Земля до востребования
«Вольная Кубань» посвятила ряд принципиальных публикаций трудолюбивой семье фермеров Голубочка из станицы Бриньковской Приморско-Ахтарского района, ставших мишенью для гуляющих на свободе преступников. В мае прошлого года неизвестный злоумышленник поджег их дорогой импортный трактор. Чуть позже во двор, где стояли две автомашины фермеров, полетели бутылки с «коктейлем Молотова» и граната. Местные сыщики, увы, до сих пор не сумели найти поджигателей...
Недавно на глаза попалась публикация в районной газете «Приазовье». Речь шла о собрании «Племзавода «Бейсуг», на котором руководство предприятия убеждало пайщиков не связываться с местными фермерами. Один из наиболее успешных фермеров района — Александр Голубочка. Кстати, его сын Андрей по итогам референдума «Человек года», который проводит независимая народная газета «Вольная Кубань», стал победителем в номинации «Молодая доблесть Кубани».
Поскольку дело о поджогах имущества феремерской семье находится в редакции на особом контроле, мы позвонили Александру Голубочке. И вдруг узнали, что в станице Бриньковской происходит алчная возня вокруг земли фермеров и далее в округе. По заданию редакции наш спецкор выехал в станицу Бриньковскую.
Отчетное собрание в племзаводе «Бейсуг», который входит в агрохолдинг «Каневской» (составная часть концерна «Покровский») я, к сожалению, пропустил. Однако районная газета «Приазовье» опубликовала статью, изучив которую, можно почувствовать и дух собрания, и его цель. Она, очевидно, заключается в попытке воздействовать на пайщиков, решивших расторгнуть договоры аренды с племзаводом «Бейсуг» и передать именно эту землю местным фермерам.
«Бейсуг»: до и после
Четыре года назад агрохолдинг «Каневской» купил племзавод «Бейсуг». По словам местных жителей, в 2010 году здесь работало свыше полутора тысяч человек. Сейчас — 385 вместе с управленцами. За это время прекратили работу свыше десяти подразделений. Не стало в станице овцеводческой фермы, ничего не осталось от кормодобывающей и садоводческой бригад. Закрылись консервный, мукомольный, хлебо- и маслозаводы. Ладно была бы станица полузаброшенной, бесперспективной, вымирающей. Но Бриньковская — одна из наиболее благоустроенных станиц на Кубани. Живет и развивается! Людей меньше не становится, наоборот. Почему же с территории станицы исчезли вышеупомянутые предприятия? Об этом в пространном докладе, как ни удивительно, не было ни слова.
Собрание, по словам генерального директора Геннадия Фищука, было приурочено к 34-й годовщине присвоения сельхозпредприятию статуса «Племзавод «Бейсуг». Дата хоть и не круглая, но все же значимая, раз уж сам гендиректор заговорил о ней. Вот бы самое время вспомнить о славном пути, который прошло хозяйство, и сравнить с его нынешним состоянием.
Доклад Геннадия Фищука пестрел цифрами и фактами. Да, определенные достижения у хозяйства есть. Этого никто не отрицает. Например рост урожайности подсолнечника или повышение плодородия почвы. Средняя зарплата в «Бейсуге» 18 тысяч 920 рублей. Предприятие перечисляет деньги в сельский и районный бюджеты, в Пенсионный фонд (хотя это скорее обязанность, чем заслуга).
Доклад, судя по всему, был прелюдией к главному вопросу. О земле.
Откуда такая доброта?
Раньше пайщики, заключившие договоры аренды с племзаводом «Бейсуг», получали по 1,2 тонны пшеницы, по 25 килограммов сахара, муки, по 25 килограммов масла. Так тянулось не год и не два, без ожидаемых перемен.
