Рейдеров у нас развелось предостаточно! Мало того что землю пытаются подмять под себя свои, доморощенные маркизы карабасы, так еще и заезжих любителей кубанской земли хватает. Складывается впечатление, что свободной пахотной земли у нас ни клочка не осталось.
Если не брать в расчет земли явно неудобные, участки, отведенные под лесополосы, затапливаемые и каменистые почвы, практически все пахотные площади действительно заняты. Но вот кем и как они используются, в чьи карманы идет прибыль — это вопрос.
Земля как кормилица
В последние годы земельные вопросы, несмотря на то и дело возникающие очаги социальной напряженности, вроде бы устаканились. Латифундисты, оттяпав едва ли не половину кубанского чернозема, создали крупные агрохолдинги. Эдакие «государства в государстве», куда постороннему вход строжайше запрещен! Фермеры взяли в аренду земельные паи и хозяйствуют себе не в убыток. Большинство из тех предпринимателей, у которых рейдеры и агрохолдинги отжали землю, поняли, что плетью обуха не перешибить, и смирились со своей участью. Отдельные особо упертые (в хорошем смысле этого слова) пытаются добиться правды.
Взять, к примеру, Юрия Ильченко, владельца фирмы «Кладовая солнца». Несмотря на многомиллионные потери, причиненные рейдерами, сработавшими в пользу ООО «Воронцовская», он умудряется и производство развивать, и отбиваться от второй волны рейдерского захвата. Можно вспомнить еще несколько таких же фермеров-правдорубов. На фоне основной массы мелких и средних землепользователей они почти незаметны, и если бы не статьи в газетах, то о них бы никто и не знал. В общем, в крае, как в том Багдаде, все стало вроде бы спокойно…
Однако в прошлом году тихое болото вдруг взбаламутили поправки в Земельный кодекс, согласно которым казачьи общества получили право брать землю в аренду без участия в аукционах. Постановление Правительства РФ вызвало тихую панику у тех, кто распоряжается землей. Доказательством тому — даже, увы, позиция ЗСК, где краевой закон о казачьих землях прошел только со второго раза, хотя нужно было всего лишь привести краевое законодательство в соответствие с федеральным. Иными словами, просто выполнить техническую работу.
Спасибо губернатору и прокуратуре
Губернатор края Вениамин Кондратьев заявил о необходимости создания экономической базы кубанского казачества и поручил департаменту имущественных отношений и главам муниципалитетов изыскать и выделить землю казакам.
Несмотря на однозначное требование, не допускающее какого-либо иного толкования, и на ряд селекторных совещаний, дело шло ни шатко ни валко. В первую очередь распорядители земли решили формально выполнить требование главы региона и выделили казачьим обществам наделы по принципу: на тебе, Боже, что мне негоже. Перед теми клочками земли, разбросанными на десятки километров друг от друга, и крупные хозяйства с парком мощной техники спасовали бы.
Кубанскому же войску с горем пополам выделили порядка шести тысяч гектаров, и на этом дело стало. Тогда по просьбе краевой власти ЗА ДЕЛО ВЗЯЛАСЬ ПРОКУРАТУРА РЕГИОНА. Надзорное ведомство потрудилось на славу, проанализировав состояние законности в сфере землепользования. В документе речь идет не только о выделении земли казакам, а куда шире. Прежнее руководство края по каким-то причинам в вопросы землепользования особо не вмешивалось. А проблем с использованием земли накопилось много.
Каким образом можно узнать о том или ином земельном участке? Для этого Росреестр по Краснодарскому краю создал публичную кадастровую карту. Зайдя на сайт ведомства, можно ввести номер кадастрового участка и узнать, кто и как его использует. Очень удобно и оперативно. Однако есть одно «но». Получить исчерпывающую информацию можно лишь в том случае, если участок находится на кадастровом учете. Если же нет, то его как бы и в природе не существует. Терра инкогнита, так сказать. Судя по информации краевой прокуратуры, таких белых пятен на Кубани немало.
