемам инвестиций в отрасль и полученным доходам) не достигнут».

Любой здравомыслящий человек понимает: санатории, гостиницы, пансионаты должны тратить собственные средства на свою же рекламу. Каким боком тут краевая казна?

В крае сотни туристических агентств и компаний. На хлеб с маслом они зарабатывают, заключая договоры с владельцами тех же самых гостиниц, санаториев, пансионатов. И весьма успешно! Неужели санатории Анапы были заполнены практически на сто процентов благодаря поездкам чиновников краевого минтуризма по различным регионам матушки России? Никто не спорит, поездки на выставки нужны, но в разумных пределах. 218 миллионов казенных рублей, которые прокатали чиновники, можно было бы потратить куда более эффективно. Скажите на милость, кто сможет доказать, что именно благодаря участию в выставках на курортах Кубани в прошлом году отдохнуло 11 миллионов человек?

Давайте будем реалистами. По официальной статистике, у 83 процентов россиян нет заграничных паспортов. И если они хотят провести отпуск на море, то выход один: ехать на Кубань, в Абхазию либо в Крым.

Так что утверждать, будто многомиллионная армия отдыхающих на черноморских курортах — заслуга чиновников краевого минтуризма, более чем опрометчиво.

Помнится, на одном из заседаний ЗСК, где рассматривался вопрос о развитии промышленности, руководитель профильного департамента в числе достижений возглавляемого им ведомства назвал строительство Абинского электроплавильного завода. На что спикер краевого парламента Владимир Бекетов вполне резонно отметил: «Это не ваша заслуга. Завод построен за счет частных средств. Так что не нужно приписывать себе чужие достижения».

Эта фраза, думается, в равной мере относится к Евгению Куделе и его подчиненным.


Рок с загаром

Проведение рок-фестивалей — хороший прием для привлечения многотысячной массы фанатов этого жанра современной музыки. Тем более в самый разгар курортного сезона. Минтуризм Кубани пошел по пути организаторов ставших уже всемирно известными фестивалей «Нашествие», «Крылья», «Рок над Волгой» и замутил свою рок тусовку на Черноморском побережье —Kubana.

Не буду впадать в морализаторство и отделять зерна от плевел. Хотя строки из песни одного из коллективов, выступавших на Kubana: «Зачем стремиться, зачем бороться. Давай долбиться, давай колоться» — вызывают как минимум определенные вопросы. Зачем, Христа ради скажите, тратить на организацию подобных шоу бюджетные деньги? Листаем отчет КСП: «В целях увеличения потока туристов департамент (тогда еще не было министерства) организовал проведение в Ейске музыкальный фестиваля Sirena и заключил с ООО «Джей-групп» государственный контракт на сумму 22 миллиона рублей. Контракт предусматривал ежедневные концертные выступления зарубежных и отечественных артистов, спортивные соревнования, создание полнометражного фильма о фестивале. Однако в бухгалтерском учете департамента отсутствуют соответствующие документы, подтверждающие выполнение всех намеченных мероприятий и произведенных расходов. Несмотря на это, были подписаны акты выполненных работ на всю сумму выделенных средств. Следует напомнить: на проведение указанного фестиваля было выделено 22 миллиона бюджетных средств, что давало возможность бесплатного проведения фестивальных мероприятий. Организаторы же проводили данное мероприятие на платной основе. Расчеты показывают, что доходы от продажи билетов составили не менее 5 миллионов рублей». И уж совсем убийственный вывод: «Кроме того, не достигнута основная цель фестиваля — увеличение потока туристов. Если в Ейском районе в 2009 году их отдохнуло 69148 человек, то в 2010-м — 63124 человека, а в 2011 году — 54509 человек».

В 2010 году на организацию рок-фестиваля Kubana было израсходовано восемь миллионов бюджетных рублей. На что именно они были потрачены? И главное — зачем? Во всем мире такие фестивали проводятся за счет частных спонсоров. Сильно сомневаюсь в том, что среди спонсоров одного из самых громких фестивалей Великобритании — Download — были власти Домингтона — английского города, в окрестностях которого традиционно проводится это рок-шоу.