И вдруг Геннадий Фищук ни с того ни с сего заявил с высокой трибуны о решении, принятом руководством предприятия: увеличить плату станичникам за сданную в аренду землю! Причем задним числом — за прошлый год! И даже в одностороннем порядке и их, хозяев земли, не спрашивая! Каково? С трибуны, как долгожданный майский гром, звучало: теперь станичники, сдавшие землю именно этому сельхозпредприятию, станут получать по 3,5 тонны пшеницы, по центнеру муки, сахара и 50 килограммов масла. С чего такая стремительная всеобъемлющая доброта? Неужели хозяева концерна «Покровский», находящиеся в Ростове, взяли и просто так расщедрились, приурочив приятный сюрприз к 34-й годовщине присвоения бывшему колхозу статуса племенного завода?
Вспомните изречение Карла Маркса: «Нет такого преступления, на которое не пойдет капиталист ради 500 процентов прибыли». А тут ростовские бизнесмены взяли и решили значительно уменьшить свою прибыль.
Эта щедрость преследует одну цель — удержать пайщиков от расторжения договоров аренды. Значительная часть сельхозугодий «Бейсуга» — это земли именно пайщиков. А часть станичников решила расторгнуть договоры аренды с предприятием и передать свою кормилицу-землицу местным фермерам.
Имеют они на это право? Безусловно!
Так как земля является их собственностью, соответственно, они вправе использовать ее как им заблагорассудится.
В этой ситуации руководитель агрохолдинга «Каневской» Максим Мишарев, выступавший на собрании, упрашивал пайщиков не расторгать договоры с племзаводом...
Человек ищет где лучше...
Чем отличается фермер от хозяина холдинга или концерна? Фермер — вот он, рядом, как правило, на отчей земле. К нему можно обратиться в любой момент: попросить о помощи, перехватить в долг денег. Он никуда не денется из станицы, не махнет на постоянное место жительства за пределы станицы или района. Деловая и моральная репутация фермера — это его капитал! В станице все друг у друга на виду, и стоит ему хоть раз обмануть пайщика, на следующий день об этом будут знать уже все — от мала до велика.
— Пусть я сработаю по нулям, даже останусь в убытке, но непременно выполню свои обязательства перед пайщиками, — говорит фермер Юрий Рычка. — Были случаи, когда земля, взятая в аренду у людей, не давала больших урожаев из-за неблагоприятных погодных условий. Но натуральную оплату пайщики получали в полном объеме и в срок.
Почему владельцы 3600 гектаров решили отдать свои паи фермерам? Они считают, что подобная сделка будет для них выгоднее!
— В прежние годы племзавод «Бейсуг» относился к пайщикам неважно. Были случаи, когда им выдавали некачественную продукцию и меньше, чем у тех, кто отдал землю в аренду фермерам. И только сейчас заговорили о повышении арендной платы. Но пока никто из пайщиков ее в глаза не видел, — считает Александр Лоза. — Посудите, если бы «Бейсуг» относился к людям внимательно, как это делают фермеры, стали бы от них уходить пайщики?
— Мы никого не агитировали, не звали к себе, люди сами выбрали, где им лучше, — говорит глава КФХ Александр Голубочка.
Хозяева «Бейсуга», по словам фермеров, развернули информационную войну против них. К пайщикам, решившим разорвать отношения с предприятием, явочным порядком приходят некие люди, рассказывают всяческие страшилки и увещевают одуматься, то есть не передавать землю фермерам. Например, утверждают, что фермеры вносят в договор кабальные условия: в случае разрыва отношений в одностороннем порядке пайщикам придется возместить полученную оплату в стократном размере, а также компенсировать упущенную выгоду и покрыть все расходы на межевание земли. Стал бы кто-то в трезвом уме и здравой памяти подписывать такие договоры? Но все напрасно — многие пайщики, наоборот, хотят разорвать договоры с «Бейсугом» и заключить их с фермерами. Потому что условия, предлагаемые ими, выгоднее! Рыба ищет где глубже, а человек где лучше...
Попытки склонить пайщиков на свою строну «Бейсуг», однако, продолжает. В принципе, криминала в этом нет. Но вот методы, с помощью которых воздействуют на пайщиков соперники по земельному бизнесу, вызывают с моральной точки зрения неприятие и, пожалуй, осуждение. Негоже так действовать, господа из ростовского «Покровского»...