«На государственный кадастровый учет не поставлены границы более чем 130 населенных пунктов края. Данная работа недостаточно эффективно ведется на территории городов Геленджик, Горячий Ключ, Каневского и Абинского районов.
Кроме того, государственный кадастр недвижимости не содержит полного перечня границ с особыми условиями землепользования. При этом имеют место факты отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости стоимости учтенных земельных участков», — говорится в официальном документе краевой прокуратуры на имя губернатора.
В некоторых муниципалитетах местные власти почему-то не торопятся оформить в муниципальную собственность невостребованные земельные доли канувших в Лету колхозов и совхозов. Странно: неужели главы этих городов и районов не заинтересованы в увеличении муниципальной земельной собственности? Краевой прокуратуре пришлось обращаться в суд с заявлениями о признании незаконным бездействия ряда муниципалитетов, среди которых Геленджик, Кавказский, Лабинский, Кущевский, Крыловский, Приморско-Ахтарский районы.
Куда смотрит департамент?
Получается, что один Бог ведает, сколько земельных участков, в том числе и тех, где можно пахать и сеять, не учтено. Вопрос: куда смотрит краевой департамент имущественных отношений во главе с Сергеем Болдиным?
Как следует из положения о департаменте, именно он является уполномоченным органом исполнительной власти по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности края.
Понятное дело, если земля даже не учтена, она, за редким исключением, все же работает: кто-то сажает и убирает урожай, получает прибыль. А кому, кроме землепользователя, идет эта прибыль? Очень сомневаемся, что главы районов не ведают об использовании неучтенной земли. Тут такое поле для злоупотреблений открывается — только держись! К слову, один из глав уже поплатился за самовольное распоряжение землей. Экс-глава Новокубанского района Архипов получил три года колонии. Правда, отсидел всего ничего и вышел на свободу за хорошее поведение. Надеемся — с чистой совестью. По информации прокуратуры края, в настоящее время расследуется еще ряд уголовных дел в отношении должностных лиц.
В результате головотяпства и (или) сознательного нарушения законодательства сумма просроченной арендной платы за землю в прошлом году составила 3,5 миллиарда рублей. При этом более 735 миллионов рублей — за краевую землю. Как-то не очень рачительно департамент имущественных отношений управляет краевыми земельными ресурсами.
А теперь скажем О ЗЕМЛЕ И НАЛОГАХ. Немало земли находится в так называемом фактическом использовании. Такие примеры были в Калининском, Приморско-Ахтарском, Кавказском, Лабинском районах. Это своего рода ширма, легализующая уклонение от налогов. Точнее, как выражаются латифундисты, оптимизация налоговой нагрузки.
Как должны быть оформлены отношения арендатора и арендодателя? Есть отмежеванный участок земли, поставленный на кадастровый учет, с реальной арендной стоимостью. Есть фермер или предприятие, желающие взять его в аренду. Стороны заключают договор, где четко указывается величина арендной платы. В этом случае землепользователь вынужден платить за аренду до копейки. Если же участок используется по факту, то арендная плата занижается, а разница между реальной и фактической стоимостью идет в карманы чиновников, имеющих отношение к управлению земельными ресурсами.
Выводы краевой прокуратуры о работе департамента имущественных отношений прямо-таки убийственные:
«До настоящего времени не заключены договоры аренды в отношении значительных площадей сельхозземель краевой собственности. Только в Лабинском районе площадь простаивающих сельхозугодий составляет около пяти тысяч гектаров. Имеют место нарушения при принятии решений о пролонгировании арендных отношений, а также о выкупе государственных земель сельхозназначения, используемых на протяжении длительного времени, что влечет нарушения прав арендаторов. Подобные факты выявлены в Павловском, Темрюкском, Динском и других районах. Сложившаяся проблема ранее обозначалась прокуратурой края, более того, вступившими в силу судебными актами арбитражного суда деятельность уполномоченного органа признавалась незаконной. Однако до настоящего времени ДЕПАРТАМЕНТОМ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ КРАЯ не определена четкая и однозначная позиция по данному вопросу, что порождает значительное количество жалоб».