В начале года депутаты ЗСК приняли постановление «Об обеспечении безопасности туристских маршрутов и повышении эффективности развития курортов и туризма в Краснодарском крае», которым рекомендовано министерству курортов и туризма Краснодарского края (Е.В. Куделе) обеспечить возврат денежных средств в размере 30 миллионов рублей, выделенных на проведение фестивалей Sirena и Kubana.

6 августа сего года в краевом арбитражном суде состоялось заседание по иску минкурорттуризма к ООО «Джей-групп» о взыскании 30 миллионов рублей за ненадлежащее исполнение услуг по организации фестивалей Sirena и Kubana.

Однако никто из чиновников «отдыхательного» ведомства в суд не явился. Были только представители ответчика — ООО «Джей-групп», которые предоставили суду документы и видеоматериалы, подтверждающие расходование выделенных средств. Следующее заседание состоится 9 октября. Подождем…

Не надо играть в прятки…

Подведем итоги. Нарушений в краевом министерстве курортов и туризма, как вы могли убедиться, масса. По логике вещей, после проверки аудиторов КСП головы должны лететь только так. Не тут-то было! Как следует из материалов Контрольно-счетной палаты, к дисциплинарной ответственности привлечены… 12 человек.

Как говорится, замах на рубль, а удар копеечный. Увы, это даже не финал, а так — погрозили пальчиком мальчикам для острастки…

О какой эффективности использования народных денег сегодня можно говорить!?

Это не первая статья «Вольной Кубани», посвященная животрепещущим проблемам развития кубанских курортов. В предыдущей публикации «Курортный сезон-2013: оптимизм… на песке» (от 20 мая с.г.) поднимались такие застарелые вопросы, как дороговизна авиабилетов, непомерное налоговое бремя, возложенное на гостиницы, санатории и пансионаты, крайне дорогая, но малоэффективная реклама кубанских курортов и ряд других. Приводились убедительные примеры того, как к рекламе подходят здравницы Кавминвод.

«Вольная Кубань» обратилась к вице- губернатору Краснодарского края Николаю Бутурлакину, курирующему министерство курортов и туризма, в ЗСК, в Федеральное агентство по туризму РФ за разъяснением их позиции.

Ответ получен только из комитета ЗСК по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма. В нем обстоятельно изложены ответы на вопросы, волнующие кубанцев. В частности — о льготном налогообложении здравниц, которые могут воспользоваться пятью способами финансовой поддержки. Так, в рамках закона, принятого ЗСК пять лет назад, «О порядке предоставления государственных гарантий Краснодарского края» субъекты санаторно-курортной и туристской отрасли могут обратиться за предоставлением госгарантий при получении банковских кредитов. Депутаты ЗСК внесли изменения в ряд краевых законов, которые хоть как-то облегчали налоговое бремя гостиниц и пансионатов. Есть подвижки: совместно с РЖД и ведущими туроператорами края достигнута договоренность о снижении тарифов на пассажирские перевозки.

Если ЗСК отреагировало на запрос «Вольной Кубани», то и заместитель губернатора края Николай Бутурлакин, и Федеральное агентство по туризму РФ элементарно не выполнили, как им подобает, требований российского законодательство. Ведь согласно Федеральному закону «О средствах массовой информации» органы власти обязаны дать ответ на запрос газеты в течение 30 дней. Что это? Умышленное замалчивание острых проблем, волнующих жителей Кубани? Показное пренебрежение к независимой народной газете Кубани? Глухая оборона, занятая потому, что нечего возразить на аргументы, изложенные в «Вольной Кубани»?

Если вы, уважаемые господа чиновники, не согласны с позицией народной газеты, так скажите об этом. Но в прятки играть не надо! Тем более что нашу позицию и заботу о кубанских курортах публично поддерживают многие компетентные и очень авторитетные люди…

Мы еще продолжим разговор в газете об успехах и недостатках весьма важного направления в экономике и социальной сфере Кубани.


Сергей Капрелов.