Владимир Бекетов: на Кубани все есть, чтобы не бояться ВТО


Председатель ЗСК Владимир Бекетов подвел итоги полугодовой работы кубанского парламента. Для этого была выбрана уже прочно вошедшая в жизнь интернет-конференция. Трансляцию часового общения любой желающий мог посмотреть и послушать он-лайн. Вопросы задавали журналисты четырех краевых и федерального издания.

Депутаты Законодательного собрания края 12-й сессией завершили полугодовой цикл работы. Учитывая продуктивность, многообразие тем, которые включались в сессионные повестки дня и каждодневную деятельность, можно смело говорить об интенсивности работы краевого парламента. Чтобы подвести итоги работы в полном объеме, видимо, нужен отдельный разговор. И все же, как говорят, некоторые итоги председателю ЗСК Владимиру Бекетову и парламентским корреспондентам подвести удалось.

Для этого была выбрана уже прочно входящая в нашу жизнь интернет-конференция. Трансляцию часового общения в «Студии 3» любой желающий мог посмотреть и послушать онлайн, к чему сайт ЗСК пригласил пользователей загодя. Вопросы задавали журналисты четырех краевых и федерального издания.

— Владимир Андрееевич, краевой парламент работал не только в обновленном составе, но и числом поболее — сегодня в нем 100 депутатов. Как это сказалось на работе ЗСК?

— Мы и не сомневались в том, что количество непременно перерастет в качество. И практика подтвердила, что увеличили парламент до ста человек не напрасно. Прежде всего, население края полнее представлено в законодательной ветви, а это значит, что депутаты стали доступнее. У депутатов появилось больше возможностей общаться с избирателями конкретных территорий. В целом же Законодательному собранию это открыло новые формы организаторской и контрольной работы в муниципальных образованиях. Смотрите, мы не только обсуждаем с народом бюджет на парламентских слушаниях, но и контролируем исполнение. Это новая форма работы, которую начали в этом году.

Но, говоря о численном составе депутатского корпуса, стоит заметить, что сто — ведь это не все. При каждом комитете ЗСК учрежден консультативный совет, которые гораздо шире, чем сам комитет. Это актив, очень помогающий при подготовке законопроектов, постановлений, там рождается много законодательных инициатив, консультативный совет дает возможность проанализировать действие законов, в нем предлагаются новые темы и направления работы, которые обогащают региональное законотворчество. Недавно появилась идея создать резерв этих советов из числа тех специалистов, кто в них не вошел. Каждый год в советах будет ротация — тут резерв и пригодится. Эксперты на общественных началах очень заинтересованно работают, они стремятся поделиться своими знаниями, опытом не только с депутатами, но и с населением. Я искренне благодарен им за работу.

В ЗСК стало больше молодых депутатов. Да и в представительных органах власти на местах — тоже. С учетом необходимости и важности продуманной молодежной политики реализовано предложение создать в ЗСК этого созыва такой профильный комитет. И от молодежи, и от впервые избранных депутатов поступает много предложений по самым разным сферам жизни края. Например, молодой депутат Светлана Зейнова подняла вопрос реализации партийного проекта «Семья». Уже проводится большая работа, и мы в ближайшее время обязательно проинформируем население об этом.

— Страна уже в ВТО вступила, факт, так сказать, состоявшийся, а дискуссии вокруг проблемы не стихают. Вы, Владимир Андреевич, по нашим наблюдениям, очень погружены в аграрные проблемы. По вашим ощущениям: сказалось это ВТО на нашем аграрном секторе?

— Если прямо, то пока нет. Хотя надо внимательно следить за процессами, уметь адекватно отвечать на вызовы, которые ВТО с собой несет. Чем отвечать? Работой, развитием собственного производства, снижением затрат, производством конкурентной отечественной сельхозпродукции. Умеем мы, способны? Да, но не во всем. Значит, надо учиться работать.

