Владимир Синяговский: о строительстве церквей и садиков, сере в порту Новороссийска и платных пляжах
— Прежде всего хотелось бы выразить соболезнование родным погибших в Омске молодых солдат. Непонятно, как могла произойти такая трагедия, — отметил Владимир Синяговский. — Что касается Новороссийска, то у нас есть ветхое аварийное жилье. Мы принимали активное участие в пятилетней госпрограмме, в результате чего переселили более 600 человек из таких трущоб. Но чтобы закрыть проблему, нам требуется более полутора миллиардов рублей. Сейчас мы приняли решение переселять жильцов из особо опасных домов хотя бы во временное жилье. Создали рабочую группу, которая обследует и выявляет самые опасные здания, в том числе и те, где произведена незаконная самовольная перепланировка.
Логично прозвучал вопрос о региональном фонде капитального ремонта жилья. Он взволновал буквально всех жителей многоквартирных домов не в одном только Новороссийске. Есть ли другие способы решить проблему капремонта жилья?
— Вы знаете, что в течение пяти лет были соответствующие федеральные программы, в которых наш город также принимал участие. А теперь принята новая госпрограмма, по которой в фонды накопления каждая семья должна вносить деньги на капремонт. Люди настроены скептически: доживу ли я до того светлого будущего? К тому же есть еще проблемы с доставкой квитанций. Задача состоит в том, чтобы активнее проводить разъяснительную работу с населением. Мы должны уже в ближайшее время привести показательный пример для новороссийцев, проведя капремонт многоквартирного дома за счет накопленных средств. Иначе программа будет пробуксовывать. Вот на сегодня мы должны были собрать с населения более 100 миллионов рублей в этот региональный фонд, а собрали не больше 20 миллионов.
Однако это не единственная возможность. Законодатель внес поправки, которые позволяют организовать собственный фонд самими жителями дома. Кстати сказать, много проблем возникает с управляющими компаниями. Новороссийская управляющая компания бросила на произвол судьбы порядка 500 многоквартирных домов, и мы были вынуждены вновь создавать муниципальное предприятие и «подобрать» эти дома. Но здесь важно отметить: там, где люди создали ТСЖ, — больше порядка и ответственности.
Транспорт — не самая больная тема
— К сожалению, нам троллейбусное предприятие ничего, кроме убытков, не дает. Наполняемость троллейбусов составляет не более трети. Но, учитывая специфику города, мы считаем, что такой транспорт у нас должен быть. Поэтому за счет городского бюджета содержим его, дотируем на 60–80 миллионов рублей в год. Хотя подавляющее большинство населения, согласно проводимым социсследованиям, предпочитает более комфортные и быстрые автобусы малой вместимости, так называемые маршрутные такси. Тем более что за последние два года произошло почти полное обновление таких микроавтобусов самими собственниками. Впрочем, в современных троллейбусах, стоимостью в 10,5 миллиона рублей, также созданы все комфортные условия для пассажиров.
Мы стараемся обновлять парк с помощью спонсоров — градообразующих предприятий, таких, как Новороссийский морской торговый порт. Хотели в этом году закупить десять новых троллейбусов, но сейчас суммы хватит только на два. Потому что возникли вопросы: почему именно на троллейбусы выделяют деньги? Стали делить. Надо капитально отремонтировать Дворец творчества, где занимаются более пяти тысяч маленьких детей. То же самое — поликлиника в Восточном внутригородском районе, построенная в 1956 году. В
Вот все средства, выделенные на троллейбусы, и разошлись. Осталось только на два. А вообще такая проблема есть не только в Новороссийске, но и в Краснодаре, и в Армавире.
Вопрос о новороссийском долгострое — Дворце спорта — выявил общую проблему с подрядчиками. Недобросовестность, а порой и преступные действия руководителей иных подрядных организаций срывают сроки, и бюджетные деньги уходят в никуда.
— Нам пришлось повторно делать смету, экспертизу уже возведенных объектов Дворца спорта. Но теперь встал вопрос финансирования дальнейшего строительства, ведь это деньги федеральные и краевые. Новый подрядчик вроде бы серьезный. Но они все серьезные. Вот у нас в станице Раевской строит детский сад краснодарская компания, выигравшая тендер. И уже почти на два месяца отстает от графика. После нашей неоднократной критики подрядчик убрал прежних строителей и завез китайских рабочих. Конечно, их отличает фанатизм в работе. Трудятся они в две смены и вообще без перерывов (на обед ходят по одному). Сдать в эксплуатацию детский сад нам нужно вовремя.
В Интернете к главе есть гневные обращения по поводу того, что в Новороссийске не хватает детских садов, зато все больше появляется церквей.
— Детские сады строятся за счет бюджета, а церкви — на пожертвования граждан и предприятий. Сегодня у нас в процессе строительства находится 12 церквей. Мы просим бизнес оказать содействие. Но процесс порой идет очень сложно и длительно. Так, в станице Натухаевской церковь строится уже, наверное, лет 18 — и только сейчас близится завершение. Начинается строительство кафедрального собора. Проект уже на выходе, стоимость оценивается более чем в 600 миллионов рублей. Теперь потребуются серьезные пожертвования. Построить такой объект можно только всем миром.
Из экологической темы самым острым остается вопрос о перевалке в порту серы навалом. Полемика об этом ведется уже не первый год.
— Были обращения в природоохранную прокуратуру, другие проверяющие и контролирующие органы, которые не нашли нарушений и, что самое главное, вреда для здоровья населения от перевалки серы навалом. Кто постарше, помнит, что раньше сера вообще считалась чуть ли не полезной, ее использовали в обработке, например, виноградников или садов.
Сейчас рассматривается вопрос о том, чтобы принимать серу в кегах, после чего перегружать ее на суда в порту. Считаю, что сыпучих грузов вовсе не должно быть. И портовики постоянно увеличивают количество грузов, отправляемых и принимаемых закрытым способом, без
Есть другая, гораздо более серьезная экологическая проблема. Отдыхающие на морском побережье оставляют после себя бытовой мусор, который затем ветром разносится по нашей бухте, выбрасывается на пляжи. К чести портовиков, они очищают акваторию. Но нам надо взывать и к совести граждан. Как приезжих отдыхающих, так и новороссийцев.
— Арендаторы не имеют права делать пляжи платными. Они имеют право только продавать свои услуги. А проход должен оставаться свободным, бесплатным. Но казус с повышением арендной платы действительно есть, и мы им занимаемся вместе с другими причерноморскими городами Кубани и краевым министерством курортов и туризма. Ведь если арендаторы перестанут заниматься обслуживанием населения, то муниципалитетам опять придется брать проблему на себя, а это дорогое удовольствие.
Сегодня же все городские и пригородные пляжи открыты и работают.
Единственный спортивный вопрос касался будущего новороссийской футбольной команды «Черноморец», которая в свои лучшие времена играла не только в высшем отечественном дивизионе, но и в еврокубках.
— Судьба клуба остается прежней — играть во второй лиге: для того чтобы играть хотя бы в первом дивизионе, нужны серьезные деньги. «Черноморец» и его база на сто процентов находятся в муниципальной собственности. Мы сегодня на содержание клуба направляем 100 миллионов рублей из своего скудного бюджета. А в первой лиге понадобится минимум 400–450 миллионов рублей. Меценатов нет. Но есть интересные предложения от геленджичан, которые мы сейчас рассматриваем.
Кстати, как показывает опрос, только 17–20 процентов россиян сегодня увлекаются футболом, то есть болеют за свои команды. Наверное, все разочаровались
Новороссийск не только
— Самый главный и значимый праздник ближайшего времени — это