Некомпетентность или коррупция?
Что мешает департаменту имущественных отношений не просто выработать четкую позицию, а следовать букве закона? Куда смотрит вице-губернатор Сергей Усенко, курирующий вопросы землепользования? Некомпетентность или коррупционная составляющая? Подобные предположения возникают, когда знакомишься с фактами на местах.
Взять, к примеру, Новокубанское казачье общество. Длительное время казаки арендовали несколько небольших участков земли. Пришло время продлевать аренду. Все документы были своевременно подготовлены, и вдруг казаки узнают, что земли, которые они арендовали, выставлены на аукцион(?!)
Не лучшим образом ведут себя некоторые главы муниципальных образований и сельских поселений. Самый простой способ скрыть землю — не межевать ее. Без этой процедуры участок невозможно поставить на кадастровый учет. А если спросят, почему земля не оформлена, ответ простой как две копейки: в бюджете нет средств, поэтому приходится сдавать землю по фактическому использованию.
Разговаривая с атаманами, не раз приходилось слышать одну и ту же фразу: дескать, как только главы узнали о принятии краевого закона о льготном предоставлении казакам земли, так тут же наделы в срочном порядке стали раздаваться в аренду родственникам и друзьям.
Краевая прокуратура подтверждает выводы атаманов:
«Имеют место случаи предоставления казачьим обществам земель, предназначающихся для сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования, которые в короткий промежуток времени передаются в субаренду третьим лицам, что может свидетельствовать о совершении данных сделок с целью обхода конкурсных процедур. Указанные обстоятельства могут привести не только к реализации завуалированных схем перераспределения земель, но и к недополучению существенных сумм в бюджет».
При этом чаще всего эти самые третьи лица в дополнительных земельных наделах не нуждались.
Как можно выполнить установку губернатора края о создании экономической базы Кубанского войска и возрождении на Кубани казачьего образа жизни, сталкиваясь с откровенным саботажем кое-кого из чиновников на местах и в краевой администрации? Собственно говоря, речь не только о казаках. Они стали своего рода раздражителем сложившейся порочной системы землепользования, и эта система отреагировала, защищая себя. Замысел примерно такой. Тянуть время, ссылаясь на высосанные из пальца проблемы, якобы не позволяющие наделить казаков землей. А через какое-то время обвинить их в бездействии, выставив неумехами и лодырями.
Эти замыслы просчитываются на раз, хотя те, кто идет против закона, считают себя очень хитрыми и мудрыми. Как говорил мой товарищ: «Там, где вы учились, я преподавал».
Что же делать?
Исконный русский вопрос: что делать с саботажниками, подрывающими веру кубанцев в руководство края?
Во-первых, провести тотальную ревизию земли, которая до сих пор не стоит на кадастровом учете. Затраты на эту цель окупятся сторицей, поскольку земля будет приносить деньги в бюджет. Тем более что казаки могут взять на себя функции помощников и информаторов. Они хорошо знают, где сколько левой земли, кто с нее имеет «гешефт».
Во-вторых, прислушаться к мнению краевой прокураторы об активизации работы антикоррупционной комиссии.
В-третьих, на основании объективных выводов принимать жесткие кадровые решения, невзирая на должности и личности. Иначе в крае будет расти социальная напряженность. Ведь миллионам кубанцев важнее не благополучие зарвавшихся чиновников, а стабильность и поступательное развитие благодатного родного края!
Сергей КАПРЕЛОВ.
Заместитель главного редактора,
член «Бюро журналистских расследований «Вольной Кубани».
Фото: Benjamin Balazs, pixabay.com