Когда принимали 131-й закон о местном самоуправлении, я ведь считал, что из этого ничего не выйдет. Но получилось наоборот. По-иному и власть на местах выстроена, я бы сказал, она настроена на решение проблем городов, районов, поселений — значит, настрой это на конкретного человека. Да, пришлось много работать. Но сегодня можно без преувеличения сказать, что система местного самоуправления выстроена у нас лучше, чем в других субъектах Федерации. Главное, что дал 131-й закон, — это, прежде всего, активность населения.

Точно так же с ВТО. Назад пути нет, так чего протестовать? Страна — часть мировой экономики. И что — они идут одним путем, а мы по традиции поперек? Нужно развивать экономику страны, наращивать производство, и тогда издержек от ВТО чувствовать не будем.

Смотрите, как оно получается. По подсчетам ученых, урожай колосовых лишь на семнадцать процентов зависит от природного фактора, остальное — человеческий: как мы удобряем почву, ухаживаем за растениями, какие применяем технологии. Поэтому давайте на себя посмотрим, а потом будем пугать этим ВТО.

Да, нашим аграриям пока трудно соперничать с коллегами из других стран. Потому государство и поддерживает крестьян. Но на популистской, а порой и разумной волне часто звучат призывы увеличить господдержку. Да кто же против? Я первый за. Но давайте при этом помнить, что даем мы аграриям деньги наши общие, бюджетные, всего населения. Поэтому, перед тем как направить этот денежный ручей на село, давайте все же прикинем, какова будет отдача, каков конечный результат, что принесут эти государственные вливания? Кроме денег — и в аграрном секторе тоже — нужны воля, разум, цель. На Кубани все есть, чтобы не бояться ВТО: к вышеперечисленному добавлю развитую сельскохозяйственную науку, культуру земледелия, подготовленные кадры, способные перестроиться в новых экономических условиях…

— Еще вопрос на аграрную тему. На недавно прошедшей сессии вновь принимали решение по закону об оптовых продовольственных рынках. Судьба кубанской законодательной инициативы снова под вопросом?

— Это старая инициатива ЗСК. На этот раз мы вновь по требованию федерального законодателя внесли поправки. Закон тормозят. А мы не просто ждем, когда же убедятся в его острой необходимости и примут. Буквально на прошлой неделе я был в Темрюкском районе, общался там с династией фермеров. У них полтора гектара теплицы. Продукция пользуется спросом, их знают, есть постоянные покупатели. Но товара должно быть больше, темрюкский фермер тоже может нарастить. И что тогда? У дороги торговать? Так ему некогда будет теплицами заниматься. Тут так, если разумно: один растит, а другой занимается реализацией. Вот для этого и нужна торгово-закупочная система, прописанная в федеральном законе. К слову, нашу инициативу поддержали 42 субъекта РФ, Совет Федерации, большинство комитетов Госдумы.

Председатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко поручила министру промышленности и торговли разобраться, почему так происходит. Затем состоялось заседание комитета Госдумы по вопросам агропрома, мы по требованию комитета документ доработали. Надеемся, что законопроект рассмотрят в первом чтении. Ко второму внесем поправку о нижнем пороге цены для продукции аграриев, которой будет заниматься закупочная система. Человек ведь должен знать, чем окупятся его усилия и старание.

— Отдельная тема — господдержка в секторе малого бизнеса. Предприниматель из Славянского района рассказала о том, что предприятия закрываются — им не по силам платить налоги, не могут взять кредит…

— Вы видели выставку-ярмарку, которая проходила у нас недавно. Эти люди — ремесленники — не имеют поддержки вообще или имеют, но очень скромную. А говорить об избавлении от налогов нельзя. Как, скажите, будет существовать государство, если все перестанут их платить? На эти средства строятся детские сады, дороги. Вот с тем, что необходимо максимально снизить волокиту при регистрации предприятия, упростить получение кредитов, я полностью согласен. С другой стороны, чтобы иметь возможность платить налоги, нужно производить больше продукции. На то и расчет, если быть честным.

Приведу один пример. Помните, одно время на улице Калинина в Краснодаре было много ларечков со всевозможной мелочью? В один из них я как-то зашел. За прилавком увидел двух продавцов. Так еще и хозяйка магазинчика есть. Спрашивается, зачем? Пусть сама хозяйка здесь и работает.