Моральный гнет пайщиков гнет
— На каком основании меня лишают конституционного права распоряжаться принадлежащей мне собственностью? — возмущенно говорит один из станичников. — Это мое дело, что я сделаю с землей — продам, заложу или сдам ее в аренду тому, кому захочу! Не надо мне рассказывать о кисельных берегах и молочных реках, которые сулят хозяева племзавода. Какой колхоз мощный у нас был — и что от него сейчас осталось? Рожки да ножки. Ну и земля, конечно. Вот она-то их и интересует, а не мы, крестьяне!
В сталинские времена бытовало выражение: «Сын за отца не отвечает». В станице, похоже, оно радикально изменило свой смысл.
— Работники «Бейсуга», у которых есть родители, решившие сдать свои паи фермерам, рискуют лишиться работы, — говорит Виктор Мартыняк. — Одного из пайщиков, работающего в «Бейсуге», мать и сестра которого надумали сдать землю мне в аренду, поставили перед выбором: либо родня должна заключить договор с предприятием, либо скатертью дорога. Они пришли, долго извинялись, вернули деньги за оформление кадастровых дел и отозвали доверенности. Я их понимаю, работу в станице найти не так-то просто...
— Ко мне приезжала работница «Бейсуга» и говорила, что фермеры нас в кабалу загонят, — рассказала Валентина, попросившая не указывать ее фамилию, поскольку ее дочь работает в «Бейсуге». — А то выгонят ее в два счета.
— Почему вы хотите сдавать землю фермерам, а не племзаводу?
— Потому что фермеры по-людски к нам относятся. Заранее предупредят, когда привезут зерно. За доставку денег не берут. Подоходный и земельный налог за нас платят сами. А в «Бейсуге» нужно стать на очередь, ехать из хутора Тамаровского за 15 километров. Бывает, то кладовщиков нет, то сахара или муки. Приходится по нескольку раз туда-сюда ездить. Был случай, когда приехала получать сахар, а мне говорят: «Свежего сахара нет. Есть немного погрызенный мышами». Я говорю: «Ты будешь с таким сахаром чай пить?». Пришлось ехать в правление. Только после этого дали качественный сахар.
Борьба должна быть честной!
В Бриньковской развернулась нешуточная борьба за пайщиков. Станичники, решившие сдать землю в аренду фермерам, как положено по закону — в установленный срок — уведомили руководство «Бейсуга» о намерении расторгнуть договоры аренды. Провели собрания, где приняли решение о передаче паев фермерам. Все по закону! На днях выяснилось, что юристы племзавода подали иск о признании решений собраний недействительными. Пока суд да дело, время выиграют. Могут и дальше перетягивать пайщиков на свою строну, всячески затягивая судебные разбирательства.
В начале марта в краевое министерство сельского хозяйства пришло письмо. Среди тех, кто его подписал, люди, работающие в «Бейсуге». К примеру главный бухгалтер. Общая тональность письма — SOS, караул, срочно на помощь!!! Вкратце его суть такова: злодеи фермеры хотят загнать в пожизненную кабалу пайщиков. А мы, дескать, пострадаем от того, что собственники 3600 гектаров заберут землю и передадут ее фермерам. Планы по реконструкции животноводческих ферм, покупке новой техники пойдут коту под хвост. Особенно удивляет заключительная фраза: «Просим вас восстановить справедливость!». О какой такой справедливости идет речь? Может, стоит и на свои методы убеждения посмотреть? Насколько они этичны, морально справедливы?
К слову, почему бы далеко не бедному концерну «Покровский», руководство которого купило сеть ростовских магазинов «В двух шагах», не вложить деньги в реконструкцию ферм и покупку новой техники? Уж такому экономическому тяжеловесу это вполне по силам.
...Борьба за пайщиков, развернувшаяся в станице Бриньковской, дело рыночное. Конкуренция — это нормально. Но вот только вестись она должна честно. Без морального террора. Без унижения достоинства людей, которые вправе самостоятельно решить. Как им воспользоваться своей землей.