Еще пример. Когда ввели налог на транспортные средства (в частности 25 тысяч рублей в год за КамАЗ), посыпались жалобы. Много, мол. Но налог ведь и должен быть стимулом к тому, чтобы человек работал больше. И мы не можем индивидуально подходить к каждому, давать послабление выборочно. Налоговый кодекс для всех един.

Поэтому я считаю: раз взялся за гуж, должен работать. Причем с полной уверенностью могу утверждать, что условия в России для этого не самые плохие. Кредитование — да, здесь проблема есть. И Президент России говорит об этом, а значит, изменения будут.

— Владимир Андреевич, у вас большой опыт политика федерального уровня. Вы были членом Совета Федерации, когда его формировали в том числе и из региональных председателей заксобраний. Потом вас, глав региональных парламентов объединили в Совет законодателей. Мне кажется, эффективность СФ от этого снизилась. Или мы не правы?

— Я никогда не хвалю кого-то просто так. Но с приходом Валентины Матвиенко на должность председателя Совета Федерации деятельность палаты претерпела серьезные изменения. Например, выездное совещание по ВТО. Раньше такого не было. Совет Федерации сегодня становится той структурой, к которой правительство прислушивается.

В Совете законодателей несколько другая система. Здесь работает множество комиссий. И Совет — это нечто иное, это площадка, с которой выше должны услышать наш посыл. И если хотим, чтобы вопросы решались быстрее, надо просто слышать друг друга — Федерацию, местное самоуправление. В Конституции ведь написано, что власть принадлежит народу. Вот местное самоуправление — это как раз и есть произведение о народе. Через своих представителей в Совете законодателей он и может донести до самого верха то, что его волнует.

— О развитии малого бизнеса и крупных предприятиях. Что эффективнее, на что в крае делается ставка?

— Я никогда не отрицал важность крупных предприятий. Малый же бизнес должен давать в первую очередь занятость населению. Заглянем в будущее: в 2050 году, по подсчетам ученых, на Земле будет жить девять миллиардов человек. Чтобы их прокормить, будет необходимо увеличить производство на семьдесят процентов! Вдумайтесь! Огромная цифра. И вот как раз малые предприятия и могут решить проблему. Или, во всяком случае, смягчить ее.

Ответы на вопросы, пришедшие через Интернет

— Шестого июля у ЗСК прошла выставка-ярмарка народных промыслов. Закон о поддержке народных промыслов и ремесел принят, но на местах ее часто нет. Что делать?

— Мы не раз говорили, что в каждом городе, в райцентре должны быть магазины по продаже изделий народных умельцев. Проблемой реализации мы занимаемся и будем заниматься. А что делать, если вас не поддерживают? Обращаться к нам. Мы готовы решать эти вопросы точечно. Только не должно быть анонимных обращений.

— Выделили землю многодетной семье в Абинском районе, но теперь выясняется, что это земля сельскохозяйственного назначения и строиться на ней нельзя. Что делать?

— Закон принят, а то, о чем вы говорите, прямое его нарушение. И здесь надо задавать вопросы главе района. Пусть ответит. Так быстрее все и решится.

— Почему практически не видно сельских усадеб?

— Вы не правы, они создаются. Но не так много, как хотелось бы.

— Будет ли форма работы, подобная научно-практическим конференциям?

— Сейчас мы думаем над тем, какую можно найти новую форму. Знаю, что нигде в стране такой работы, как у нас, не ведут. Это и научно-практические конференции, и ТОСы, и парламентские слушания по бюджету с участием тысяч человек. Все это будет продолжено.

— О том, что позволяет сохранять внутреннее равновесие в столь непростой работе…

— Когда я работал в районе, был у нас председатель сельсовета. Умный, нравился всем. Но однажды пришел с заявлением. Не могу, говорит, больше воспринимать критику, наступил предел.

Так вот: пока сохраняется уверенность в правоте того, что я делаю, этот самый предел не наступит.

Инна Волкова